Школа рекламиста

Закон Парето для дистрибуции

Закон Парето для дистрибуции

Оптимизация 80% ассортимента позволит выжить только 20% компаний. Остальные покинут рынок.

Как известно, ИД «Попутчик медиа» на рынке печатных СМИ России работает 15 лет, и все годы своего существования развивается и успешно конкурирует в медийной среде за счет продаж изданий. Следовательно, именно с распространительской системой связан наиболее плотно.  И вот за все 15 лет работы только в последние год-полтора довелось мне наблюдать удивительную по своей абсурдности картину: так называемую «оптимизацию» ассортимента изданий на точках продаж, согласно некоему правилу (или закону, если угодно) Парето. Стало модным к месту и не к месту небрежно упоминать этот закон, особенно в полемике с издателями. В итоге пришлось изучить формулировку правила Парето и, учитывая собственный опыт и знание рынка, приложить его к деятельности российских дистрибуторов печатных СМИ. К моему удивлению, картинка получилась не только негативная, но и с призывом к суициду. Судите сами.


Lex Pareto - вовсе не закон

 


В конце XIX века итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето искал закономерности в получении и распределении материальных благ... была тогда такая мода, знаете ли - как раз тогда и Владимир Ульянов-Ленин тем же увлекался.  И вот г-ну Парето удалось нащупать тенденцию, тренд, как сегодня говорят - 80% всех доходов приходится на 20% населения. Все, что связано с несправедливым распределением всегда и всех интересует. Вот и правило Парето тоже не осталось без внимания - спустя более, чем 100 лет после рождения.
Я не знаю, кто первым запустил механизм нового интереса к сему закону, но это и неважно. Теперь его применяют ко всему: 20% твоих клиентов совершают 80% твоих продаж; 20% всех потребляющих пиво выпивают 80% всего пива; 20% преступников совершают 80% преступлений, 20% женщин захватывают 80% успешных мужчин .... Можете легко продолжить сами.
И все бы ничего, если бы дело не дошло до традиционно недовольных своими прибылями, в сравнении с издательскими, дистрибуторами печатных СМИ. Правило Парето взорвало рынок распространения России изнутри, почище пятой колонны. Выучив соотношение 8020, дистрибуторы начали повальную оптимизацию ассортимента - т.е. зачистку списков изданий без предварительного анализа продаж и стратегического планирования собственных прибылей. Хотя, о каких прибылях уже идет речь?

Теперь, по существу. Перечитав горы экономических материалов, посвященных закону Парето, обращаю ваше внимание на следующие узловые точки:

-Бо́льшая часть усилий не даёт желаемых результатов.

-То, что мы видим, не всегда соответствует действительности - всегда имеются скрытые факторы.

-То, что мы рассчитываем получить в результате, как правило, отличается от того, что мы получаем, - всегда действуют скрытые силы.

-Обычно слишком сложно и утомительно разбираться в том, что происходит, а часто это и не нужно: необходимо лишь знать - работает ли ваша идея или нет, и изменять её так, чтобы она заработала, а затем поддерживать ситуацию до тех пор, пока идея не перестанет работать.

-Бо́льшая часть действий, групповых или индивидуальных, являет собой пустую трату времени. Они не дают ничего реального для достижения желаемого результата.

Это главные следствия закона Парето. Теперь применим их к рынку продаж печатных СМИ, сопоставив с болевыми точками данного бизнеса:
1. размытостью целевой аудитории;
2. неясным представлением о предпочтениях ЦА, или игнорированием таковых;
3. неумением или нежеланием просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед;
4. довлеющим желанием заработать быстро и много, без приложения усилий.

Что же получается? Откровенно говоря, не слишком позитивная картина.


Закон Парето в дистрибуции печатных СМИ


А данный момент, большинство компаний убеждены: 80% прибыли компания получает от 20% ассортиментного товара, а остальные 20% прибыли - от 80% товарной номенклатуры. Закономерный вывод - необходима оптимизация ассортимента. И вот тут начинается самое интересное...

Против оптимизации как таковой я ничего не имею против - это нормальное действие бизнеса, направленное на увеличение прибыли. Однако! Любая оптимизация начинается с анализа существующей ситуации, чтобы с грязной водой не выплеснуть ребенка. На деле же, т.н. «оптимизация» превратилась у некоторых распространителей в оружие шантажа по отношению к издателю.
Я неоднократно в кулуарах наших отраслевых мероприятий слышал об уменьшении ассортимента, но на вопрос: «Сегодня вы сэкономили на ассортименте, логистике и т.п., но на чем будете деньги зарабатывать завтра?» ответов не получал. Однажды, правда, услышал феноменальный по абсурдности ответ: «так глубоко мы еще не копали»... Сказать нечего. No comment!
Я понимаю, как бизнесмен и издатель, что распространитель надеется: оптимизация ассортимента в соответствии с законом Парето незамедлительно выльется в увеличение объема продаж. Однако, соизмерять соотношение «20/80» или «затраты/результат» необходимо с учетом экономической целесообразности, то есть каждый раз учитывать конъюнктуру рынка. Ведь 20% основных изданий, дающих прибыль - не есть величина вечная и абсолютная. Пристрастия потребителей меняются. К тому же, никто не знает доподлинно, у вас 20% ассортимента кормят компанию, или 35%, к примеру? Ведь опять же - исследования нужно проводить в каждой компании, глубоким анализом заниматься. А зачем? Есть ведь умным человеком написанный закон - сказано 8020, и все, никак иначе.


Культ закона - не лучше культа личности


Проводя свои «ассортиментные чистки», распространители, с моей точки рения, не должны перегибать палку и сужать товарную номенклатуру до перечня бестселлеров или отказываться от обслуживания малоплатежной, но наиболее многочисленной социальной группы населения за счет повышения цен на наиболее ходовые товары.
Наоборот, два таких фактора, как широкий ассортимент и приемлемые цены, работают на имидж магазина и его репутацию.  А это в денежном эквиваленте соответствует гарантированному сбыту продукции и удержанию конкурентных позиций. Не забывайте, что наши покупатели, грубо говоря, делятся на постоянных, случайных и «нерешительных». Вот эти последние и есть предмет нашей заботы и работы. И кратким перечнем ваших изданий-бестселлеров его не удержишь - такому покупателю необходима свобода выбора.

При этом, разумеется, никто в здравом уме не настаивает на огромных запасах плохо продаваемых  товаров - они должны быть минимальными или подвергаться постоянной умелой селекции.
Не смотря на то, что 20% усилий дают 80%  результатов, часто невозможно организовать деятельность так, чтобы не затрачивать оставшиеся. 80% усилий. Часто заказчик не согласен получать только 20%  услуг, ему необходимы все 100% и никак не меньше. В науке существует аналогичный принцип, который гласит: 20% ученых совершают 80% открытий и создают 80% изобретений, но это было бы невозможно, если бы не было оставшихся 80% ученых.
И вообще, к экономическим  теориям следовало бы относиться с большой осторожностью, т.к. чистых теоретиков экономики и финансов нельзя даже близко подпускать к реальному бизнесу. Особенно в России.

 

05.07.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.11.2024 - 10:16
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация