Революция.com
В последние годы не только в России идут разговоры о необходимости технологической модернизации, но и во всем мире поднимается новая волна инновационной экономики. Компьютерные и коммуникационные технологии, оригинальные интернет-проекты, биотехнологические компании - все они наращивают прибыли и капитализацию.
Apple, с 2001 года разрабатывающая новую линейку продуктов с префиксом "i", подорожала за последние 8 лет в 36 раз и по состоянию на начало мая была второй по капитализации компанией мира ($328 млрд.). Google, самый крупный поисковик, оценивается в $169 млрд., а Facebook, самая дорогая социальная сеть - в $82 млрд. Крупные компании скупают мелкие - как, к примеру, Microsoft, объявившая о приобретении Skype за $8,5 млрд. - стремясь поучаствовать в их успехе.
При этом «золотая лихорадка» распространилась и на незападные рынки: капитализация крупнейшего китайского интернет-поисковика, Baidu, составляет $49,7 млрд. - ровно столько же, сколько и «Норильского никеля» (хотя его выручка меньше, чем у российской компании, в 11 раз). Как и в конце 1990-х, выходящие на биржу компании резко растут в цене: китайcкие Youku (продающая онлайн-видео) и Dangdang (интернет-ритейлер), вышедшие на NYSE в начале декабря, в первый день торгов подорожали в 2,6 и 2 раза.
В России за новой «.com революцией» следят внимательно. Еще два года назад компания Digital Sky Technologies, контролируемая Мильнером и Усмановым, начала инвестировать в Facebook и довела свою долю к компании до 10%. Проведенное в конце прошлого года IPO российской Mail.ru Group определило цену компании в $7,1 млрд., сделав ее самой дорогой интернет-компанией Европы. В начале мая досрочно была закрыта подписка на IPO Yandex'a, предполагающего выручить $1,1 млрд. в ходе размешения около 20% своих акций на бирже NASDAQ.
Однако столь впечатляющие успехи все равно вызывают вопросы. Хотя сегодня нельзя говорить о том, что нынешний бум копирует тот, который мы видели в 1998-2000 гг., некоторые тенденции указывают на то, что он может оказаться столь же недолговременным.
В целом по высокотехнологичным компаниям, которые вышли на биржу до 2000 г. и остаются публичными по сей день, отношение капитализации к доходам (p/e ratio), по данным журнала The Economist, лишь на 15-20% выше показателей 1999-2000 гг. Да, разнообразие продуктов нынешних лидеров рынка поражает воображение (например, компания Apple's App Store предлагает пользователям 300 тысяч различных приложений для самых разных девайсов от Apple, и только пользователи Facebook'a загружают их более 20 миллионов ежедневно.
Сегодня интернет-инноваторы берут числом, а не ценой - однако это не сможет продолжаться бесконечно, а расценки за информационные услуги (что было известно еще давно) снижаются не менее стремительно, чем нарастает их изощренность. Несколько лет назад доступ в интернет в большинстве гостиниц стоил по $15-20 в день, но сегодня большая часть гостиниц, кафе, вокзалов и аэропортов в разных частях мира предоставляют его бесплатно. Пройдет еще с десяток лет, и wi-fi станет таким же «общественным благом», как и уборка улиц в городах. Кроме того, следует учитывать и то, что расширение рынка, столь впечатляющее в последние годы, не тождественно его безграничности. Число мобильных телефонов в мире выросло с 700 млн. в 2000 г. до 5,1 млрд. сегодня и приблизилось к естественному пределу. Количество пользователей Skype только за 2010 г. подскочило на 40% - с 474 до 663 млн. человек, и это уже почти четверть населения Земли, если не считать детей до 14 лет и людей старше 65. Чтобы оправдать надежды инвесторов, ныне бесплатные сервисы должны будут становиться платными -- а у того же Skypе на платные звонки приходится менее 1% соединений.
Современная волна интернет-революции похожа на предшествующую, но в то же время существенно от нее отличается. В ней четко заметны две составляющие: производствен-но-технологическая, основанная на внедрении новых инженерных решений (например, touchscreen), и чисто операционная, ориентированная на создание техник коммуникации, компьютерных программ и приложений, которые становятся все более доступными.
Думается, преимущество в итоге останется за первой категорией инноваций. Не случайно, что именно такие компании потеряли гораздо меньше в стоимости, чем «чистые».com'ы. Поисковки же и методики распространения данных в Интернете, социальные сети и сервисы мгновенных сообщений пока слишком юны, чтоб можно было с уверенностью говорить о том, что они смогут генерировать реальные доходы; да и конкуренция в этом секторе скоро станет поистине глобальной. Поэтому я бы не переоценивал инвестиционного потенциала сектора и не забывал о том, что даже в XXI веке за интернет-трансакциями стоят и инженерные технологии (как в новых компьютерах), и коммуникационные сети, а порой и нормальная организация банковского и почтового обслуживания (критичная для онлайн-торговли).
Так что одними интернет-проектами (а именно они становятся основой российских IPO в этом году) экономику развить не удастся.
www.Advertology.Ru
19.05.2011
Комментарии
Написать комментарий