Интервью

Святослав Пономарев: навести резкость на хаос

Святослав Пономарев: навести резкость на хаос

Когда фотография становится артом, приходится пересмотреть многое, в том числе, и то, что сегодня именуют искусством. А что фотограф получает взамен? В гостях у Advertology.ru Святослав Пономарев- художник, фотограф, музыкант, перформер.

Я пригласила Святослава  поговорить о фотографии, но если с обычными фотографами нужно специально  расширять тему  и беседовать «за жизнь», то с этим человеком история прямо противоположная: мы просто обязаны были «навести резкость на хаос» и поговорить об иконическом фото как частном случае бытия.

Один человек на мой вопрос, зачем он фотографирует, ответил, что фотография - самый быстрый способ передачи мысли... 

Картье-Брессон называл это мгновенной графикой, у него не было слова «фотография». Это другая концепция, чем у Энсела Адамса, который тоже был мастодонтом фотографии. Его принцип работы с изображением - конкретная картинка,  которая является самодостаточным описанием всего мира. Водопад, деревья, прыщи на теле - он выстраивает как икону. Как у Сезанна. Адамс угадывает скрытое в статике, а Брессон угадывает скрытое в динамике. И тот, и другой находятся в своем самодостаточном, бесконечном пространстве...

А к какому направлению отнести твою фотографию?

То, что я выставляю, -  скорее к Адамсу. Я обнаруживаю то, чего в фотографии нет. То, что за пределами, я называю это «сияющая тьма». Вещества нет -  то, что мы видим - это сновидение. Это свет и пустота, организованные, как икона. Как объект для медитации, предмет который вмещает в себя весь космос и хаос. Мои быстрые фотографии недостаточно вмещают в себя, хотя может, пару-тройку удачных снимков найти можно. Я охочусь, не слезая с кресла.

Pilot. 2009
Пилот

Печать с негатива, которым ты пользуешься в проекте «Сияющая тьма», выявляет предмет как тень, впитывающая свет или поглощаемая светом. При этом предмет «горит» во всех точках и таким образом обнаруживает одновременно исчерпанность и максимальное присутствие на каком-то клеточном уровне. Ты просто поворачиваешь вспять само фотографическое намерение позитивного отпечатка?

Тьмы фактически нет, она становится светом.

А портрет Льюиса Кэрролла источает текст «Алисы». Или является его конечной материализацией...

Смысл в том, что это полный текст. Так работа и называется. Это та же самая сияющая тьма. Та же идея. Хотя картинка вообще ничего общего не имеет с прежним проектом. С текстом Гейдара Джемаля «Ориентация - Север. Искусство» вышло еще интереснее: текст наложен на гималайский пейзаж, и это сочетание на определенном расстоянии дает слово NORD, которое при отходе растворяется и теряется из вида.

 Льюис Кэрролл. Полный текст. 2009
Льюис Кэрролл. Полный текст. Фрагмент.

3D-икона?

Я думаю, что 3D - это будущее фотографии. Посты с мобилы будут объемными и вращаться как голограммы. Уже сегодня фотография живет в интернете как средство общения, как языковая единица.

Заменяя слова...

Да, лень писать, лучше вывесить фотографию. И люди мгновенно выстроят свой ассоциативный ряд. Этот способ мышления, видимо, сходен со способом мышления первобытного человека, который ни читать, ни писать не умел и мыслил трехмерно.  Когда аборигенам показывали двухмерный лист, они переворачивали его. Не могли воспринимать плоскостное изображение. А Колумба с Кортесом вообще не замечали.

И это первобытное состояние - между слепотой и объемным видением, скорее всего, создавало сильнейшее впечатление  перво-  или про-зрения - ведь изображение было подобно возникающему из ничего символу...  Ты практикуешь в тибетской традиции Бон-по. Как это влияет на фотографию?

У меня это каким-то образом соединилось, как, скажем, соединяется тибетская традиция и кулинария. Мне интересен тибетский буддизм, я им занимаюсь более, чем каббалой или даосизмом, но это не значит, что я что-то отрицаю, я все это естественным образом осознаю Я выставляю объекты для медитации сделанные из бумаги или пластика или света. Хотя в бон-по я своей грязной волосатой лапой, конечно, залезаю за всякими умозрительными концепциями - в силу своего европейского гнусного воспитания, которое снимает ответственность за подобные мерзкие налеты на традицию и вырывание оттуда кусков для того, чтобы из этого слепить что-то свое. Я пытаюсь для себя понять, насколько традиция сможет выдержать эти мои безобразия. Я испытываю традицию на прочность, на растяжение. А ей наплевать на мои опыты. 

 Axis of the world
Ось Мира

Но главное, чему учит буддизм - разнообразие способов достижения просветления. Главный догмат буддизма - в избегании догматов. Да и, помнится, ты получал одобрение от тибетских монахов...

Эти люди очень вежливы и ни в коем случае не будут тебя осуждать. Но действительно, в буддизме каждый человек в меру своих способностей и характера исповедует собственный метод передачи. И его суперзадача - завлечь тебя и сохранить учение. И от того, как учитель тебя, условно говоря, «обманет», зависит успех дела. Любым способом - молотком вбить тебе в башку или заманить каким-нибудь калачом. Или ты сам прилипнешь к нему всей своей душой и мозгом и будешь сам раскрытым таким  супер-учеником - не важно, он несет космический месседж. Это как гены у человека. И потому все дозволено учителю - он и убить может, и родить... И ему все сходит с рук, потому что у него супер-идея. Я иногда произношу про себя бонский текст «Это не противоречит учению» если это не противоречит учению, можно что хочешь делать, хоть весь мир взорвать. Об этом мало кто знает, но эта оговорочка обязательна.

Восточная диалектика нередко является предметом обывательского морализаторства...

Моральный принцип настолько глубоко лежит в основе восточных практик, что это воспринимается как сама собой разумеющаяся вещь, на уровне пятилетнего ребенка. 

Во многих фотографиях ты не выходишь за пределы человеческого тела. Но это не портрет. Ты будто занимаешься разглядыванием какого-то единого мирового объекта - неважно, что это, поле, ступеньки, кусок статуи или человек. Ты  нередко называешь это «археологией моментальности» - углубляешься с помощью увеличительного объектива или фильтра не только в старые фотографии, но и в скульптуры, скажем, Даши Намдакова, и в абстракции Де Кунинга, и даже на пейзажи Тернера в ГМИИ хотел посягнуть... В довершение всего, ты - главный герой собственных музыкальных перформансов... 

 Макросъемка скульптуры Дарьи Суровцевой
Макросъемка скульптуры Дарьи Суровцевой

Ну, помнишь, я тебе говорил про эту тему - «я как универсальный ритуальный объект» То есть, универсальным ритуальным объектом является «я». Или ты - если ты занимаешься какой-то практикой. Или какой-то Вася. И если все отбросить, со всеми его субъективными картинами, Поллоками, Штокхгаузенами, или же наоборот, вбиваниями в какой - то канон, то так оно и окажется. Все равно «я» для человека искусства - универсальный ритуальный объект. А себя я знаю лучше, чем другого.  

То есть, углубляясь во внешние объекты, ты будто снимаешь с себя влияние формы, оставаясь один на один с таинственной абстракцией?

С «шевелюхой» - я ее называю так. С хаосом.

И есть некий идеальный вариант его организации, например, твои серии проекций на тело. 

В них тело -  экран. Это не имеет никакого отношения к внутреннему миру изображаемого героя. Это никакой не характер этих моделей. Они пустые внутри. И свет, который проецируется, дает соединение пустоты и света, и в этом фишка.

 Possibility of transformation
Возможность трансформации

Но это такж не фэшн-модели, которые также обязаны «быть пустыми», скажем, как у Паоло Роверси, ведь твоя пустота - не вакуум... 

Это был очень трудный подбор моделей. Я долго искал, а до того я год придумывал, как это все снять. Я начал экспериментировать с людьми и мне это все не подходило, они не могли быть пустыми, становиться экранами. И только такие практикующие модели, как Ольга Краснова или Аня из группы «Слепые»,  смогли. Конечно, это был перформанс, не стремительно динамичный, а очень медленно развивающийся. Я говорю: «Ольга, стоп». Она знает, что такое «стоп». Она гениальный практик йоги - Ольга Краснова. Она могла находиться в нужном состоянии сколько угодно -  пока я все налажу. Я же снимал при 100-ваттной лампочке, замазанной синей краской, это не галоген, не вспышка - ничего тогда не было, выдержки были до полуминуты со штативом - поэтому они такие благозвучные получились эти фотки, как на старых фотографиях, где микродвижения кожи обобщаются и получаются более информационно насыщенный портрет, будто нарисованный этим вот микродвижением.

 Dreams with open eyes. 2007
Сон с открытыми глазами

Чем ты снимал?

Пленочным «Контексом» на слайд. Этот фактор имеет значение, получается такая живопись. Хотя по правде все -  просто документальная съемка процесса.

Помнится, когда я попыталась убрать из фотографий синий цвет, эффект потерялся...

Конечно. Вот для серии «Актер» я специально делал черно-белые изображения, Там совсем другая история, другая драма, другой экран.

Но там тоже - тотальная трансформация человека в светоносного бога -  будто в «мистерии Чам». Мим гениально остранен и столь же гениально сконцентрирован, как в состоянии транса.  Вообще мне твои работы напоминают одну из глав «Бордо Тхедол» - тибетской «Книги Мертвых», где говорится о том, что в первые часы и дни смерти человеку является божественный Свет, с тем, чтобы он знал, за что потом придется ему бороться с демонами собственного ума. И вот это замирание усопшего тела «перед» и шок души «во время» тебе, по-моему, куда интереснее,  чем, скажем, Гигеру - узкий коридор бесконечных ужасов, а Грею изученная в морге, но все же слишком наглядная и  положительная анатомия просветления.

Мне было бы интересно трупы поснимать. Как это делал Рембрандт, Леонардо, художники 18 века. Это не только анатомическая задача! У Рембрандта была задача, связанная с божественным светом, ведь смерти нет, а у тебя в руках мертвяк! Меня поражала в Рембрандте эта супер-идея - его 80-сантиметровые картины, я увеличивал в полтора-два метра и пользовался живописной техникой, которой пользовался он. Я конечно, в миллион раз и близко не могу подходить к Рембрандту, но метод его рисования я знал, и этим гипер-увеличением я изучал свет, связанный со смертью. И это потом перенесено в фотографию.

Heads. 2007
Голова

На Востоке время и пространство имеют внутреннее, полярное, магнитное измерение...

Есть и у европейцев и пространство Гейзенберга и пост-эйнштейновские пространства, где все происходит одновременно и неизвестно где. И это феноменальное открытие!

Тело мертвеца или йога - материя-единомышленник. Как ты снимал «Детей фараонов?»

Студенты, чтобы я им нарисовал зачет, ставят свои физиономии, и я их фотографирую. А дальше я этих студентов начинаю рассматривать. Я их ставлю в положение экранов, но использую не буквально, а как материал для использования фотошопа. Который и является иконизатором. И каждый персонаж становится иконой. Они приведены к общему иконическому знаменателю с  помощью коричневого цвета с контрастными синими проступающими точками. С гипертрофированными тональными искажениями. И эти искажения их объединяют в толпу персонажей, принадлежащих супер-идее, которая возникла из словосочетания «Дети фараонов».

Pharaons' children
Дети фараонов

Ритуальный фантазм?

Да, и я, хоть убей, не могу объяснить, что это за дети такие.

Я помню, как ты мне авторитетно заявлял, что у детей фараонов не было детей.  Заложил мировую историю в ломбарде вечности?

Когда я их напечатал, я понял, что не ошибся. Что эти файлы, которые на экране хрен поймешь, в материале звучали еще интереснее, и еще больше возникало атональной вибрации от словосочетания «дети фараонов». Когда моя мама увидела, она спросила: «Что это за ужасные люди? Где ты их нашел? Они тебя хотят убить? Они родственники?» То есть, я сделал из них одного человека. Без характеров, без задних мыслей... Ну да, заложил.

Для тебя принципиально перейти к фотошопу?

Нет. Я отношусь к нему нейтрально. Я пользуюсь двумя-тремя простыми приемами, которые меня удовлетворяют выше крыши. Мне это интересно как новый инструмент обобщения, для поиска «общего знаменателя», океана, который вмещает в себя все.

Не ошибиться с печатью, это одно дело. Другое дело - сам объем, пространство. Ведь в своей фото-школе ты учишь не только выстраивать фотографию, как объем, но и делать инсталляции...

Обычно сам я делаю проекты так, чтобы они могли быть повешены по-разному. Конечно, многое зависит от площадки, от освещения. Но и тут нужна супер-идея. Например, картинки с жестами  -  серия «Контакт». Во время съемки свет стоял впереди и вверху. И точно так же ставился свет при развеске! Он дублировал освещение при съемке, благодаря этому возник максимальный эффект присутствия во время вот этого вот жеста, который являет собой некое магическое воздействие... 

До «Контакта» у меня был проект: после концертов на Болотной площади я фотографировал людей: сажал на стул и просил вот таким жестом показать любимое число. У меня штук сто или больше этих фотографий. Модели скадрированы в одинаковой позе - локти на столе, чтобы никто не дергался, лампочка длинная.... И эта серия подтолкнула меня к тому, чтобы сделать выставочный проект. Я одел людей в ритуальные черные одежды, отменяющие какие-то личностные особенности...

ContactContact
Контакт

Опять чистый фантазм? Да еще и «нечистое», скользящее, исполнение жеста, будто он рождается прямо тут,  на глазах?

Точно. Нафиг не хочу прибивать гвоздями какой-то единственный смысл! Это хаос. Вот эта простая, хорошо организованная фотография - это все равно хаос. Абстракция! Джексон Поллок.

 Ты часто употребляешь слово -  «хаос». Оно похоже на матерное, означающее абсолютную неопределенность?

Это пространство, которое настолько взаимозависимо, что не нуждается в определениях. В какой-то части хаос можно навести на резкость...

У твоего хаоса  все же довольно жесткая драматургия. Чувствуется  возможность абсолюта. Сквозь лицо проступает маска, а сквозь спонтанный жест -  символ. Будто мозг сам сочиняет и "принтует" неопознанный логотип. 

Я думаю, что степень моей продуманности недалека от хаоса. Я в хаосе нахожусь. Я не нахожусь в гармонии. Если бы я находился в гармонии, мы бы с тобой сейчас не разговаривали.

Твоя серия «Контакт» по световому приему ионизации стоит в  одном ряду с просветными экранами, а по «готовности» натуры - со студентами.   Одна твоя модель - Алексей Тегин, который практикует бон, а другая - обычная фотомодель. Расскажи.

Да, с Алексеем Тегиным мы вмести играли и выступали, а девушка - казашка, настоящая модель из супер-агентства тогдашнего (какой-то «Красный лапоть»), метр восемьдесят рост, очень красивая. Она была в гостях у Тегина, и я их щелкнул вдвоем, а потом еще сделал серию, когда они лежали щекой на камне. У меня бы такой булыжник с Красной площади - серый, и они, положив руку под голову и лежа на камне, снялись. (Это уже другой проект -  на "Арт-Москве"  - инсталляция на плоских досках с треугольными верхушками).

И  вот однажды я слышу в трубке голос рассерженной дамы, она ругается, мол, вы мою любимую дочь супермодель в ВОГе пропечатанную, что вы из нее сделали? Она только в цветном виде фотографируется, а вы в черно-белом сняли, вы позорите всю нашу казахскую диаспору! Мы вас убъем! Через минуту звонит мне девушка и извиняясь за маму, говорит. Что все уладит.

А ведь ты вызываешь на себя огонь коллективного бессознательного. Или наоборот, привлекаешь....

Да,  матушка ее ругалась именно на маразматические языческие жесты, оскорбляющие правоверных мусульман. А, кроме того, картинка висела еще по всей Москве, потому что ее взял на обложку журнал какой-то о Востоке, и они зафигачили фотографию на обложку без моего ведома и развесились по городу. Я возмутился, собирался уже судиться. Но когда мы с моей знакомой - юристом пришли в офис журнала улаживать этот вопрос, она одна пошла к этим двум - русским из Австралии, потом вышла и быстренько вывела меня на улицу. Позже я узнал, что ей угрожали. В России начала ХХI века!

То же самое бывало и с авангардистами, и они были готовы к скандалам и даже провоцировали их.

Но у меня были совсем другие задачи. Войдя в бокс, где висели эти четыре работы, и еще был подобран звук, человек бы испытал некие состояния, которые возникали у меня самого. Это должно было воздействовать как объемный ритуальный объект. И он получился. Он выставлялся в Братиславе и тамошних товарищей эта штука круто зацепила. Мне было это очень любопытно, ведь там Европа, другой менталитет... Это уже не воспринималось как фотография, там нечего ловить - ну, два портрета. Мужской и женский. Простота. И, тем не менее, это работает в определенном объеме, с определенным светом и звуком.

Звучащая скульптура?

Да. Это фотоскульптура. Мне Юра Календаре говорил - вообще ты делаешь звуковые скульптуры. Не музыкальные, а именно звучащие.

Они чем-то родственные вогнутым металлическим «билам» самого Календарева. Знаешь, мне пришла в голову мысль о том, что хаос  в каком-то своем пределе проходит границу ужаса не ужаса, но некого невозмутимого абсурда, который очищает до основания старую веру и создает новую, и вот за это художник может получить по морде, причем от самых разных представителей социума. Одни скажут  «ничего нового», другие - «ничего святого».

Пожалуй, ты права, мне всегда был интересен концентрированный и как ты говоришь, доведенный до ужаса хаос. Он действительно очищает. До элементарного состояния. Лао-Цзы принадлежит изречение о том, что там, где заканчивается человеколюбие, остается справедливость, а там, где заканчивается справедливость, остается ритуал. Меня часто ругают - мол, я одно и то же делаю...

Это, скорее, бесконечная аватаризация. Вот взять твои фотографии членов дзогчен-общины (или фрагменты архитектуры - рельсы, цоколи, куски скульптуры) - они либо сняты с ритуального ракурса (с затылка), либо рассмотрены в упор, так что от фокуса никуда не денешься, либо «состарены» фильтром, как одной судьбой. У них один «Паспорт в никуда» (есть у тебя и такой проект) Но интереснее всего, конечно, сургутский проект для слепых...

Они называют себя слабовидящими. Я снял их и ... обобщил темными очками. Я, конечно, отбирал лица, так же, как лица студентов, хотя слабовидящие люди - особый народ, но искал   взгляд лица с максимально «слепым» выражением лица под очками. И я напечатал их не на бумаге, а на просвет, это огромные слайды.

То есть, через очки свет не проходил?

Нет.

И слепота, и смерть для тебя - не самоцель, как может подумать трусоватый зритель, а средство и повод обнажить Смысл, так? Портреты на сургутском проекте были лишь частью мультимедийной инсталляции, где помимо визуала присутствовало  слово, звук, осязание, действие, сила тяготения, тушь, дерево, уголь, песок, пленка... Но самое интересное, что проект рассчитан был и на зрячих, и на слепых, которые сами оказались взаимными проекциями!

  «Транс-арт,  или интуиция тела в пространстве». 2008
 Транс-арт,  или интуиция тела в пространстве. Мультимедийный проект. Галерея "Стерх", Сургут.

Ну да. Если окинуть взглядом все, что я делаю, то «общий знаменатель» - это, пожалуй, то основное, что меня всегда и интересует. Это то, что связано для меня со словами «ритуальность» и «традиция».

В этом смысле может, ты и не фотограф вовсе? Но возвращаясь к фотографии как языку, что бы ты посоветовал тому, кто взял в руки камеру?

Отстраненность - основной принцип. Наблюдение - второй. Созерцание - третий. Тогда видны синтез, сжатая в точку история и пустота. Оказывается, что ничего этого на самом деле нет. Только проекции на экран, остановленные, перед тем как исчезнуть в мерцании мира.

И вот все вспыхнуло и исчезло. Оставило в памяти воронку от любви. Это вопрос о том, что тебя занимает сейчас. И что ждет визуальный язык в "конце света"...

Музыка. Если только это можно назвать музыкой. Я делаю проект сейчас в  ресторане «Тибет-Гималаи». У меня и чаши появились...

Так у тебя же они всегда были!

У меня их сперли, а теперь они опять появились!

Потеря как ступень эволюции?

Да. Иду я как-то по савеловскому рынку и занесло меня в магазинчик с благовониями, надо было найти диск со звуками природы - все это отвратительного качества, и воняет еще этими синтетическими палками индийскими, я думаю, надо ноги отсюда уносить, и вдруг смотрю, стоит эта куча благовоний в тибетской чаше - воот такого размера! Я говорю, ребята, а что это у вас? - Да, это, говорят, испорченная чаша, плохая. И цена стоит сумасшедшая - 750 рублей! Я говорю, не, ребят, вы говорите, что чаша испорченная, и я у вас покупаю ее за 300. Хотя позавчера я был в магазине, где брал эти чаши для концерта, и там они стоят по полторы - по две тыщи!   Значит,  я зашел в этот вонючий магазин, для того, чтобы эту чашу купить за 300 рублей? Фантастика! Я приехал домой, отмыл ее, она у меня зазвучала, ну чем не творчество? Супертворчество! И тут же я достал свои палки -  из борщевика, и звук этого борщевика с пыльной дороги соединился со звуком чаши, тоже найденной на дороге. И тут же звонит человек, и говорит: я еду в Тибет, давай я тебе чаши привезу. На ловца и зверь бежит!

«Новый ритуал в Новой Третьяковке» 2010
Новый ритуал в Новой Третьяковке . Мультимедийный проект. Москва.

