Рейтинги

Россия онлайн: перспектива цифрового равенства

Россия онлайн: перспектива цифрового равенства

Сегодня компании Google и The Boston Consulting Group объявляют результаты исследования «Россия онлайн», подготовленного The Boston Consulting Group (BCG) в рамках стартовавшей осенью 2010 года в Великобритании международной инициативы.

Независимое исследование было подготовлено BCG по заказу Google Россия. Цель - восполнение недостатка точной информации о растущем интернет-секторе и влиянии Интернета на российскую и мировую экономику.

В ходе исследования нам удалось выяснить, что:

В 2009 году вклад интернет-экономики в ВВП России составил 19,3 млрд долларов США, или 1,6% ВВП (2,1% от ВВП без учета нефтегазовой составляющей)

Вклад интернет-экономики в ВВП потенциально может достичь 3,7% (или 5% от ВВП без учета нефтегазовой составляющей) к 2015 году

Влияние интернет-экономики на экономику страны гораздо масштабнее, чем ее доля в ВВП (например, стоимость продукции, выбранной в сети и купленной в офлайне, - 16 млрд долларов, объем электронной коммерции В2В - 82 млрд)

Индекс интенсивности использования Интернета в России (BCG e-Intensity index) равен 52, что выше показателей других стран БРИК (за исключением Бразилии - 53). Однако цифровой разрыв (digital divide) между столицей и регионами очень велик: показатели по Москве в 2,4 раза выше, чем усредненный индекс по России

В российских интернет-компаниях занято 130 000 человек, а их годовая выручка в 2009 году составила 23 млрд долларов

Предприятия малого и среднего бизнеса, активно использующие Интернет в бизнес-процессах, более эффективны, нежели те, которые этого не делают. Тем не менее, даже наиболее продвинутые СМБ лишь частично реализуют возможности Интернета

По доле интернет-экономики в ВВП Россия в настоящее время находится на уровне Испании (2,2%) и Италии (1,9%). Лидерами стали Великобритания (7,2%), Швеция (6,6%) и Дания (5,8%).

Приблизительно две трети (12,6 млрд долларов США) от объема российской интернет-экономики приходится на долю потребления населением, а именно - электронной коммерции (7,5 млрд долларов США) и затрат пользователей на доступ к Интернету и соответствующие устройства (5,1 млрд). Остальную  - и очень существенную - часть составляют инвестиции в интернет-инфраструктуру, государственные затраты в сфере ИТ и чистый экспорт. В частности, вложения российских телеком-операторов в интернет-инфраструктуру в 2009 году составили 6 млрд долларов, или 30% от всего объема средств, инвестированных в эту сферу. Столь высокое значение этого показателя свидетельствует о том, что развитие Интернета в России все еще находится в стадии формирования инфраструктуры. В более развитых интернет-экономиках, например, в Великобритании или Дании, инвестиции телеком-операторов составляют менее 10% от их объема.

Владислав Бутенко, партнер в московском офисе BCG: "Чтобы ускорить развитие интернет-экономики, приоритетной целью для России на ближайшую перспективу должно стать развитие инфраструктуры и устранение цифрового барьера в регионах".

По мере развития инфраструктуры и распространения Интернета ожидается как рост инвестиций частных компаний (не телеком-операторов), так и государственных затрат. Частные инвестиции в России составляют 42% (4,4 млрд долларов США) от общего объема инвестиций в Интернет. Для сравнения - в странах Южной Европы данный показатель составляет 50-60%, а в ведущих интернет-экономиках, таких, как Великобритания и скандинавские страны, - около 70%.

За пределами ВВП

Совокупный эффект Интернета гораздо масштабнее, чем можно предположить лишь на основании его вклада в ВВП: это и экономические эффекты (например, электронная коммерция B2B, онлайн-реклама), и косвенные, которые не поддаются прямому учету в ВВП - прежде всего такие как повышение производительности, эффективность коммуникаций, сглаживание социального неравенства.
«Информационное общество - это общество равных возможностей, - утверждает Владимир Долгов, генеральный директор Google в России, - В нашей стране мы наблюдаем ситуацию «отложенного спроса». С одной стороны, скорость подключения к сети в некоторых регионах в 10 раз меньше, чем в столице, с другой - региональные пользователи проводят в Интернете столько же времени, сколько жители Москвы и Санкт-Петербурга. Это означает, что при определенных вложениях со стороны бизнеса и государства интенсивность использования Интернета, в том числе с целью предпринимательства,  в мегаполисах и в регионах  будет сопоставима. Благодаря этому сократится и экономический разрыв в развитии разных регионов России».

Роль Интернета значительнее, чем можно предположить, основываясь лишь на показателях ВВП, поскольку далеко не все действия частных лиц и предприятий напрямую учитываются при подсчете ВВП.

В рамках исследования BCG провела опрос более 700 предприятий малого и среднего бизнеса. Результаты опроса показывают, что за последние три года объем продаж тех предприятий, которые активно пользовались Интернетом, росли, в то время как малая активность или отсутствие Интернета приводили к падению продаж. У интернет-активных предприятий гораздо более широкая география: 10% таких предприятий проводят международные торговые операции, которые составляют 8% от их выручки. В то же время, даже наиболее активные предприятия СМБ используют Интернет для решения достаточно ограниченного круга задач, в первую очередь маркетинговых.

Деятельность предприятий, связанная с Интернетом, но не учтенная напрямую в ВВП, включает электронную коммерцию B2B c объемом до 80 млрд долларов США в год и рекламу в сети с объемом 0,6 млрд долларов США, или 9% от общего рынка рекламы в 2009 году. Кроме того, компании оптимизируют бизнес-процессы при помощи Интернета: 10% компаний отмечают рост производительности и 30% - сокращение затрат. Различные сектора российской экономики усиливаются за счет появления новых каналов сбыта, новых бизнес-моделей и изменений в операционных процессах, которые стали возможны благодаря Интернету. Ярким примером структурных изменений целого  сектора являются российская розничная торговля, туризм и сектор государственных услуг.

130 000 рабочих мест в Интернете

Отчет также анализирует структуру российской интернет-экономики, включая компании, обеспечивающие развитие инфраструктуры, электронную коммерцию и другие операции в Интернете. В таких компаниях - «двигателях интернет-экономики» занято около 130 000 сотрудников, их ежегодная выручка составляет 23 млрд долларов США (сумма, несопоставимая с расчетными данными ВВП, учитывающими только конечные поставки потребителю

Индекс интенсивности использования Интернета (e-Intensity)

Для измерения степени распространения и интенсивности использования Интернета в России и для сопоставления с другими странами BCG ввела интернациональный Индекс интенсивности использования Интернета (e-Intensity Index). В целом Россия (52 балла) оказывается на равных с такими странами, как Греция (54) и Бразилия (53), обгоняет Китай (41), Индию (22) и Индонезию (16), но все еще отстает от большинства стран ОЭСР, включая страны центральной Европы: Польшу (64), Венгрию (76), Чехию (83). Верхние строчки заняли Дания, Швеция и Великобритания, набрав 140, 134 и 128 баллов соответственно. Индекс e-Intensity по регионам свидетельствует о существенном разрыве между крупными городами и регионами: результаты Москвы в 2,4 раза выше, чем в среднем по стране, и в 3,3 раза выше получившего наименьший рейтинг региона. Результаты Санкт-Петербурга в 1,9 раза превышают средний показатель по России.

Будущее

При огромном потенциале Интернета, вклад его в экономику страны все еще очень мал. В исследовании учтены сценарии развития и роста доли интернет-экономики в ВВП страны к 2015 году: по базовому сценарию она может составить 2,6% (или 3.5% при исключении нефтегазовой отрасли), по оптимистичному - 3.7% и 5% соответственно. При этом в обоих сценариях основным фактором роста станет фактор потребления (26% при сдержанном и 33% при оптимистичном сценарии). Другими определяющими факторами станут рост инвестиций и инфраструктуры, расширение географии проникновения Интернета, увеличение количества игроков на рынке электронной коммерции, а также уверенность потребителей в безопасности электронной коммерции и более высокая информированность компаний и особенно СМБ о возможностях Интернета.

Методология отчета

Объем интернет-экономики (19,3 млрд долларов США) оценивался на основе метода расчета ВВП по расходам. В рамках данного подхода измеряются общие расходы на товары и услуги. Он включает четыре составляющие: потребление (стоимость приобретенных в сети товаров и самого доступа к Интернету), инвестиции, государственные затраты и чистый экспорт. Метод по расходам отражает вклад потребителей, предприятий и государства в интернет-экономику. Из трех возможных методов расчета ВВП он является наиболее удобным, поскольку позволяет сбалансировать глубину анализа и объем доступных данных.По нашим прогнозам, российская интернет-экономика будет расти темпами от 22% в год (базовый сценарий) до 30% в год (оптимистичный сценарий).Предполагаемый 22-процентный рост интернет-экономики основывается на консервативных оценках распространения Интернета в домашних хозяйствах - этот показатель должен достичь 54% к 2015 году (по данным Ovum о распространении ШПД и количестве dial-up-подписчиков) - и умеренном уровне роста инвестиций и государственных затрат. Наиболее значимая составляющая роста, потребление, будет расти на 26% в год, где основной вклад приходится на долю расходов населения в сети (30-процентный рост электронной коммерции).Расчетный рост инвестиций и государственных затрат перешагнет десятипроцентный рубеж, но останется достаточно скромным (12 и 14% соответственно), экспорт и импорт будут расти вместе с потреблением. Оптимистичный сценарий предполагает увеличение доли ШПД (75% к 2015 году) и большее вовлечение частных компаний и государства в развитие Интернета в России. В этом случае прогнозируется рост потребления на 33% в год, инвестиции и государственные затраты будут увеличиваться на 17 и 25% соответственно.

19.05.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

04.02.2025 - 15:47
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация