А что у ФАС?
Экспертный совет ФАС не столько «приговорил» или «оправдал» ту или иную рекламу, сколько выявил некоторые особенности общественного поведения и рекламной коммуникации.
Красные и злые
Под этим лэйблом в заседании экспертного совета прошли два известных бренда, успевшие приучить публику к хорошей рекламе: «Альфа-Банк» и Heinz. Что ж, интереснее.
Вот, что вызвало рекламацию на рекламу ООО «Альфа-Банк»:
Жалобу получило Приморское территориальное управление ФАС, и не от кого-нибудь, а от ГИБДД, обвинившего банк в открытом призыве брать кредиты для дачи взяток за приобретение водительских прав, что является нарушением статьи 5 п. 4 законе «О рекламе» (побуждение к совершению противоправных действий). Мнение приморских экспертов разделились 50/50.
Однако москвичи единодушно жалобу отклонили, т.к. речь в сообщении идет не о деньгах, а о быстром способе получения кредита (внизу на щите - указание на возможность заказать кредит на сайте) А сравнение с долгой и трудной добычей водительских прав опирается на устоявшийся в обществе стереотип, никак не порочащий ГИБДД. Вся история вызвала лишь ироничную реплику «о некоем хозяйствующем субъекте, о котором в народе говорят, мол, на нем шапка горит».
Другим «горячим» камнем преткновения (уже для бдительного гражданина) явилась мировая кампания Heinz в России.
Существующей в таком вот виде кампании инкриминировано нарушение статьи 5 части 2 пункта 2 - о недостоверности рекламы, содержащей ложные сведения «о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара».
Эксперты согласились: да, безличная конструкция «Heinz. Без него не едят» способна создать обыкновение и даже традицию, и будет верно понята и принята лишь в том случае, если тому есть объективное основание: да, без этой приправы действительно в России за стол не садится большинство людей. Однако за словом Heinz, как и за «ксероксом», стоит солидная линейка всевозможных продуктов - в данном случае, приправ, так что в случае с кетчупом в России имеет место быть не нарушение закона, а неверная адаптация мировой агрессивной и весьма успешной кампании к нашим условиям.
10 голосами против 4 кетчуп оставили в покое: у нас и так сильных брендов с агрессивной рекламой мало.
Голые и глупы
Ни один рекламный сезон и ни одно заседание экспертного совета при ФАС не обходится без «обнаженки». Зимой она смотрится как хурма на облетевшем дереве и вызывает бурные проявления гражданской позиции.
Рекламе торгового комплекса «Весна» с тремя полуодетыми дамами и только добрый прохожий «пришил» шестую часть пятой статьи («использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия»).
Жалоба поступила с Алтая, но московские эксперты остались невозмутимы, как индейцы: в столице такая реклама воспринимается как универмаг в спальном районе или привокзальный пивной ларек. «А я вчера был в Третьяковке, там столько обнаженки!» - несмешно пошутил один индеец. Не кантовать - был молчаливый приговор.
Не узнали эксперты несовершеннолетнюю девочку и на щитах с сигаретами EVE, обвиненную в нарушении статьи 6 пункту 6 о недопущении в рекламе изображения подростка в рискованных ситуациях. Запрошенные факты свидетельствуют: девушке во время фотосессии было 27. И вообще «несовершеннолетний» - термин весьма скользкий, кроме того, что можно в 30 выглядеть на 15, а уж если зафотошопить... В общем, отпустили девушку справлять her day в общество великовозрастных друзей на заднем плане.
А вот наивная и придурковатая реклама сайта газеты «Из рук в руки» вызвала бурю дебатов. Статья - та же, что и у упомянутых выше «весталок»: оскорбление образом.
Газетка, усердно, как пчела мед, собирающая весь объявленческий мусор и еще на заре миллениума прославившая себя тремя увесистыми рубриками «досуг дешево», «венеролог анонимно» и «100-процентный приворот», поздно, но с размахом празднует рождение в Интернете и отрабатывает заявленный идиотический формат. Подчеркивая его и идеей, и персонажами, и шрифтом, и дизайном.
Казалось бы, сельпо оно и есть сельпо, но, совсем как реклама «Альфа-Банка», она-таки зацепила аудиторию. В лице не жалобщика, а экспертный совет ФАС. Сначала эксперты дружно посетовали на то, что реклама пошлая, некрасивая и примитивная, и что за это, к сожалению, дела не пришьешь. Затем нашлись и поборники морали, утверждавшие: эти двое неуклюжих - мелкий мужичонка в сером, не по росту пиджаке и почему-то желтых штанах и долговязая девица в коротеньком платьишке-декольте явно издевались и над семейными устоями, и друг над другом.
Мнения разделились: 10 членов заявили об оскорблении морали, 10 состава преступления не видели. Совсем как Поклонная с Болотной. А это - повод возбудить дело.
Умные и хитрые
Пожалуй, самая интересная дискуссия развернулась вокруг двух последних рекламаций. Может быть, потому, что одна была посвящена рекламе с редким и добрым юмором, другая - опасному «разводилову».
Начнем с последнего. В рекламном ролике «панангина» - лекарство, которое, по свидетельству медицинских экспертов, используется как дополнительное при хронических заболеваниях сердца и имеет четкие противопоказания, продвигается как биологически активная добавка ежедневного употребления - «питание для сердца».
Причем делается это с сильным императивным акцентом: «Почему я принимаю панангин каждый день? - В моем возрасте необходимо заботиться о сердце». Ролик подпадает под статью 5 часть 7: «Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы». Большинством голосов экспертного совета такой рекламе велено стоять, не двигаться. Тем более, что дело уже возбуждено.
Посмотреть ролик "Панангин" (0.7 Мб)
Скачать ролик
А вот ролики интернет-магазина товаров second-hand www.slando.ru получили зеленый свет - особенно после лингвистического анализа юмористической конструкции сообщения: в списке предлагаемых качеств товара (детской коляски, мобильного телефона, съемной квартиры) неожиданно для одного из персонажей появляются «мозги». Поэтому на вопрос «а мозги есть?» он отвечает: «Мозгов нет». И далее следует шутка: «а если бы были, купил бы без посредников на Slando.ru». Под статью, 5 часть 4, пункт 4 (формирование негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждение таких лиц») бдительному гражданину не удалось подвести и слоган «будь умней, покупай у людей», т.к. речь идет не об оппозиции «ум-глупость», а о противопоставлении умного решения еще более умному.
Экспертов подкупила и та дружеская интонация, что царит в роликах, объединяющих персонажей в семейную или без пяти минут семейную пару.
Посмотреть ролик "Телефон" (0.7 Мб)
Скачать ролик
Посмотреть ролик "Коляска" (0.7 Мб)
Скачать ролик
Посмотреть ролик "Квартира" (0.7 Мб)
Скачать ролик
Advertology.Ru
09.02.2012
Комментарии
Написать комментарий