P.S. Совсем недавно Святослав Пономарев, преподаватель курса фотографии МГУП,  открыл собственную школу - для тех, кто уже умеет «нажимать на кнопку».  Помимо демонстрации авторских работ в программе  - отжимание,  вращение, бег, долгое зависание в позе трупа, проекции на модели, белое на белом, черное на черном, съемка себя через другого, «гламурная» съемка мусора и многое другое, включая практику в заброшенных сооружениях. «Дело не в съемке в руинах а в обнаружении через разрушение свободы и любви. Это похоже на мистерию Чам - танец на трупе», - объясняет Пономарев.  - «И вообще я не учитель. Я - трамплин. Если ученик не может превзойти преподавателя, то какой я, к черту, учитель?»

За съемкой следует созерцание и обсуждение работ, выстраивание циклических серий и промысливание пространства - где и на каких носителях все это возможно реализовать.

Результаты непредсказуемы, как и содержание уроков - фотография - не самоцель, а средство самопроявления молодого художника, которому nтеперь вряд ли понадобится куратор.

Можно выйти в НИЧТО: «Святослав ввел меня в некий ступор, даже депрессию. Все проекты, которые я задумывала до этого, теперь кажутся мне местечковыми, бессмысленными, мелкими....Я стала серьезнее относиться к идее, а получился разрыв между моими запросами и возможностями». 

Можно выиграть КОЕ-ЧТО: «Святослав, конечно, не фотограф, я сначала даже было рассердился, но потом, когда понял, что он перформансист, успокоился. Мужик крутой, конечно, но фото для него - один из многих арт-жестов, которыми он лепит пространство. Для него важно выразить суть, а качество может и потерпеть, я же в этом смысле более чистюля, зато он очень повлиял на меня своей духовностью, кое-что прояснил. Но я не стал его последователем, как другие. Я пришел получить знания о том, как делать концептуальный проект, и когда я эти знания получил, отключился»

А можно обрести НЕЧТО:  «Многое из того, что он говорил, я чувствовала сама, но не могла объяснить. А он на многое раскрыл глаза. Я очень люблю снимать на длинную выдержку, Святослав  прояснил мне многие вещи. И самое главное, он дал стимул к возобновлению съемки...Однажды я пришла в ресторан «Тибет-Гималаи» слушать концерт Святослава.  Я закрыла глаза и почувствовала единение с природой. Я очень люблю ходить босиком по росе, трогать холодные листья. И вот я увидела себя стоящей на горе, поросшей вот такой травой. Впереди был обрыв. Я боюсь высоты, а тут не боялась и стояла прямо над ним, а сверху меня, как растение, поливал сильный дождь! Я чувствовала энергию, которая лилась мне прямо на голову. Второе видение было другим. Во время игры на барабане - я представила огромную каменную глыбу, голую и холодную. И я стала плясать на ней быстро перебирая ногами, так что им стало горячо. И эта вся энергия и мощь пошла через мои ноги наверх».

«С первых занятий ребят увлекла личность Святослава и те необычные вещи, которые он рассказывал, ведь кто бы мог подумать, что на курсе фотографии придется отжиматься)... Я очень внимательно слушал Святослава, прочел литературу, которую он советовал, это действительно сильно повлияло на меня, однако, на мой взгляд, не все ребята подошли с пониманием того, что на курсе Святослава надо УЧИТЬСЯ, а не их будут учить, это все подпортило - на последних занятиях предполагалась работа студентов, а не преподавателя. Многие наверняка напишут, что в конце курса было скучно. Эти занятия еще сильней обозначили для меня важность "ЧТО, а не КАК", показали, что фотография является хорошим средством, но не объектом».

Несколько лет назад Пономарев уже выставлял работы своих учеников из «Полиграфа». Для многих выставка стала счастливым трамплином. Первая экспозиция выпускницы нынешнего сезона Светланы Акиньшиной намечена на 9 сентября в клубе «Шоколадная фабрика». Не все, однако, спешат на публику. Вынашивают супер-идею. Иначе какие они, к черту, студенты?

Светлана Акиньшина. Встреча с собой.2010
Светлана Акиньшина. Диалог с собой

Александр Шляхов. Продолжение пространственно-временных отношений. 2010
Александр Шляхов. Продолжение пространственно-временных отношений

 Студенты

Святослав Пономарев

Беседовала Юлия Квасок
Advertology.Ru

03.08.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 03:03
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация