Статьи

Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков

Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков

Склонность к мифодизайну - вот что объединяет художника и рекламиста. Все что нужно - распознать мифотворчество в арт-контексте, даже если миф не лежит на поверхности и пребывает в разных пространственных и временных средах. Небольшой опыт - в четырех очерках февраля.

Вознамерившись сделать дайджест  московских вернисажей февраля, я тут же задалась вопросом о целесообразности перечисления в принципе. Шить лоскутное одеяло из коротких и ярких историй мне уже приходилось в других изданиях, и всегда стояла проблема поиска ниток для швов. Они, конечно,  находились, но чувства удовлетворения не было. Это как с брендингом или позиционированием - либо биться над сиюминутной задачей бросить очередное цветное пятно на забор, либо искать себя в каком-то более долгосрочном, фундаментальном окружении. Или злоба дня, или большая идея.  Бывают, конечно,  счастливые совпадения, когда в одно и то же время вдруг выставляются художники, которые, будучи положены на один лист бумаги, способны высветить и прояснить друг друга и чему-то еще нас научить. Но чаще случается, что один еще «идет» на какой-то площадке, другой уже «закрывается»,  третий вот-вот выставится, а четвертый  завис в интернете. Так не стоит ли пойти на поводу у собственного потребительского желания получить сильное впечатление и поделиться им с читателем, не взирая на текущую  пространственно-временную реальность и используя неучтенный электронный эфир? По-моему, стоит. 

Итак, вот вам февральская «мандала»: Леонид Тишков «В поисках чудесного» (ММСИ в Ермолаевском, выставка продлена до 14 марта), Хаим Сокол «Мертвые письма» (Галерея «Триумф», до 19 февраля), Дарья Суровцева. «Реконструкция» (Галерея Vincent, до 22 февраля) и Дмитрий Каварга (выставок в феврале нет). Привидившийся мне «крест» состоит из двух земных (Тишков-Сокол)  и двух внеземных, метафизических (Суровцева-Каварга) оппозиций, пришедших на ум как взаимодополнительные элементы одного мифо-конструкта. Сразу оговорюсь, что этот подход отодвигает на периферию такие исторические моменты,  как возраст  и образование художника, место и время создания его произведений. Они возникают лишь как необходимые элементы внутренней установки. Так, скорее,  мотив трансформаций и сказочного будущего обращает Тишкова к игре с внутренностями, а вовсе не медицинское прошлое художника. То есть, идея населить веселыми даблоидами клиники сама по себе неплоха, но при одном условии: Тишков категорический анти-катастрофист. Или другой пример: история "вечного исхода" и отсутствие гласных в еврейском алфавите и письме, провоцировавший к шрифтовой игре не одного дизайнера - отнюдь не причина обращения Хаима Сокола к разрыву, паузе, дискретности как основе его художественного кредо. Пристутствующая в его работах вербальная нарезка и затирка - элемент его внутренней склонности к эсхатологизму. И, кстати, двадцатилетняя разница в возрасте между «светлым»  Тишковым и «темным» Соколом - лишнее подтверждение тому, что биография тут  абсолютно ни при чем.

Не сильно «при чем» оказывается  и отмеченный в пресс-релизе о Тишкове факт  «преодоления иронического деконструктивизма» - кто-то еще носил этот пионерский галстук, а кто-то уже его не застал. «Кто весел, тот смеется», только источник смешного и характер смеха у каждой установки свой. Ирония, сарказм, юмор, восторг. Свой, впрочем, и характер «серьеза». Но и это важно не само по себе, а в некоем внятном оппозиционном контексте. Следуя даосской практике массировать пятку во время головной боли, можно точно таким же периферийным оком созерцать работы Леонида Тишкова - думая о работах Хаима Сокола. Тишкова - думая о Суровцевой. Тишкова - думая о Каварге... И эта нехитрая манипуляция -  всего лишь слабая реконструкция умозрения художников, которые по жизни и статусу - единственные профессиональные обладатели третьего ли глаза, фасеточного ли зрения - уж как кому угодно.

Выставка Леонида Тишкова на  четырех этажах «Ермолаевского» ММСИ выстроена мифологическими кругами, вьющимися вокруг оси абстрагирования - от материального к умозрительному и далее - к космически-чудесному, первобытно-ностальгическому, детски-сказочному. Тишков - созидатель и сентименталист, и все, располагающиеся на этажах работы - живорожденные  эмбрионы с отличным иммунитетом. «Даблоиды живут и побеждают. А ты?» -  общий лозунг всех четырех уровней. Живут и побеждают, впадая в казусы и гэги, переиначиваясь и мутируя туда-сюда, счастливые культи, стомаки, обитатели хоботов и водолазы. Обрубки,  недоделки и оболочки довольны и самодостаточны  - будто отвечают на застойное кухонное нытье советского интеллигента  бодрым вопросом: «а что ж тут плохого, товарищи?» Красные кока-колы и МТСы отдыхают перед Тишковским логотипом, способным сподвигнуть народ к  радостному  труду и размножению - от  древней практики вязания новой ткани - нового себя -  из ниточек и обрывочков материнских платьев до строительства фантастически изящных макаронных «вавилонов» по своему хотению. И если вас раздражает какая-нибудь урбанистическая «дура» вроде «мерседеса» или «самсунга» над головой, то кто, скажите, возразит против частной луны над крышей или романтического свидания со звездой?

Тишков по праву может считаться любимым художником рекламистов, а его выставка могла бы называться: «Леня прилетел». В смысле, Карлсон, в смысле, Ангел. Но непременно с приставкой «при».  Ибо в Еромолаевском до 14 марта демонстрируется натурально райское житье - мечты, хозяйство, быт...

 Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков

Отдельная песня - Тишковский копирайт, достойный лучшего в стране комикса и санбюллетеня. Это руководство - «что бывает если», «смотрите-ка» и «вот это да». Кратко, ясно, по-человечески. Пространный вариант - иллюстрируемыехудожником сказки.

Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков

Однако у Рая, как и у рекламы,  есть один существенный недостаток.  Не будь его, жители земли не одну жизнь кричали бы «ура» и бросали в воздух чепчики. Хаим Сокол - обратная сторона "Частной Луны". О нем - часть 2 февральского мифодизайна.

Иллюстрации к статье взяты из интернет-блога Леонида Тишкова http://leonidtishkov.blogspot.com/

Юлия Квасок
Advertology.Ru

17.02.2010

на печать


Комментарии

Лукас
19.02.2010 21:21 | сообщение #1
 

Браво Юля!Обе статьи конгениальны.Спасибо.

kvasok
19.02.2010 23:30 | сообщение #2
 

Это сериал. Еще две на подходе. Спасибо вам. Улыбка

Jur
20.02.2010 21:11 | сообщение #3
 

Юлия! Браво

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

15.11.2024 - 13:41
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация