Рынок интернет-рекламы в 2004 году
Аудитория Рунета в 2004 году
По данным глобальной статистики SpyLOG, предоставленными Федором Вириным, размер рунета на конец этого года - 11 млн. пользователей (реально он гораздо больше и составляет 15–17 млн.). Относительный рост аудитории за год - 40% (эта цифра относительная, ей можно полностью доверять). Общее количество русскоязычных пользователей в мировом интернете - 28–32 млн.
Недельная аудитория в российском Интернете - 8 млн, в переводе с языка счетчиков на человеческий язык, ее можно обозначать "активные пользователи". Домашнего доступа больше среди всех пользователей, меньше - среди недельной аудитории (на конец прошлого года это деление получалось примерно пополам). В 2004 году разбивка была 45/55 (офис/дом). Активность рунетчиков сохраняется, как в прошлые годы: по данным SpyLOG пользователь в среднем проходит 9–12 сайтов за сессию (а реально вдвое больше, поскольку не учтены те сайты, где нет счетчика SpyLOG). Уменьшилась доля случайной аудитории (сильно). Увеличилась (до 3,5%) доля тех, кто гуляет по русской Сети без cookies (скорее всего, за счет КПК и других мобильных устройств).
Увеличилась (сильно!) доля отключающих рекламу (и по логам сайтов, и по опросам). По оценке Федора Вирина, доля интернетчиков, отключающих стандартные баннеры, достигла 20%, но, в среднем, скорее не превышает 15%. Однако она будет расти, хотя бы потому что распространился браузер FireFox - его доля в Рунете на текущий день 11% по данным SpyLOG и 9% по данным HotLog.
С этой аудиторией приходится иметь дело
Цена вопроса
Эксперты год от года все неохотнее раздают оценки общего объема рынка. И только трое из них при этом сослались мне на усталость в конце рекламного года. Остальные… здесь я, может быть, занимаюсь домыслами… но впервые в этом году - очень большой разброс и почти полярные оценки основных игроков. Данный разброс поясняет главный редактор журнала "Интернет-маркетинг" Андрей Себрант: "Реклама и маркетинг здесь сейчас сильно переплетены. Я по регионам много поездил в этом году и убедился, что ситуация, при которой выделяют общий бюджет на оптимизацию + контексты по тем запросам, где оптимизация не сработала - типичная и массовая. Поэтому баннеры вообще оказываются не единственным вариантом рекламы - между ними и оптимизацией лежит немалый объем (как раз по деньгам) контекстной, чаще текстовой, рекламы. Куда ее относить? И не в оптимизацию, и не в баннерную уж точно. С другой стороны, наши западные коллеги любят относить search advertising к
Все резонно, поэтому на этот раз - сначала дам слово аналитикам, а не рекламистам.
Леонид Делицын, аналитик "Рамблера", свёл в табличку несколько опубликованных прогнозов (АКАР, АМК, Zenith Optimedia и Фонда Рамблера):
"Прогноз Фонда Рамблера основывается на его же прогнозе полной численности пользователей интернета в России и постоянстве рекламных расходов на душу интернетчика, - говорит Делицын. - При этом мы учитывали только расходы на рекламу, а не на PR, белый, чёрный, серый и т.п. Прогнозы, которые предполагают увеличение рекламных расходов на пользователя, должны располагаться выше нашего. Мы же думаем, что, поскольку рост численности пользователей интернета пойдёт, во многом, за счёт менее регулярных пользователей, то есть полная аудитория будет расти быстрее регулярной, разумнее зафиксировать расходы".
Федор Вирин, исполнительный директор SpyLOG считает, что объем рынка
Средняя стоимость рекламной кампании очень разная. Фактически все кампании распались на две части - кампании с использованием баннеров и попандеров и только контекст с оптимизацией. Для первых рекламных кампаний средний бюджет сейчас в районе $5–7 тысяч, для вторых - в районе $200–500".
Вера Бондаренко, медиадиректор агентства Mediastars, оценивает российский рынок
Мария Грачева, директор агентства
По предварительным оценкам Сергея Спивака, директора агентства PRIOR.ru, общий оборот рынка - $38–42 млн. "В течение всего года мы наблюдаем серьезную положительную динамику по оборотам PRIOR.ru. Предаваемая огласке цифра получится, если спроецировать этот тренд на рынок в целом. (С поправкой на то, конечно, что наши темпы роста, как всегда, выше общерыночных.) К сожалению, и в то же время - к счастью, не все компании завершены, так что финальных цифр пока нет", - говорит Спивак.
"Средняя стоимость рекламной компании - $ 27362 (НДС включен), - шутит Спивак, - Думаю, с „закрытием" предновогодних кампаний цифра возрастет еще на четверть, а то и на треть".
Есть два достаточно обособленных сегмента рынка - небольшие частные кампании, так называемый малый бизнес и крупные национальные, а в большей мере западные бренды, размещающиеся в интернете, как правило, через крупные офлайновые (все чаще сетевые) агентства в рамках общего
Оценка Дмитрия Ашманова, агентство mDigital Moscow: "немногим более $30 млн, в т.ч. порядка $6 млн составляет контекстная реклама. По официальным данным АКАР, объем рынка
"Рынок
Моя последняя цифра вполне согласуется с оценками АКАР. Неудивительно, что АКАР, давая оценку рынку
Таким образом, весь рынок рекламы - около $40 млн. При этом рост объема рынка составляет чуть больше 200%, и обеспечен он, в основном, ростом поисковой рекламы. О росте популярности поисковой рекламы свидетельствует и тот факт, что все больше агентств начинают специализироваться именно на этой части
Поисковая реклама характерна именно тем, что очень массовая. Опережающее развитие этого вида рекламы резко увеличивает число рекламодателей, снижая среднюю цену кампании. Но вообще с каждым годом этот вопрос о средней стоимости рекламной кампании становится все больше похож на вопрос о средней температуре по больнице. На "Яндекс.Директе" кампания начинается от $10. На первой странице "Яндекса" - от $100 тыс. (причем стоимость находится в обратной пропорциональности к количеству рекламодателей - от двух десятков на главной страницы до многих тысяч на „Яндекс.Директе")". Конец цитаты.
Александр Бурмистров, генеральный директор ЗАО "Агентство Массовых Коммуникаций", полностью солидарен с Федором Вирином - $35 млн, но дает другую и более конкретную расшифровку: $30 млн. - реклама и бартер на 80 ведущих площадках Рунета, $5 млн. -
Алексей Куприянов, руководитель
Рекламодатели Рунета
В десятке наиболее крупных рекламодателей российского интернета (в произвольном порядке) Вера Бондаренко ("МедиаСтарз") перечисляет следующие компании: Samsung, Sony, М.Видео, Nokia, Билайн, МТС, Citybank, Philips,
Поисковая оптимизация
В ноябре 2004 года компания Webprojects подвела итоги исследования рынка услуг по оптимизации сайтов "Исследование рынка
Исследование проводилось в
До проведения этого исследования автору статьи представлялось, что рынок оптимизации представляют в основном частные лица, которые берут по $150/сайт, договариваясь вести проект три месяца. В итоге пять сайтов в месяц, т.е. $750 в месяц, на которые в отсутствии иждивенцев жить можно только с этого ремесла. Более подробную картину выявило исследование от Webproject. В частности оно подтвердило мое представление о том, что 88% оптимизаторов работают одновременно с не более чем с пятью клиентами.
48% оптимизаторов проживает в Москве, еще 40% - в других крупных городах РФ (с населением более 100 тыс. нас.), 24% - новички на рынке, которые пришли на него в 2004 году. Большинство оптимизаторов выполнило менее 10 законченных проектов.
Более половины всех оптимизаторов (53%) берут за свои услуги до $300 в месяц, 28% - $300–600, 3%- 600–900, 16% - более $900/месяц. Везде здесь речь идет о месячном продвижении сайтов и его бюджете.
Половина всех оптимизаторов оказывают услуги проведения контекстной рекламы, и половина (53%) услуги аудита и консалтинга. В общем, о качестве такого аудита можно спорить, но последняя фраза представляется исчерпывающим обоснованием появления оптимизаторской главы в разговоре об итогах рекламного года.
Другое дело, что общая оценка рынка оптимизаторов (первые такие попытки делались уже в 2003 году) выглядит крайне затруднительной, потому что 31% оптимизаторов работает, не заключая письменных договоров с заказчиками.
Технологии и направления в
Олег Николаев, IMHO VI: "На мой взгляд, это
Среди технологий и направлений в
Мария Грачева выделяет
Сергей Спивак: "В отношении 2004 года можно говорить уже только о ретроспективах, и тут все более или менее прозрачно. В минувшем году крупные рекламодатели значительно активнее и охотнее использовали главные страницы крупных сайтов для поддержки своих офлайновых рекламных кампаний. Места на осень и Новый год раскупались за несколько месяцев. Думаю, площадки справедливо повысят цены в наступающем году, раскрутившаяся долларовая инфляция им в данном случае только на руку. Цены на
За прошедший год стабилизировались цены на размещение
В 2004 году активно эксплуатировался
Прогноз рынка на 2005 год
"Больше будет связанных проектов: например SMS+интернет+BTL, в различных медиа будет использоваться связанный креатив, будет больше интерактивности и вовлечения в коммуникацию с брендом", - считает Олег Николаев.
"В следующем году в Сеть пойдут все большие и средние агентства „полного цикла". Они уже в этом году отчаянно ищут партнеров, в следующем найдут. Не исключено, что главным партнером будет IMHO Vi. В простейшем варианте это означает, что Интернет будет массово предлагаться в качестве „бонуса", „призовой игры" к ящику. А это, в свою очередь означает, что интернет будет активно использоваться для потребительских товаров", - предполагает Вирин.
Вообще, среди визионеров подробнее всего выразился Сергей Спивак: "Увеличится разрыв между крупными
Месячный охват интернета в категориях: „бизнес", „авто", „компьютеры", „цифровая техника" уже сейчас превышает охват соответствующих бумажных изданий. Это неизбежно приведёт к переходу бюджетов из прессы в Сеть. Особенно может пострадать более дорогая, „тематическая" глянцевая пресса. Вместе с тем, это вряд ли коснётся
Очевидно, что в грядущем году нас ожидает несколько качественных сдвигов в области конвергенции интернета и технологий беспроводной связи. Говоря о российском рекламном рынке, я в первую очередь имею в виду не
Алексей Куприянов уточняет по местному рынку, что на следующий год в Питере случится переход через миллионный рубеж по объему
"Год был високосный в т.ч. и в рекламе", - говорит Дмитрий Ашманов.
Вы можете это понять? Если нет, то тогда для вас совсем простой вывод.
Реклама - услуга. У каждой услуги есть жизненный цикл, который начался для
13.01.2005
Комментарии
Написать комментарий