Коньяк и шампанское будут только французскими
С 2016 г. Россия, возможно, перестанет производить алкогольные напитки под названием «коньяк» и «шампанское». Это произойдет, если будет утвержден проект техрегламента на винодельческую продукцию, внесенный в Госдуму на прошлой неделе
Основной целью депутаты называют борьбу с поддельным алкоголем. Однако эксперты уверены, что в смене названий нет никакой необходимости: исчезновение термина не приведет к исчезновению фальшивок. А виноделы опасаются, что смена этикеток и определений слишком дорого им обойдется.
На прошлой неделе в Госдуму был внесен проект винного техрегламента, который призван регулировать производство винодельческой продукции в России. Цель законопроекта - установить «единые минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность винодельческой продукции», говорится в пояснительной записке к законопроекту. Требования относятся как к продукции, производимой на территории России, так и импортируемой.
Для поддержки отечественных производителей
Чтобы потребителей не вводили в заблуждение надписи на винных этикетках, законодатели решили четко определить в техрегламенте, как именно должны называться и из чего состоять винные напитки. «Это сделано в целях импортозамещения, поддержки отечественных производителей, гармонизации с международной практикой и развития отечественной сырьевой базы - виноградарства, садоводства, пчеловодства»,- поясняют в Госдуме.
Однако новые определения вызвали массу нареканий со стороны виноделов. «Мы приветствуем появление этого законодательного акта в Думе, но считаем, что документ, особенно в части терминов, требует значительной доработки с точки зрения практики бизнеса»,- сказал в комментарии президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.
В документе затрагиваются все основные категории продуктов, которые производятся из винограда, но главные претензии виноделов относятся к решению депутатов исключить из российской винодельческой практики определения «российский коньяк», «российское шампанское» и «российский кальвадос». Термины «коньяк», «шампанское» и «кальвадос» защищены в рамках законодательства Франции и не должны использоваться другими странами при обозначении аналогичной продукции, поясняют в Думе.
Крашеный спирт
«Дело не в том, что затрагиваются интересы какой-то французской провинции»,- поясняет депутат Виктор Звагельский, который внес законопроект на рассмотрение в Госдуму. По его мнению, проблема в том, что потребителей обманывают: под этикеткой «коньяк» и «шампанское» им зачастую продают некачественное «пойло». Практически весь коньяк в российских магазинах - это покрашенный спирт с разным количеством добавленных ингредиентов, утверждает депутат. «Никакого отношения к настоящему коньяку это не имеет»,- говорит он.
«Если пойло назвать не коньяком, а бренди, вряд ли что-то поменяется в содержании бутылки»,- возражает Леонид Попович из Союза виноделов. Он считает, что для «очистки» рынка от фальсификата достаточно по-настоящему применить к той продукции, которая продается в магазинах, существующие сегодня ГОСТы. «Если будущий техрегламент будет исполняться также, как сегодня ГОСТы, то на российскому рынке останется то же „пойло", но под другим названием»,- опасается он.
Эксперты алкогольного рынка тоже не согласны с категоричной оценкой законодателей. «Около 40% коньяка на российском рынке - фальсификат,- соглашается директор аналитического ценра ЦИФРРА Вадим Дробиз,- но это не говорит о том, что у нас вся продукция плохая». Кроме того, у нас есть и моральное, и юридическое право оставить эти названия за собой, уверен он. «100 с лишним лет назад шампанское князя Голицына было признано лучше французского, а коньяк Шустова продавался во Франции не под видом бренди, а под видом коньяка»,- напоминает Дробиз. Поэтому вовсе нет необходимости отказываться от этих наименований, их стоит лишь уточнить: «российское шампанское» и «российский коньяк».
«В сочетании со словом „российское" ни наше шампанское, ни коньяк не вызывают возражений у Франции и Евросоюза,- подверждает Леонид Попович.- Нет никакой гарантии, что после запрета этого названия на наш рынок не хлынут напитки с названием, примеру, „узбекское шампанское",- говорит винодел.- Так мы своими руками создадим конкуренцию нашим производителям».
Шесть лет на ребрендинг
Законопроектом установлен переходный период до 2016 года, в течение которого виноделы должны придумать новые названия для своих напитков под этими ярлыками и перейти на новые этикетки. Однако Леонид Попович из Союза виноградарей и виноделов считает оптимальным срок до 2060-го года. «Лет за 50 нашего покупателя можно было бы убедить, что то игристое вино, которое он пьет - это то же самое, что шампанское,- говорит он.- Но резкий отказ он названий приведет к тому, что бизнесу придется потратить огромные деньги на переоформление документации и убеждение покупателей, что это та же продукция, которую он любит».
Смена всего нескольких слов может слишком дорого обойтись не только российскому винодельческому бизнесу, но и обществу в целом, убеждают виноделы, ведь эти затраты неизбежно будут переложены на покупателя.
Однако законодатели не собираются уступать производителям, в том числе и по срокам переходного периода. «Чем раньше произойдет изменение, тем лучше,- убежден Виктор Звагельский.- Сегодня заводы продают свою продукцию только потому, что на ней есть этикетка „коньяк". Если же название изменится на другое, например, на бренди, то это волей-неволей подтолкнет российского производителя к тому, чтобы делать качественную продукцию, а не продавать пойло».
Депутат отмечает, что все существующие в мире аналоги коньяка - бренди и виньяки - отлично продаются именно благодаря своему качеству, а не за счет названия.
Advertology.Ru
31.03.2010
Комментарии
Написать комментарий