Рейтинги

Рынок подсолнечного масла в 2010 году

Рынок подсолнечного масла в 2010 году

То особое внимание, которое традиционно уделяется рынку подсолнечного масла как государством и обществом, так и рыночными субъектами не случайно, в силу его ярко выраженного социального характера, а также высокого значения сразу в нескольких отраслях народного хозяйства страны.

Помимо повседневной кулинарии, подсолнечное масло активно используется в масложировой и лакокрасочной промышленности, при производстве консервов и мыла, а также все в больших объемах в парфюмерии и медицине.

Мировой рынок

По данным прошлогодних исследований мировое производство подсолнечника достигло трех миллионов тонн, а масла - 11, 5 млн. тонн. Главными игроками на этом рынке уже долгие годы остаются Россия, обладающая самой большой площадью посевов подсолнечника, и Украина, с которыми активно конкурируют страны ЕС. Большую роль играют также Аргентина и Турция.

Главным событием прошедшего года стало повсеместное сокращение сбора семян подсолнечника по сравнению с 2008 годом. При этом почти везде рос валовой объем производства. Исключением стала Аргентина, на территории которой свирепствовала засуха, стоившая стране более 90% урожая, а также сокращения производства на четверть.

Рис.1. Объемы производства масла основными игроками (2008 - 2009 гг.)

Рынок подсолнечного масла

Главными конкурентами внутрироссийских игроков остаются украинские производители, что в купе со сходным техническим оснащением и агротехнологиями делает эту страну наиболее интересной для исследования. По данным Госкомстата Украины в прошлом году валовой сбор семян подсолнечника сократился на 2,5% по сравнению с 2008 годом, достигнув, таким образом, 6,4 млн. т., при этом произведено 2,7 млн. т. нерафинированного подсолнечного масла. Интересен для исследователя почти 40% скачок закупочных цен в 2010 году до 2769 грн/т (в 2009 году - 1987 грн/т).

Рынок России

Фактически современное состояние рынка растительного масла берет свое начало в 1999 - 2001 годах, когда на государственном уровне был принят комплекс мер, ограничивающих экспорт семян подсолнечника, а главное - импорт растительных масел. Результатом такой политики стало увеличение валовых объемов подсолнечного масла на внутреннем рынке. Переломным для развития отрасли стали 2005 - 2006 годы, когда были собраны рекордные объемы. Во многом поэтому на следующий год посевные площади были резко сокращены, что в купе со снижением урожайности привело к резкому скачку цен на подсолнечное масло. В любом случае за десять лет сборы урожая увеличились на 2/3.

В 2009 г. ситуация стала выправляться - посевные площади выросли на 16,5% и составили 7171 тыс. га. Однако снижение урожайности на 6,5% до 11,5 ц/га не позволило получить ожидаемый эффект.

Рис.2. Производство подсолнечного масла в России (2008 - 2010 гг.)

 Рынок подсолнечного масла

Тем не менее, объемы производства подсолнечного масла в прошлом году перевалили за 2,5 млн. т, оказавшись рекордными за последние десять лет. Прирост по сравнению с 2008 годом составил 35%. Во многом этому способствовало строительство новых предприятий по переработке подсолнечника, число которых достигло 28. Наиболее активными игроками следует признать ЭФКО, Юг Руси и Аткарский МЭЗ.

К сожалению, 2010 год вряд ли окажется столь же удачным. Даже не смотря на успехи аграриев, которые, судя по всему, смогут собрать сопоставимый с прошлогодним урожай, прогнозируемое снижение производства составит 7-9%.

Динамика цен на российском рынке

До 2008 года цены на рынке растительного масла строго определялись урожаем подсолнечника и объемами производства: до 2006 года объемы собранных семян и производства росли, поэтому положительная динамика цен определялась в основном инфляционной составляющей. Резкое снижение урожая, имевшее место в 2008 году обусловило скачок цен на 55% по сравнению с предыдущим годом.

Рис. 3. Динамика цен на российском рынке (2008 - 2010 гг.)

 Рынок подсолнечного масла

В 2009 году мы наблюдали незначительное снижение цен даже на фоне резкого роста производства, что можно объяснить, прежде всего, неблагоприятной мировой конъюнктурой. В этом году влияние общемировых тенденций также окажет значительное влияние на российский рынок, а, значит, снижения цен ожидать не приходится.

Экспорт - импорт

Благодаря положительной динамике развития производственных мощностей, за десять лет удалось сократить долю импорта на 70%. В 2010 году валовой объем импорта не превысит 50 тыс. т, что составит чуть более 3% общего объема произведенного масла.

Естественно, что основным импортером по-прежнему остается Украина, чья доля лишь немногим не дотягивает до 95%. Лишь 2,8% поставок контролирует Молдова, еще 1% - Аргентина, чье удаленное положение не позволяет расширить торговые связи.

В области экспорта подсолнечного масла наша страна достигла поистине впечатляющих показателей, особенно с учетом масштабов собственного потребления этого продукта. За 11 месяцев текущего года за рубеж было продано около 560 тыс. т, что составило около 40% от общего объема производства.

Рис.4. Экспорт российского подсолнечного масла в страны дальнего зарубежья в 2009 г.

 Рынок подсолнечного масла

Главным контрагентом России на этом рынке является Турция, которая в этом году закупила более 92 тыс. т. Следующие за ней Италия, Египет и Индия в совокупности закупят около 125 тыс. т. Интересно, что около 5% российского экспорта приходится на Грецию, традиционного потребителя оливкового масла.

inFOLIO Research Group
Advertology.Ru

26.11.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


1000 сортов пива со всего мира

1000 сортов пива со всего мира
1000 сортов пива со всего мира. Эта большая энциклопедия пива содержит более 1300 пивных брендов. Одна только Германия, родина большинства сортов пива на планете, представлена более чем 800 традиционными пивоварнями и всем разнообразием их брендов. Помимо подробного, красочного введения, описывающего историю пива и его триумф во всем мире, в книге показаны все континенты и страны с их особыми формами пивоварения. Издание начинается с Германии, потому что именно здесь лежат корни всего пивоваренного искусства но охватывает весь мир с его пивным разнообразием. Описаны особенности различны марок пива их упаковка, дизайн и специфика брендов.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

04.03.2025 - 23:14
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация