Легко ли быть сувенирщиком... в России?
На эту тему размышляет Генеральный директор художественно-производственной студии Art4you Павел Нестеров.
Нам часто задают вопросы: отличается ли сувенирная отрасль от других отраслей рекламы? Есть ли у нее какие-то свои специфические проблемы? Отличается ли работа сувенирщика от работы рекламистов, например, в компаниях, занимающихся наружной рекламой, полиграфией или проведением специальных мероприятий?
Никто никогда не проводил исследований различных отраслей рекламного рынка по выше заданным параметрам. А вот так по душам поговорить со своими коллегами как-то не приводилось. Потому и возникла мысль рассказать несколько случаев из жизни сувенирщика. А вы уж сами судите, относятся ли они к категории сугубо специфических для сувенирного рынка или все же типические и для других направлений рекламной деятельности.
На каком языке будем говорить?
Во всех наших промоматериалах многократно и во всех вариантах написано, что мы занимаемся оригинальной сувенирной и наградной продукцией. Мы чрезвычайно подробно описываем наши технологии, материалы, демонстрируем, какие призы, подарки и сувениры делаем. НО... дня не проходит, чтобы не прозвучало: «Вы сувенирами занимаетесь?»
Или звонок, и раздается: «Мы посмотрели ваш сайт, всё очень интересно, но можно ли у вас ручки по каталогу заказать?» Диву даешься: где же все эти звонящие вычитывают про то, что мы предлагаем сувениры по каталогу? Наверное, стоит ввести специальную, красной рамкой обведенную, ремарку - крик: «Мы не занимаемся сувенирами по каталогам!!! Мы продаем только собственную продукцию». Порой начинает казаться, что в азарте работы мы что-то очень важное пропустили - типа, упразднения русского языка, как государственного.
А как вам такой «оригинальный» вопрос: «А сколько будет стоить приз у вас заказать?» Было время, когда мы подробно, не щадя языка своего объясняли, что стоимость изделия зависит от идеи, а идею мы разрабатываем на основании запроса клиента... Но, услышав в ответ: «Нет, ну хотя бы приблизительно?!», самые терпеливые из нас отвечали: «От 100 до 1 миллиона рублей....» А самые горячие без слов замирали - чтобы, не дай бог, не сорвалось, не вылетело! Но результат был всегда предсказуемо одинаков: наши собеседники - на другом конце провода - почему-то трубку кидали. Помнится, мы даже конкурс среди своих сотрудников объявили на самый лучший ответ на этот вопрос. Откликнулись практически все, была собрана коллекция реплик. Вот только большинство из них не подлежит произнесению в обществе женщин и детей.
Big-problem Brief
Пробовали использовать разные варианты брифа - из трех вопросов, или развернутые - страницы на полторы. Ни один из них наши клиенты не хотят заполнять. И знаете, может быть, это и хорошо. Вот, как они характеризуют компании, в которых работают:
- «Динамично развивающаяся молодая компания»? (В 70% случаев обращения).
- «Коллектив энергичных профессионалов, средний возраст - 25-35 лет» (В 29% компаний заказчиков).
- Очень мило, но слишком часто: «Наши сотрудники умеют хорошо работать и хорошо отдыхать, обладают здоровым чувством юмора».
Видимо, в оставшемся 1% компаний трудятся те самые - не молодые, без чувства юмора, немножко вялые просто сотрудники.
На вопрос о цели использования сувенирной продукции получаем традиционные три лаконичных варианта: «поднять продажи», «наградить партнеров», «повысить лояльность сотрудников». И ни слова о том, что за проект или мероприятие планируется, кто получит эти призы, как будет происходить награждение (дарение), за что, за какие заслуги. Не говоря уже о стилистике проекта, мероприятия.
Начинаем расспрашивать, вроде бы охотно рассказывают. Заполняем бриф вместе, высылаем заказчику на утверждение. Подписывают. А дальше...
Начинается самое интересное:
- Предлагаем варианты идей, но они «совершенно не совпадают с тем, что представлял себе заказчик». Разбираемся. Оказывается, представлял он себе изделие из нашего портфолио, стоимость которого была 30000 - 40000 тысяч, а мы разработали идеи стоимостью по 300 рублей - на основании полученного в брифе ответа о планируемой стоимости и бюджете.
- Кстати, вопрос о возможной стоимости заказываемого изделия относится к числу самых сложных. Не поверите, мы разрабатываем предложения, опираясь на названную заказчиком стоимость, а в ответ вдруг: «Ну, что вы! Это слишком дорого!! У нас нет такого бюджета!!!»
- Бывает и такое: тот, кто заполнил бриф, не является человеком, принимающим решение, а тот, в свою очередь, не так ставил задачу, не так себе всё представлял и, вообще, ему это всё не нравится.
- А как вам такая реакция: «Это что, всё будет вручную сделано? А нельзя, чтобы было «вылизано», как на образце?» В качестве образца предоставляется одна из широко растиражированных китайских вещиц. Кстати, всегда интересно, где они были со своим образцом раньше, и почему не заказали тираж тем, кто такой образец им предоставил.
- Или еще пример. В брифе написано: «Разработать оригинальный, необычный, запоминающийся приз». А на этапе представления идей раздается: «Нет, это ОЧЕНЬ необычно, нас не поймут. Давайте лучше возьмем стеклянное основание на него установим стеклышко, на котором просто выгравируем текст».
Всё, стоп! Достаточно примеров. Хотя отдельного упоминания заслуживают ситуации, когда заказчики приходят с готовой идеей. В большинстве случаев - это самые легкие и удобные для нас заказы. Заказчик четко формулирует, что он конкретно хочет, мы создаем эскизы. Затем вносим некоторые коррективы, уточнения и запускаем изделие в производство. Такие заказы могут быть воплощены в достаточно сжатые сроки. НО, если заказчик сам создает эскиз, начинаются другие проблемы! Обычно эскиз создается дизайнером, который плохо разбирается в технологиях и материалах, и нарисованное им чрезвычайно сложно, а порой невозможно, бывает воплотить. На объяснения с заказчиком и на поиск альтернативного варианта уходит драгоценное время. А теперь представьте, что эскизы заказчика прошли все согласования и утверждения у его руководства, и запустить весь процесс снова для него смерти подобно.
Огромная просьба, не рисуйте сами!
Фактор времени
Во всех фильмах про разведчиков и грабителей есть такая сцена - герои перед тем, как идти на «дело», сверяют часы. Предлагаем ввести эту процедуру с заказчиками. Только сверять нужно не только минуты и часы, но месяц и год размещения заказа и ожидаемой даты его исполнения.
Мы ведь всегда честно предупреждаем, что не можем разработать и произвести тираж оригинальных изделий за 1-2 дня. Требуется время на придумывание идей, утверждение их у заказчика, проработку проекта на уровне деталей, технологий, материалов. И, наконец, производство всегда требует времени. Если вы заказываете приз, у которого необычная (или из цветного стекла) подставка, на которую крепится сложной формы бронзовая статуэтка или вырезанная из дерева фигурка, то будьте готовы ждать столько, сколько это потребуется для производства всех элементов и монтажа целого.
Призыв обращаться вовремя совершенно не работает. Как ни странно, заказы новогодней продукции, которые начинают обсуждаться в мае-июне, практически никогда не доходят до завершения. Времени не хватает! Да, и как тут успеешь, если за это время:
- уходит на повышение (в декрет, в другую компанию) контактное лицо или лица со стороны клиента;
- меняются условия заказа (тираж, стоимость, стилистика и порой даже содержание проекта, для которого создаются призы, сувениры, подарки);
- меняется формат утверждения со стороны руководства компании-заказчика ит.д. и т.п.
А «Спасибо!»?
И напоследок, еще одно наблюдение. Нам никогда не говорят спасибо. В тот момент, когда сдается заказ, редко услышишь: «Спасибо». Причем, позвонишь через три месяца, полгода, тебе обрадуются, тут же вспомнят, что есть срочный (!) заказ... Но почему-то при сдаче проекта, практически никогда не благодарят. То ли процесс создания эксклюзивной сувенирки настолько насыщен эмоциями, полон нервного ожидания, что хочется все поскорее закончить, успокоиться? То ли устаем мы с заказчиками друг от друга, от совместной работы и сотворчества?
А как бы нам хотелось узнать, понравились ли наши изделия, вписались ли они в общий формат мероприятия, соответствовали ли задаче. Как бы нам хотелось, пусть не увидеть, но хотя бы услышать рассказ о том, как победитель удивленно всплеснул руками, радостно улыбнулся в момент вручения...
Advertology.Ru
16.02.2012
Комментарии
Написать комментарий