Товарные знаки Сочи 2014
В 2014 году город Сочи станет столицей XXII зимних Олимпийских игр. Для любой страны мира большая честь принимать у себя Олимпиаду, а тем более для России, проводящей зимние Олимпийские игры впервые. Олимпиада - это грандиозное спортивное событие, неотъемлемыми атрибутами которого являются эмблема (логотип) и талисман. Остановимся подробнее на логотипе сочинской Олимпиады 2014 года, в частности на зарегистрированных товарных знаках.
Основной логотип
Свидетельство на товарный знак №394544
29 ноября 2009 года в Москве на Красной Площади была проведена презентация основного логотипа Олимпиады. Его разработку осуществляло крупнейшее брендинговое агентство Interbrand. Логотип Сочи 2014 представляет собой надпись на английском языке - «sochi.ru», под которой изображен год проведения Олимпийских игр - «2014», справа расположены олимпийские кольца. Основные цвета логотипа - морской синий и снежный белый. Они символизируют двойственность города Сочи, где теплое морское побережье соседствует с высокими снежными вершинами. Элемент «.ru», являясь российской доменной зоной, указывает на то, что Олимпиада будет проходить в России.
Этот логотип был зарегистрирован в ФГУ ФИПС (Роспатент) как товарный знак по всем 45 классам МКТУ (Международная классификация товаров и услуг). Словесная и цифровая часть «sochi 2014» являются охраняемыми - это означает, что данные элементы логотипа приобрели различительную способность, и никто не вправе использовать их без разрешения правообладателя.
Визуальный элемент
В дополнение к эмблеме «Сочи 2014» был также разработан сопутствующий визуальный элемент. Он представляет собой узоры, состоящие из треугольников-кристаллов двух цветовых тонов (голубой и белый).
Как и в случае с другими олимпийскими логотипами, была осуществлена регистрация товарного знака:
Свидетельство на товарный знак №394543
Данный декор будет активно использоваться в сувенирной продукции, одежде, оформлении спортивных объектов, аэрографии транспортных средств и т.д.
Зарегистрированные товарные знаки
В настоящее время на Организационный комитет «Сочи 2014» зарегистрировано более 22-х «олимпийских» товарных знаков. Среди которых: цветные и черно-белые варианты эмблемы Олимпиады 2014; словесные вариации на русском и английском языках («СОЧИ 2014», «SOCHI 2014»); интернет-мем ZОIЧ (ЗОИЧ) и т.д.
В результате исследования, проведенного специалистами Центра товарных знаков «Товарные знаки.ру», было также выявлено четыре альтернативных товарных знака, немного отличающихся от основного логотипа «Сочи 2014» (известного в настоящее время) и которые могут являться самой последней версией олимпийского логотипа.
По мнению специалистов «Товарные знаки.ру», ближе к Олимпиаде утвержденный и уже активно используемый логотип (Рис.1) может претерпеть ряд незначительных изменений: в слове «sochi» над буквой «i» появится ярко выраженная точка; нижняя часть логотипа сместится немного левее; в дате «2014» изменится цифра «1», что сделает ее отличной от буквы «i». Таким образом, логотип станет более «читаемым» (Рис.2).
Рис.1 Утвержденный логотип |
Рис.2 Потенциальный логотип(Свидетельство на ТЗ №394803) |
Поэтому вполне возможно, что именно данный товарный знак (Рис.2), а не утвержденный (Рис.1), мы увидим в 2014 году.
Стоимость бренда
Оргкомитет «Сочи 2014» не разглашает сумму, потраченную на разработку логотипа сочинской Олимпиады, однако его президент Дмитрий Чернышенко упомянул журналистам, что он обошелся в меньшую сумму, чем логотип лондонской Олимпиады (400 тыс. фунтов стерлингов).
Международная оценочная компания Swiss Appraisal оценила бренд «Сочи 2014» на начало 2009 года в 179 млн. долларов. По мнению ряда экспертов, к 2012-2013 г. торговая марка сочинской олимпиады увеличится в цене в 2-3 раза.
Лицензия на бренд
1 декабря 2007 года был принят федеральный закон №310 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 в городе Сочи...», который регламентировал использование олимпийской символики и обеспечил законодательную базу для реализации на территории РФ всего маркетингового потенциала сочинской Олимпиады.
В конце января 2009 года Оргкомитет «Сочи 2014» объявил имена первых национальных генеральных партнеров (лицензиатов) Олимпийских зимних игр 2014. Ими стали компании «Мегафон» и «Ростелеком», с которыми Оргкомитет заключил рекордную в истории олимпийского спонсорства сделку в 260 млн. долларов. Среди генеральных партнеров Олимпиады также выступили такие крупные компании как: Аэрофлот, Ингосстрах, РЖД, Роснефть, Сбербанк, BoscoSPORT и Volkswagen.
Компаниям-лицензиатам выгодно заключать лицензионные договоры, так как в результате такой сделки они получают определенный статус, имидж, возможность выпускать брендированные товары, способствующие увеличению продаж.
Незаконное использование бренда
С каждым днем приближения к Олимпиаде бренд «Сочи 2014» увеличивается в цене, вместе с этим возрастает и число предпринимателей, желающих заработать на раскрученном олимпийском бренде, не получив при этом соответствующего разрешения правообладателя (Оргкомитет «Сочи 2014») и не оплатив роялти. Один из недавних ярких примеров - история с «Банком Москвы», который был оштрафован Федеральной антимонопольной службой на 7,132 млн. рублей за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся в незаконном использовании в названии своего паевого фонда словосочетания «Сочи 2014».
Отметим, что за незаконное использование товарного знака помимо административной ответственности (ст. 14.10 КоАП РФ) предусмотрена также гражданско-правовая (п.1 ст. 1515 ГК РФ), а в особых случаях даже уголовная (ст. 180 УК РФ) с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок до 6 лет.
Заключение
Подводя итоги, можно констатировать, что логотип «Сочи 2014», благодаря регистрации значительного количества товарных знаков (всевозможных вариаций), имеет довольно широкую (многоуровневую) правовую охрану, действующую в отношении всех классов товаров и услуг. Это может свидетельствовать о профессиональном подходе Оргкомитета «Сочи 2014» к вопросам правовой охраны и защиты средств индивидуализации сочинской Олимпиады, а также четком понимании значимости и ценности олимпийских брендов.
Также стоит отметить, что на логотип «Сочи 2014» ложится ответственная миссия - он будет представлять на международной арене не только саму Олимпиаду или город Сочи, но и всю Россию.
Эмблема предстоящей Олимпиады определенно войдет в историю Олимпийских игр и запомнится многим поколениям. Мы же будем ждать этого грандиозного события и болеть за нашу сборную!
21.03.2011
Комментарии
Написать комментарий