Статьи

Мифы и стереотипы, воспроизводимые в российской прессе в отношении товаров, производимых в некоторых странах

Приведенные результаты являются фрагментом исследования, посвященного изучению общих механизмов позиционирования и восприятия иностранных компаний, товаров и брендов в России.

Диаграмма 1. КАЧЕСТВО

Как видно из диаграммы, наибольшее распространение получил термин "европейское качество". Это во многом обусловлено тем, что Европейский союз в свое время ввел общеевропейские стандарты на многие товары и услуги. Кроме того, в русском языке в последние 10 лет возникли и устойчиво закрепились такие термины, как "евроремонт", "евровагонка", "евростандарт", "евророзетка", "евроокна" и т.п., которые также символизируют "европейское качество" и дополнительно стимулируют употребление этого термина. Это широко используется в рекламе товаров, реализуемых на российском рынке (например, "европейское качество по российским ценам").

Термин "Немецкое качество" имеет более глубокие культурно-исторические корни, (которые, видимо, восходят еще к временам дореволюционной России, когда в нашу страну приехало много немецких инженеров и промышленников, управляющих). Поэтому понятие "немецкое качество" находится в тесной связке с другими терминами, характеризующими с точки зрения россиян немцев – "немецкая пунктуальность", "немецкая аккуратность" и т.д. В настоящее время понятие "немецкое качество" ассоциируется практически со всеми группами товаров, экспортируемых в Россию – начиная от промышленного оборудования и заканчивая канцелярскими принадлежностями.

Устойчивое понятие "японское качество" ассоциируется прежде всего с японской электроникой, японской бытовой техникой и японскими автомобилями и возникло сравнительно недавно (видимо, во времена "развитого социализма", когда советские люди стали обзаводиться "сонями", "шарпами", "панасониками").

Понятие "Британское качество", так же как и "немецкое качество", имеет длительную культурно-историческую предысторию, – дореволюционная Россия закупала в Великобритании считавшееся лучшим в мире английское огнестрельное оружие, станки, продукцию текстильной промышленности. Кроме того, со времен Петра I в Россию по приглашению властей приехало значительное число английских инженеров-кораблестроителей, горных металлургов, архитекторов и других специалистов. В настоящее время понятие "британское качество" в России ассоциируется прежде всего с предметами одежды, английскими автомобилями и английскими чайными брендами.

Понятие "американское качество" размыто и не имеет устойчивых ассоциаций (кроме разве что автомобилей и вычислительной техники, однако сейчас сборка компьютеров и большинства комплектующих к ним производится за пределами США).

Термин "китайское качество" в большинстве случаев несет в себе прямо противоположный смысл – когда речь идет о дешевых некачественных товарах.

Термин "Итальянское качество" чаще всего употребляется в российской прессе в связке с такими терминами, как "итальянская мебель", "итальянская плитка", а также в отношении предметов одежды и обуви.

Что касается "французского качества", то этот термин чаще всего встречается в контексте парфюмерно-косметической продукции, а также по отношению к автомобильным шинам Michelin французского производства.

Диаграмма 2. ТОВАРЫ

 

Как видно из диаграммы, по упоминаемости в российской прессе лидируют понятия "китайские товары" и "американские товары".

Понятие "Китайские товары" в представлении россиян – это, как правило, незабрендированные, дешевые товары низкого качества от безвестных производителей.

Понятие "американские товары" в российских СМИ выступает скорее как категория макроэкономическая. Этот термин чаще всего употребляется в экономических обзорах наряду с такими терминами, как "курс доллара", "американская экономика", "индекс Доу-Джонс", "ставка рефинансирования" и т.д.

Термин "Европейские товары" эклектичен. С одной стороны, это, подобно "американским товарам", один из терминов, используемых для описания тенденций мировой и европейской экономики. С другой стороны, он часто выступает как синоним таких понятий, как "товары европейского качества", "импортные товары европейского производства", а также "товары, производимые в странах Запада" (в противоположность товарам, производимых в странах Азии)

Что касается "японских", "немецких", "французских" и "итальянских" товаров, то эти термины имеют достаточно выраженные "национальные" ассоциации.

Например, понятие "японские товары" в России достаточно жестко ассоциируется с японской бытовой и компьютерной техникой и японскими автомобилями, иявляется, таким образом, логическим продолжением понятия "японское качество". С другой стороны, термин "японские товары" выступает как элемент конкурентной борьбы с "американскими товарами", "европейскими товарами" и "корейскими товарами" на региональных рынках.

"Немецкие товары" – это широкий спектр товарных групп, ориентированных в первую очередь на потребление в "личных" и "хозяйственных" нуждах (автомобили и бытовая техника, инструменты и отделочные материалы, одежда и обувь, предметы бытовой химии, спортивные товары и т.д.)

Понятие "Французские товары" чаще всего ассоциируется с французскими духами, винами и продукцией французских кутюрье. Кроме того, в последние годы термин "французские товары" стал часто употребляться в связке со словом "бойкот": в США (в ответ на отказ Франции поддержать вторжение в Ирак) и в Израиле (в ответ на французский "антисемитизм") прошли достаточно шумные кампании по бойкотированию французских товаров.

"Итальянские товары" чаще всего ассоциируются в российских СМИ с одеждой и обувью, мебелью, электробытовыми приборами, продукцией итальянских домов моды. Понятие "итальянские товары" ассоциируется также с такими понятиями как "качество", "стиль", "мода". В целом позиционирование термина "итальянские товары" в российских СМИ достаточно хорошо коррелирует с результатами социологических исследований, проведенных центром "Пьеполи" под патронажем Итальянского института внешней торговли.

/…/ Прежде всего, отметили исследователи, у марки "Сделано в Италии" отменный имидж в России – в стране, занимающей лидирующее место среди импортеров итальянских товаров. Для 94% опрошенных россиян итальянский товар является синонимом хорошего продукта, среди характеристик которого на первое место ставится качество (51%), на второе – аккуратность исполнения (44%) и на третье – внешняя привлекательность (41%).

Приблизительно у восьми жителей России из десяти "Сделано в Италии" ассоциируется с обувью и одеждой, однако, согласно статистике, чаще всего приобщение к "итальянскому" происходит за столом. 74% покупок итальянских товаров в России приходится именно на спагетти и прочие макаронные изделия, которые доступны всем.

Будь кошелек россиянина потолще, картина сразу бы переменилась. Как показали данные опроса, при отсутствии финансовых проблем самым популярным итальянским товаром у российского покупателя стал бы автомобиль. Пока же в России "Феррари" и "Мазератти" – предмет культа, хотя, если учитывать недавнее открытие салона "Феррари" в Москве, для избранных – уже счастливая реальность.

Российский потребительский рынок быстро меняется, и рост покупательной способности населения предоставляет итальянским товарам дополнительные возможности. Как ясно продемонстрировал опрос, в России умеют отличить качественный товар от суррогата (65% опрошенных заявили, что вещь, произведенную в Италии, способны отличить от подделки). /…/ (Газета "Трибуна", 23.06.2004)

Если теперь проранжировать отношение частоты упоминания понятия "качество" к частоте упоминания термина "товар" в привязке к рассматриваемым странам, то мы получим следующую картину, характеризующую "качественное наполнение" "товарной массы":

Диаграмма 3. Соотношение "страновых" понятий "качество" / "товар"

Как видно из диаграммы, наибольший индекс "качества" имеют товары немецкого производства.
Не слишком сильно от них отстают европейские товары.
Остальные европейские страны и Япония имеют умеренные показатели индекса.
Интересно, что наименьшее значение индекса "качества" демонстрируют американские и китайские товары. В отношении китайских вопросов нет (см. выше).
Что же касается американских товаров, то такой низкий показатель можно, вероятно, объяснить следующими причинами:

  1. Понятие "американские товары" не имеет лидирующих имиджевых позиций почти ни в одной товарной группе, ориентированной на массового потребителя (за исключением, быть может, компьютерных технологий и сигарет).
  2. Америка – страна, где намешано много наций, – не имеет собственных ярко выраженных длительных "культурно-антропологических" символов.
  3. "Американское производство" приобрело транснациональный характер, поэтому многие товары (например, те же компьютеры) постепенно теряют "страновую" идентификацию.
  4. Некоторые американские корпорации и американские бренды настолько сильны и известны в мире и в России (например, Coca-Cola, Microsoft, Boeing, Ford), что сами по себе являются самодостаточными "симвовами" Америки и имеют развитую собственную мифологию, поэтому слабо поддаются имиджевому обобщению и ассоциированию в какие-либо "типы", "классы" и "иерархии".
Сергей Никулин
Андрей Моченов

22.12.2004

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.02.2025 - 15:07
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация