Регламент безопасности
Комитет по рекламе Москвы приступил к созданию техрегламента эксплуатации рекламных конструкций. Проверка технического состояния носителей, проведенная в столице в последние месяцы, показала, что более 80% рекламного парка не соответствует существующим требованиям.
Несчастные случаи в Москве и Санкт-Петербурге, связанные с падением рекламных щитов, лишний раз подтвердили весомость проблемы. Ее истоки можно найти и в отсутствии необходимой законодательной базы, и в недобросовестности операторов, и в неповоротливости экспертных компаний. Но, скорее всего, одной корневой причины нет - на ситуации сказывается комплекс нерешенных вопросов.
Искать причины и пути решения была призвана научно-практическая конференция «Вопросы технической безопасности установки объектов наружной рекламы информации (ОНРИ)», прошедшая недавно в Москве.
Конечно, уже традиционно было отмечено несовершенство законодательства в этой сфере. Участники дискуссии согласились, что в законах отсутствует главное - определение рекламной конструкции. То есть закон пытается регламентировать эксплуатацию неопределенных объектов. Как выразился начальник юридического департамента Совета по технической экспертизе ОНРИ Геннадий Поляков, индустрия наружной рекламы страдает не от недостатка законов, а от их нелепости.
Первый закон, содержащий требования к установкам и их безопасности, был принят еще в 1995 г., после этого законодательство дополнялось, но оказалось недейственным. Например, в законе прописано, что техническая экспертиза должна проводиться не реже чем раз в три года. Никто не запрещает делать этого чаще, но и не обязывает: а ведь через год-два конструкция может потерять часть эксплуатационных качеств и представлять опасность для людей.
Любопытно, что функции контроля за техническим состоянием рекламного парка возложены на ГУВД. По словам председателя столичного комитета по рекламе Владимира Макарова, изменить ситуацию с нарушениями монтажа и эксплуатации рекламных конструкций его ведомство не может, поскольку милиционеры никак не реагируют на тревожные сигналы комитета. Владимир Макаров заявил, что в ближайшее время планирует внести на рассмотрение Мосгордумы и столичного правительства предложение о переводе функций надзора за нарушителями порядка эксплуатации рекламных конструкций из совета по технической экспертизе ОНРИ в его ведомство.
Вообще претензий у операторов к экспертным компаниям накопилось много. Например, проблемой, мешающей сделать рекламоносители безопаснее, участники конференции назвали политику Мосгосэкспертизы. Ее руководитель Юрий Воробьев подвергся жесткой критике как со стороны outdoor-операторов, так и Владимира Макарова за высокие цены на услуги и медленную работу.
Как рассказал один из операторов, только за рассмотрение заявки на экспертизу нужно отдать 10 тыс. руб. Чтобы узнать, будет она принята или нет, нужно ждать 14 дней. Затем, если заявку приняли (если нет, деньги, естественно, не возвращались) нужно было внести еще около 100 тыс. и прождать еще от 60 до 100 рабочих дней. Откуда такие деньги и столько времени у оператора?
Мосгосэкспертиза долгое время оставалась монополистом. Как известно, ФАС оспорила требование комитета по рекламе о прохождении обязательной техэкспертизы только в этой компании как нарушающее основы конкуренции. Стали появляться новые экспертные компании, а с ними - и новые проблемы. Никто не проверяет проверяющих - о подготовке и квалификации экспертов ничего не известно. В условиях, когда нет четких правил даже в проектировании, не говоря уже об установке и эксплуатации, если что-то оказывается не так, виноваты не эксперты, которые не указали на недостатки. Винят в любом случае владельца конструкции.
По словам контракторов, инвестиции в безопасность выгодны им самим. Компании вкладывают в установку большие средства, чтобы конструкция отслужила весь срок аренды рекламного места (пять лет). Если щит унесет ветром, операторы пострадают не только в материальном плане, пострадает имидж, что губительно в условиях конкуренции.
Возможно, лучший вариант разрешения проблемы безопасности конструкций предложил председатель Московской торгово-промышленной палаты Леонид Говоров: срочную гарантию на конструкцию должен давать ее проектировщик и производитель, экспертные организации проводят регулярный и независимый контроль за техническим состоянием носителей и их соотвествием гарантийным нормам. При этом вводится обязательная сертификация каждого носителя и контроль исполнения СНИПов. Кроме того, экспертные организации исполняют сформулированные требования к квалификации экспертов и обеспечивают наличие базы контрольно-испытательной и измерительной аппаратуры.
«Ситуация складывается нездоровая», - констатирует пока Владимир Макаров. В августе подготовка техрегламента эксплуатации рекламных конструкций вступает в завершающую стадию. Но это не гарантирует его скорого утверждения: после подготовки документа он будет направлен в Минрегионразвития. Именно это ведомство вправе утверждать и принимать регламент - сколько это займет времени, пока не известно.
outdoor.ru
11.08.2010
Комментарии
Написать комментарий