Интонация корпорации
Внимание! В эфире - последняя из четырех бесед с мастером радиорекламы Эрнестом Марчуковым - о радиокухне, кадровых перестановках и дальнейших видах саунд-бренда.
Часто ли вам приходится привлекать театральных актеров, поэтов, певцов и композиторов? И как чувствует себя ваша радиореклама - миниспектакль - в формате современного радиоэфира? Не секрет, что радио сегодня - это не то, что радио 20 лет назад...
Да, радиоролик - это спектакль. В том, что сегодня ни на радио, ни на телевидении не услышишь такого тембрового многообразия, как раньше, связано с производством сериалов. Я сам учился в театральном - РАТИ ( ГИТИСе) и в Щепкинском. Из Щепкинского меня выгнали, но там преподавали сцену речи так, что мне хватило одного года обучения на всю мою жизнь. Там тебя не просто обучали правильно дышать, говорить тремя порогами, брать круги внимания и так далее, Тебя учили интонационно мыслить, заинтересовывать - манки, маночки, петельки-крючочки - школа! И, конечно, актеры старого поколения все - на школе. Послушайте сказки Бориса Шаргина в исполнении Евгения Павловича Леонова! Я помню, как читали сказки Кторов, Бабочкин!
А потом пошло время сериалов, где у актера и у продюсера нет времени, там потогонная система, высокий темпоритм производства...Включите телевизор - это же страшно! И какой кайф - вырваться, когда Трухин превращается в Гамлета на сцене и заставляет забыть, что он - «мент» ...
Анонс 1 канала. «Паяльник»
Прослушать ролик "Анонс 1 канала. "Паяльник"" (0.5 Мб)
Заказчик - 1 Канал, идея, soundbrand - Эрнест Марчуков и Сергей Московский, аранжировка - Сергей Казанцев, вокал - Сивара, голоса - Татьяна бондаренко, Эрнест Марчуков и актёры московских театров, звукорежиссер - Сергей Московский. 2008г.
30-секундный ролик - это тоже своего рода сериал...
В силу того, что я позиционируюсь как бутик, я стараюсь почти все делать сам. И дело не в жадности, я приглашаю актеров, когда это требуется, просто мне очень сложно объяснить другому то, что я сам хорошо чувствую. Возможно, я под себя и пишу. В этот момент я понимаю, когда мне по действию нужен более бархатный баритон, а когда он вообще не имеет значения...
В одном ролике - от лица поселка «Маленькая Шотландия» поет мой звукорежиссер. Я с такой интонацией говорить не могу - у меня это будет неестественно, а ему у него - вполне.
Певиц я тоже стараюсь не менять, потому что человек, с которым я работаю больше 10 лет, меня с полувзгляда понимает. Она сама проделывает огромное количество работы, и сама все выстраивает так, что... это вкусно, это профессионально, это здорово.
Ресторан BORGO
Прослушать ролик "Ресторан BORGO" (1 Мб)
Заказчик - "Арпиком", идея и мелодия - Эрнест Марчуков, аранжировка - Сергей Казанцев, вокал - Сивара, диктор - Павел Сметанкин, звукорежиссер - Сергей Московский, 2004г.
Хотя был опыт и со звездами. Например, ролик «Второго мехового». Клиенту очень нравилась Алена Свиридова.
2-Меховой
Прослушать ролик "2- Меховой. Алёна Свиридова" (1 Мб)
Заказчик - 2 Меховой, идея, soundbrand - Эрнест Марчуков и Сергей Московский, вокал и диктор - Алёна Свиридова, звукорежиссер - Сергей Московский. 2004г.
Ролик во - сработал! Но участие звезды стоит дорого. Тому же «Инкому» я предложил пригласить Валеру Меладзе. И он просто от лица Валеры Меладзе сказал, что ему просто хорошо в доме, который он купил, он ходит и дышит, энергетика хорошая. Я думаю, что если бы пришлось писать песню и просить его петь, это был бы другой денежный расклад. Поэтому я всегда предлагаю клиентам самим договариваться со звездами.
С детьми работали?
В детской рекламе стараюсь принципиально не участвовать. Но есть исключения. Вместе с фондом «Подари жизнь» мы сделали серию аудиокниг «Сказки Андерсена» для детишек с ограниченными возможностями. И там было условие, чтобы такие детишки участвовали в записи. Чтобы дать им шанс раскрыться. Писали я, Дина Корзун и дети. И в «Диких лебедях» я записал такого мальчика в роли одного из братцев. Конечно, мы его вытягивали, обрабатывали голос, но для ребенка это было творческое потрясение. Он очень умный, грамотный, толковый. У него резкий голос, потому что он не привык, но... ради этого стоит жить.
Дети Микродин
Прослушать ролик "Дети Микродин" (0.2 Мб)
Заказчик - "Микродин", идея - Эрнест Марчуков, композитор/аранжировщик - Илико Читашвили, вокал - Лада Колосова, диктор - Эрнест Марчуков, звукорежиссер - Илико Читашвили. 1999г.
А зарубежные ролики приходилось адаптировать? Наверное, это куда сложнее, чем телевизионная реклама?
Мы бы с удовольствием работали с откатчиками...но ... им проще это делать в Останкино вместе с телевизионными роликами. Но зачем им бутик за большие деньги, когда это можно сделать за три копейки в общем пакете и при этом получить свои дивиденды?
Однако был у меня один любопытный опыт адаптации - финские шины Nokian. Помните картинку, когда пастор стоит, сложив ручки и слоган: «Безопасность - превыше всего, кем бы вы ни были». Картинки этой никто не видит на радио, и я сделал ролик от имени православного батюшки. Восторг испытал заказчик с российской стороны, но финны уперлись намертво - никаких молитв! Образ священнослужителя в рекламе - это засада. Хотя это была шутка на уровне шутки...
Nokian демо
Прослушать ролик "Шины НОКИАН" (1.1 Мб)
Заказчик - Nokian Tyres, идея и вокал - Эрнест Марчуков, звукорежиссер - Сергей Московский. 2005г.
И был еще один удачный пример двуязычного, взаимного перевода ролика для ресторана «Старая Гавана».
Старая Гавана ( русс-исп.)
Прослушать ролик "Старая Гавана" (1 Мб)
Заказчик - ресторан Старая Гавана, идея и мелодия - ЭрнестМарчуков и Рауль Гонсалес, переводчик - Рауль Гонсалес, аранжировка - Рауль Гонсалес, вокал - Эрнест Марчуков, Рауль Гонсалес и Сергей Московский, диктор - Эрнест Марчуков, звукорежиссер - Сергей Московский. 2005г.
Звук и визуал - две противоположности. В рекламном визуале сделано много. Что, как вы думаете, можно еще сделать в аудио-рекламе? Считайте это вопросом о творческих планах.
Есть такое явление - интонация корпорации. Я думаю, что можно возвести ее в рамки концептуального радиорекламного обслуживания, когда создается абсолютный саундбренд, включающий и джингл, и серию роликов, и даже автоответчик в нужной стилистике - то есть, весь звуковой стиль компании.
А оформление пространства туда может входить?
Да конечно! Даже рингтоны для телефона. У нас нет сегодня в звуке тайн. Нет ничего сложного в том, чтобы что-то придумать. Если есть бюджет.
Одним из моих крупных клиентов в последнее время был «Мастер-банк», и я сподвигнул его сделать музыкальную рекламу. Мы придумываем слоган и пропеваем его: «Отдых за банковский счет при наличии вклада - это то, что мне надо, надо, надо...», Будут они менять производителя или не будут - не знаю. Потому что, как я уже говорил, с 1 января я перестал быть креативным директором Рекламного синдиката «Идальго имидж».
В прошлом году я им придумал телевизионный ролик - простой, незамысловатый, елочка там возникает и буковки: «Мастер-банк» желает вам 2010 поводов для радости в новом году!» В этом году все многие пожелали своим клиентам 2011 поводов для радости...Что ж, не жалко!
Dental Club 32
Прослушать ролик "Dental Club 32" (0.2 Мб)
Заказчик - Dental Club 32, идея - Эрнест Марчуков, аранжировка - Илико Читашвили, вокал - Сивара, диктор - Э.рнестМарчуков, звукорежиссер - Илико Читашвили. 1999г.
Но мы отвлеклись. Вместе с Павлом Егоровым я хочу открыть направление корпоративных аудиокниг.
Это саунд-бренд-бук?
Не совсем, хотя к интонации корпорации книга будет иметь самое непосредственное отношение. Я одно время увлекался аудиокнигами и довольно много их записал. Началось все с «99 франков» Фредерика Бегбедера. Когда Бегбедер послушал это (на русском языке), он не понял ни слова, но сказал: «Это «99 франков».
Для управляющего компанией «Капитал» я три года подряд выпускал по книге, посвященной великоим финансистам истории. Первая -«Рокфеллер», вторая « Морган», третья «Родшильд».
Еще выпустил как-то диск с названием «Ироничное настроение», где собрал очень разные песенки и стихи поэтов Серебряного века вместе с песнями Утесова и даже «Подмосковными вечерами». И получилось настроение начала и середины ХХ века. Его когда слушаешь, хочется поехать на дачу. Это я сделал для «Кантри-клаба». И диск стал замечательным подарком их потенциальным клиентам.
А для души я хотел бы с Пашей сделать книгу о России, которую мы потеряли. У меня есть документальная основа о том, как песни русской армии, белогвардейских полков тут же переделывались стихоплетами рекламного толка в большевистские - «Шел отряд по бережку» или «Там вдали за рекой» так далее. На основе дневников Деникина, Врангеля, Юденича я хочу поднять вопрос, например, о том, почему Брусилов уважал Троцкого. Брусилов - герой, реальный герой, Суворов своего времени - и уважал Троцкого... Я хочу поднимать вопросы, от которых холодно становится.
Ivan Grozny (казино Премьер Палас)
Прослушать ролик "Ivan Grozny" (1.4 Мб)
Заказчик - "Премьер Палас" (Киев), идея, soundbrand - Сергей Московский, актер - Эрнест Марчуков, звукорежиссер - Сергей Московский. 2007г.
Последний вопрос: вы радио слушаете:
Я вообще стараюсь ничего не слушать...Я тишину люблю. Тишина это удивительная благость. Я обожаю рыбалку, когда шелест естественный природы... и то меня иногда раздражает какая-нибудь сволочная птица.
Это местная радиостанция...
Бывает и так, и когда я дожидаюсь рекламного блока, мне порой хочется выпрыгнуть из лодки и, аки посуху, побежать и надавать по роже тем, кто это сделал!
27.02.2011
Комментарии
Написать комментарий