Рейтинги

Белорусский рынок интернет-рекламы: что имеем и куда идем

Белорусский рынок интернет-рекламы: что имеем и куда идем

Еще в начале лета оценки перспектив развития самого быстрорастущего рекламного сегмента в Беларуси колебались от -20% до +40%. Это свидетельствует о том, что в первом полугодии был период некоей неопределенности.

Неопределенность первого полугодия на белорусском рынке интернет-рекламы была в первую очередь связана с уходом из интернета тех групп рекламодателей, которые больше всего пострадали от кризиса и обеспечивали основной приток денег в 2008 году. Рекламодателей из других сфер бизнеса в Беларуси на горизонте не наблюдалось.

К осени прогнозы и оценки постепенно стали выравниваться. Их диапазон сузился до пределов от 0 до +40%. Осенние мероприятия, посвященные белорусскому интернету и интернет-рекламе окончательно прояснили ситуацию: рынок будет в плюсе.

Деньги и рынок

Согласно ноябрьскому прогнозу агентства ZenithOptiмedia, в Беларуси по итогам текущего года белорусский рекламный рынок в целом сократится на 20%. Как и в соседних странах, больше всего пострадает рынок печатных СМИ. В этом сегменте ожидается падение на 22%. Затраты на ТВ-рекламу сократятся на те же 22%, хотя прежние прогнозы говорили о более лучшей участи этого сегмента. 

В общем стандартные медиа в Беларуси становятся менее интересны для рекламодателей как с точки зрения аудитории, так и затрат на размещение.

Данная ситуация свидетельствует о том, что белорусским рекламодателям необходимо обращать больше внимания на новые медиа. Государственное телевидение сегодня постепенно заменяется новыми нерецензируемыми каналами получения объективной информации, главную роль в котором играет интернет: государственность и ангажированность нынче не в почете.

Наружная реклама в Беларуси по прогнозам ZO уйдет в минус на 20%, радио - на 10%. И лишь интернет будет демонстрировать рост...

Байнет в цифрах

В том, что количество рекламных денег в Байнете будет расти, сегодня сходятся оценки и мнения всех экспертов и профессионалов белорусского рынка.

Однако количественные оценки темпов роста белорусского рынка интернет-рекламы различных специалистов значительно отличаются. Отличаются также методики этих оценок. Так агентство ZenithOptimedia делает экспертную оценку реальных затрат в белорусском интернете (net-затраты с учетом НДС) и прогнозирует по итогам текущего года рост на уровне 15% по сравнению с 2008 годом - с $5,2 до $6 млн.

Интернет-агентство и исследовательская компания «Акавита» «мониторит» только медийную рекламу и оценивает gross-затраты без учета НДС. По итогам мониторинга первых трех кварталов компания прогнозирует рост рынка интернет-рекламы в этом году на 30%. В абсолютных цифрах по данным исследовательского проекта «Мерник Акавита» gross-затраты на медийную рекламу в Беларуси в 2008 году составили $4,1 млн. Соответственно к концу текущего года этот показатель достигнет $5,3 млн. При чем медийная реклама в общем рекламном пироге занимает около 55%. Остальное в Беларуси приходится на платные информационные публикации, PR, контекстную рекламу, классифайд и SEO.

Медиаселлер ряда ведущих белорусских площадок компания WebExpert на основании динамики и объемов своих продаж прогнозирует по итогам года объема рынка медийной рекламы на уровне $5,5 млн (также без учета скидок). Это уже на 35% больше, чем в прошлом году.

Оценки объема рынка порталом TUT.by базируются на доходах портала. Эксперты TUT.by оценивают свою долю на рынке примерно в треть, поэтому весь рынок в этом году достигнет $6,6 млн. в net-затратах с учетом НДС. В эту оценку входит и доход портала от контекстной рекламы в размере около $150 тыс. Однако в этой цифре не менее половины занимает контекст российских рекламодателей. Поэтому затраты белорусских рекламодателей на контекстную рекламу пока трудно оценить.

По оценкам специалистов компании Webcom Media, общий объем рынка интернет-рекламы в Беларуси по итогам прошлого года составил $4,5-5 млн.. Что касается контекстной рекламы, то какую часть от общего пирога занимает она сказать сложно. Можно с уверенностью подчеркнуть то, что ежегодный прирост объема рынка контекстной рекламы в РБ составляет не менее 100%.

По SЕО ситуация аналогична контексту - никто не признается. В прошлом году на ежегодной белорусской конференции «Деловой интернет» называлась цифра в $1 млн - это доход всех белорусских SEO-шников вместе взятых. Но следует помнить, что доля российских клиентов у белорусских SEO-компаний довольно значительна, а взаиморасчеты малопрозрачны.

Завершая разговор о деньгах, следует также отметить, что в Беларуси на одного интернет-пользователя приходится $0,17 в месяц. Для сравнения, в той же Польше этот показатель составляет $1,42 в месяц, в Украине - $0,25, в России - $0,37.

Темпы роста интернет-рынков в соседних странах по итогам трех кварталов текущего года:
Россия +3% (без учета контекстной рекламы),
Украина +20-25% (в гривнах, без учета контекстной и политической рекламы)
Польша +7%
В Мире -1%

Объемы интернет-рынков в Европе по итогам 2008 года

Динамика рекламных рынков стран Центральной и Восточной Европы по основным сегментам в $млн

Год

Всего

Газеты

Журналы

ТВ

Радио

Кинотеатры

Наружная реклама

интернет

2007

31 296

5 389

3 472

16 220

1 540

238

3 402

1 035

2008

35 227

5 674

3 751

18 636

1 703

310

3 674

1 479

2009

27 862

3 806

3 022

15 435

1 255

221

2 619

1 504

2010

29 258

3 552

2 887

16 674

1 267

249

2 798

1 832

2011

32 071

3 724

2 922

18 544

1 329

272

3 057

2 223

Источник: ZenithOptimedia

Основные факторы роста рекламных затрат в белорусском интернете

Основными факторами роста рынка интернет-рекламы в Беларуси являются расширение интернет-канала, снижение стоимости доступа и рост интернет-аудитории. Так по данным компании «Белтелеком» (крупнейший интернет-провайдер Беларуси, монополист в предоставлении услуг связи) ширина внешнего белорусского интернет-шлюза в этом году достигла 17 Гбит/с, что более чем в 3 раза больше, чем в прошлом году, а стоимость доступа на скорости 256 Кбит/с без ограничений упала более, чем в 2 раза.

Рост интернет-аудитории в Беларуси пока не столь стремителен. В прошлом году эксперты оценивали объем интернет аудитории на уровне 2,7-2,8 млн. человек. В этом году оценки лежат в пределах 3,0-3,4 млн. человек. Т.е. по проникновению интернета Беларусь перешагнула рубеж в 30%. Это выше среднемировых показателей, однако меньше, чем в соседних странах. Из соседних стран по этому показателю лидирует Латвия (55,2%), затем идут Литва (53,5%), Польша (49%), Россия (32,1%) и Украина (22,5%).

Примечательно, что до 94% трафика белорусских пользователей приходится на зарубежные (в основном, российские) интернет-ресурсы, а по оценкам компании Gemius 25-30% белорусских пользователей вообще не посещают белорусские сайты. Совсем недавно компания «Акавита» заявила, что «активных» интернет-пользователей в Беларуси не больше 10% и рассчитывать белорусскому интернет-бизнесу можно максимум на 1 млн белорусов.

Интернет-пользователь - это житель Республики Беларусь в возрасте от 15 лет, который хотя бы один раз в месяц пользуется интернетом. К активным интернет-пользователям специалисты относят людей, которые пользуются интернетом не реже одного раза в неделю.

Важным фактором роста Байнета является развитие мобильного интернета. Этот сегмент еще больше подстегнет динамику роста отрасли в будущем году. Так с ноября оператор life:) запустил сеть 3G life:) и рассчитывает к концу года на 300 тыс. мобильных абонентов. До конца года операторы МТС и velcom также планируют получить лицензии на строительство сетей 3G и активно развивать этот стандарт. Также в ближайшее время планируется запуск WiMAX-сетей, которые обеспечивают скорость доступа до 10 Мбит/с при скорости движения абонента до 120 км/ч.

По оценкам экспертов по состоянию на середину октября в Беларуси насчитывалось около 3 млн пользователей мобильного интернета (МТС - 1,5 млн (720 тыс. постоянных), velcom - 1,2 млн, life:) - 200 тыс., Diallog - 112 тыс.). Из них 0,6 млн можно отнести к активным пользователям мобильного интернета.

Также в Беларуси работает сеть Wi-Fi. Сегодня беспроводной доступ в интернет можно получить на 276 объектах в более чем 40 населенных пунктах Беларуси. Однако «Белтелеком» в последнее время не расширяет данную сеть.

К другим факторам роста интернет-рынка в Беларуси можно отнести:

  • Отсутствие в Байнете цензуры и вмешательства государства (отсутствует необходимость регистрации интернет-СМИ);
  • Малое количество качественных печатных СМИ, что заставляет людей искать объективную информацию в интернете;
  • Гонка рекламодателей за активной аудиторией с высоким доходом, которую очень сложно охватить с помощью других медиаканалов. Также наиболее молодая часть аудитории становится доступна только в интернете;
  • Интернет является интерактивный каналом коммуникации, что позволяет налаживать двустороннюю связь между компанией и потребителем;
  • Низкая стоимость контакта по сравнению со стоимостью в других медиа (средний CPM $1-2);
  • Возможность оценки эффективности проведенных рекламных кампаний (CPA, CPС и др.);
  • Государство заставляет белорусских производителей создавать сайты и активно использовать интернет в продвижении своей продукции.

Особенности и проблемы белорусского рынка интернет-рекламы

Основной проблемой Байнета на сегодняшний день является нехватка популярных белорусских ресурсов, что вызывает трудности в планировании масштабных рекламных кампаний. На большинстве белорусских ресурсах реклама по-прежнему размешается в статике (по дням). Кроме того со стороны рекламодателей пока востребована реклама преимущественно на титульных страницах (доля титульных страниц составляет 70% от всего объема размещения медийной рекламы).

К проблемам также можно отнести неумение рекламодателей работать с аудиторией различных площадок. Основной ошибкой является то, что не принимаются во внимание особенности сайтов, порталов и различных интернет-сервисов. Например, не стоит показывать один и тот же баннер на деловом или новостном портале и в социальных сетях, т.к. цели посетителей этих сайтов абсолютно разные. В первом случае пользователь настроен на активное потребление информации и готов реагировать на рекламные сообщения, в другом - посетитель настроен на общение и не реагирует на рекламные сообщения.

Также в Байнете присутствует пока ограниченное количество рекламодателей и товарных категорий. Если в России и Украине в Сети достаточно заметно присутствие массовых брендов, то в Беларуси этот процесс пока только начинается. Основными рекламодателями в белорусском интернете по-прежнему остаются операторы мобильной связи, автодилеры, банки, производители и импортеры техники, интернет-провайдеры, агентства недвижимости, туристические и IT-компании.

Проблемы измерения аудитории Байнета

На фоне стартовавших в последний год белорусских проектов по измерению белорусской интернет-аудитории  («Тутэйшыя» от «Акавиты», и панель лаборатории «Новак»), в нашей стране также присутствует международная компания Gemius, которая с декабря прошлого года предлагает исследование аудитории белорусских интернет-ресурсов. Исследование gemiusAudience достаточно хорошо известно на рынках Западной и Восточной Европы.

Однако многие рекламные агентства отмечают, что на рынке интернет-рекламы до сих пор существует проблема адекватного и профессионального планирования рекламы. На самом деле тот же Gemius Audience уже давно используется рекламодателями и агентствами Дании, Чехии, Венгрии, Польши, стран Балтии и др. Однако пока многие ведущие ресурсы не участвуют в том или ином исследовании. Например, TUT.by не участвует в проекте Gemius и активно поддерживает внедрение и развитие проекта «Акавиты». При прогнозируемой доле TUT.by в общем рекламном пироге примерно в 30-50% отсутствие аудиторных показателей по этому порталу пока не позволяет компании Gemius выпустить коммерческую версию исследовательского продукта.

В свою очередь популярный портал Onliner.by и Open.by не попадает в измерения «Акавиты». Соответственно это также накладывает свой отпечаток на объективность данных проекта «Тутэйшыя».

В этой ситуации достаточно остро встает вопрос измерения белорусской аудитории на российских площадках. Здесь также не все просто и эта тема, вообще говоря, достойна отдельного материала.

Получается, что крупным рекламным агентствам Беларуси при планировании больших кампаний приходится пользоваться информацией из разных источников и сводить их в одну плоскость. Это, безусловно, создает дополнительные трудности.

Специалисты считают, что данная ситуация обусловлена неразвитостью белорусского рынка интернет-рекламы и небольшим его объемом. Глобальным мировым «измерителям», таким как TNS пока не интересно приходить в Беларусь со своими продуктами. Может быть это произойдет, когда годовой объем рынка достигнет $10-12 млн. Кстати, по прогнозам агентства ZenithOptimedia объем белорусского рынка интернет-рекламы по итогам 2011 года только приблизится к отметке в $10 млн.

Другие особенности белорусского рынка интернет-рекламы

  • Флеш-баннеры и новости являются наиболее популярными рекламными форматами у белорусских рекламодателей.
  • Большинство рекламодателей используют всего 3-4 сайта для размещения своей рекламы в рамках своих кампаний. Многие ограничиваются только размещением на TUT.by или только на одном профильном ресурсе.
  • Скидки на размещение рекламы и на крупные контракты формируются исходя из объема рекламы, а для крупных рекламных агентств устанавливаются фиксированные скидки на длительный период исходя из заявленного объема.
  • На российских площадках с таргетингом на белорусскую аудиторию размещаются в основном баннеры на белорусском языке (посетитель должен понять, что это не российская реклама, а белорусская).

Основные тенденции белорусского рынка интернет-рекламы

В конце прошлого года - начале текущего на белорусском рынке появились компании (т.н. сейлинговые агентства), которые на эксклюзивных правах начали продажи рекламных возможностей наиболее посещаемых белорусами ресурсов и сервисов.

Также по сравнению с 2008 годом на 20-30% увеличилась доля российских площадок в рекламных затратах белорусских рекламодателей (Mail.ru, «Вконтакте», Odnoklassniki.ru, Rambler.ru. RBC.ru, Mamba.ru и др.). Их доля в общем объеме затрат белорусских рекламодателей на интернет-рекламу по разным оценкам находится в пределах 15-25%. Достаточно активно начали развиваться различные локальные интернет-проекты, а также появился ряд новых ресурсов. В Байнете сегодня запущено около 50 тыс. сайтов. В доменной зоне BY зарегистрировано более 20 тыс. доменов.

Все это обусловило ситуацию, когда рекламные бюджеты постепенно начали перераспределяться с основного белорусского портала TUT.by на другие ресурсы. В 2007-2008 годах около 75% белорусской интернет-рекламы было на этом портале. Сегодня его доля Беларуси по различным оценкам составляет 40-50%.

Структура рынка интернет-рекламы

TUT.by

40-50%

Площадки Рунета с таргетингом на Беларусь

20-30%

Белорусские ресурсы

10-25%

Поисковые системы

5-10%

Источник: ZenithOptimedia

Крупнейшие сейлинговые агентства Беларуси

Название агентства

Площадки

«Веб Эксперт»

Mail.ru, RBC.RU с таргетингом на белорусскую аудиторию, TUT.BY, AV.BY, ITV.BY, Kosht.com

RG media

LiveJournal, «ВКонтакте», Mamba с таргетингом на белорусскую аудиторию (в том числе на жителей Минска и области), рекламный сервис Frontline и рекламная сеть «Красная Баннерная»

Big Fish Consulting

Odnoklassniki.ru с таргетингом на белорусскую аудиторию (в том числе на жителей Минска и области)

«Видео Интернешнл-Минск»

Rambler.ru с таргетингом на белорусскую аудиторию, Open.by, Pressball.by

MedaiaCode

Белорусские площадки среднего сегмента. Продажи на основе системы MedaiaCode (динамическое размещение)

SPN Media

Баннерная рекламы на сайтах Gismeteo.by и MC.by

Источник: Marketing.by

Выводы

Рынок интернет-рекламы в Беларуси ждут интересные перспективы. Несмотря на кризис, в будущем году будет наблюдаться приток новых рекламодателей, как из привычных сегментов бизнеса, так и из тех, которые раньше вообще не были представлены в Сети. Все больше компаний (в том числе и белорусские производители) уже сегодня осознают возможности интернет-рекламы.

В Байнете будут появляться новые современные интернет-проекты, а также интересные сервисы на существующих порталах и площадках. На волне снижения цен на доступ в интернет будет возрастать популярность т.н. «тяжелого» контента. Безусловно снижение цен и развитие мобильного интернета приведет к росту интернет-аудитории.

Возможно, на развитии белорусского интернет-рынка и рекламного рынка в целом положительным образом скажется повышение мировых цен на нефть и связанный с этим более ранний, чем предполагался, выход России из кризиса. Эксперты считают, что поскольку материальное положение белорусских покупателей прямо зависит от белорусского экспорта, львиная доля которого приходится на Россию, рекламодатели могут захотеть увеличить свои рекламные бюджеты в 2010 году против прогнозов. Но на итоги 2009 года это уже не повлияет.

При подготовке материала использовались данные компаний РУП «Белтелеком», Gemius, ZenithOptimedia, «Акавита», «Вэб-Эксперт», Publicis Hepta Belarus, портала TUT.by.

Автор: Сергей Скороход, руководитель интернет-ресурса Marketing.by
Источник: Marketing.by
Advertology.Ru

17.11.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.01.2025 - 05:19
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация