Рейтинги

Осенний индекс потребительских настроений омичей

Осенний индекс потребительских настроений омичей

По мнению некоторых аналитиков, осень принесет нам вторую волну кризиса. В такой ситуации поведение потребителей особенно трудно поддается прогнозированию.

О том, что намерены делать омичи этой осенью - активно тратить или тщательно экономить - можно узнать из второй волны исследования потребительских настроений омичей, проведенного компанией «Делфи» в августе 2009 года. Как известно, поведение потребителей во многом зависит от оценки своего материального положения, от оценки экономической ситуации в стране в настоящем и ее развития в будущем.

Измерить субъективные настроения потребителей позволяет Индекс потребительских настроений (ИПН). Аккумулируя индивидуальные мнения потребителей, которые не влияют  друг на друга, ИПН является независимым  показателем, позволяющим отслеживать динамику развития экономики региона и России. Отдельный потребитель оценивает ситуацию в экономике на основе собственной, как правило, случайной информации. Он может серьезно ошибаться, но объединяя индивидуальные оценки потребителей, можно предсказать развитие экономической ситуации в краткосрочной перспективе. Когда ИПН равен 200 (это максимальное значение), то это означает, что все население положительно оценивает экономическую ситуацию и спрос на товары и услуги будет в фазе роста; если ИПН равен нулю (это минимальное значение), то население настроено крайне пессимистично; ИПН равен 100, когда число оптимистичных и пессимистичных оценок ситуации в экономике совпадает.

В России ИПН рассчитывается с 1993 года, а в городе Омске такое исследование проводится с апреля 2009 года исследовательской компанией «Делфи». ИПН рассчитывается на основе 5 показателей: Индекса мнений респондентов об изменении материального положения населения за последний год, Индекса ожиданий респондентов изменения своего материального положения,  Индексов  ожидаемых изменений экономической ситуации в стране на краткосрочную и долгосрочную перспективу, Индекса благоприятности условий для крупных покупок

В апреле 2009 года Индекс Потребительских Настроений омичей составлял 101 пункт, что свидетельствовало о том, что омичи как потребители товаров и услуг с одной стороны, не испытывали паники, а с другой стороны - их нельзя было назвать оптимистами. В августе 2009 года значение ИПН равно 99, что свидетельствует о некотором уменьшении потребительского оптимизма омичей, но не говорит о потребительской депрессии. Российский Индекс потребительской уверенности, рассчитанный Росстатом за 3 квартал 2009 года, составил 75. По данным Евростата, Индексы потребительской уверенности в странах ЕС в августе 2009 года составили больше 100 пунктов только в Дании, Финляндии и Швеции. Значение Индекса от 90 до 100 зафиксированы в таких странах, как Бельгия, Люксембург и Австрия. Значение Индекса в Италии равно 85,  в Великобритании - 84, в Германии - 77, во Франции - 68, в Греции - 55. Россия, где Индекс потребительской уверенности равен 75, можно поставить на 14 место из 27, если бы наша страна входила в Евросоюз.

Оценка омичами текущей ситуации

Характеризуя изменение своего материального положения за последние 12 месяцев, только 11,7% отметили улучшения в этом направлении, а у 39,3% материальное положение ухудшилось. Почти каждый второй омич (46%) считает, что материальное положение его семьи за прошедшие 12 месяцев не изменилось. Индекс произошедших изменений материального положения омичей остался на прежнем уровне: в августе он составил 72, а в апреле - 73.

Одновременно с оценкой изменений собственного материального положения омичи оценивали изменения экономической ситуации. В итоге выяснилось, что омский Индекс произошедших изменений экономической ситуации в стране составил 65 пунктов. Это свидетельствует о том, что несмотря на ухудшение материального положения омичей за прошедший год, их оценка произошедших изменений в экономике гораздо негативнее (Рис. 1). Значение аналогичного Индекса среди россиян в 3 квартале 2009 года еще меньше омского Индекса и составило 58 пунктов; это означает, что оценки россиян в целом еще пессимистичнее, чем оценки омичей.

Рис.1. Мнение омичей о произошедших за 12 месяцев изменениях  в материальном положении семьи и экономической ситуации в стране

По мнению почти половины омичей (45,3%), условия жизни в Омской области такие же, как в целом по стране, довольно значительная доля омичей - 30,3% - считает, что уровень жизни в области хуже, чем в России, и только 10,7% респондентов уверены в обратном

Рис.2. Мнение омичей об уровне жизни в Омской области по сравнению с Россией в целом

Кроме этого, за прошедшие 3-4 месяца характер питания у двух третей омичей не изменился, об ухудшении сказали 22,7% омичей, а об улучшении - 6,3%. Соответствующий Индекс произошедших изменений в характере питания почти не изменился: в августе он составил 84 пункта, а в апреле был 85.

Оценивая текущую ситуацию, 44,7% омичей сказали, что «все не так уж плохо и можно жить», еще 41,7% указали, что «жить трудно, но можно терпеть», а 6% находятся в «бедственном положении», которое, по их мнению, «терпеть уже невозможно». По сравнению с апрелем, выросла доля оптимистов, которые верят, что тяжелые времена позади (с 18,3% до 24,7%), и уменьшилась доля пессимистов, которые ждут тяжелые времена - с 53,7% до 44,7%

Рис.3. Мнение омичей об оценке текущей ситуации (ретроспективное сравнение)

Прогнозы омичей изменений в экономике и собственном благосостоянии

В августе 2009 года около половины омичей указали, что их материальное положение в ближайшие 12 месяцев не изменится, оптимистов набралось почти четверть, а пессимистов - 17,3% (Рис.4). Индекс ожиданий омичей изменения материального положения семьи в ближайшие 12 месяцев по сравнению с апрелем немного повысился - с 104 до 107 пунктов.

Рис.4. Мнение омичей об изменении своего материального положения в ближайшие 12 месяцев (ретроспективное сравнение)

Прогноз омичей относительно того, будут ли следующие 12 месяцев будут для экономики страны хорошим или плохим временем, вполне благоприятен: более трети омичей ждут позитивных изменений в экономике, а чуть более четверти имеют противоположное мнение. В итоге омский Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в стране в августе 2009 года равен 108 (Рис.5). Сравнивая с общероссийским Индексом ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу, который в 3 квартале 2009 года составил 90 пунктов, можно сказать о более оптимистичном настрое омичей в краткосрочной перспективе по сравнению с россиянами.

Рис.5. Мнение омичей об изменениях  в материальном положении семьи и экономической ситуации в стране в ближайшие 12 месяцев

 

Относительно развития экономики в долгосрочной перспективе (на ближайшие 5 лет) омичи выразили некоторый оптимизм (Индекс равен 110) - четверть омичей указали на возможные положительные изменения в экономике, примерно столько считает, что ничего не изменится, а 15,3% ожидают негативных изменений. При этом почти каждый третий омич затруднился дать какой-либо прогноз

Рис.6. Мнение омичей о том, будут ли ближайшие 5 лет для экономики страны хорошим или плохим временем

Индекс уверенности омичей в завтрашнем дне в августе 2009 года составил 110 пунктов, что свидетельствует о том, что доля омичей, уверенных в своем будущем (53,7%) выше пессимистично настроенных (44,0%). При этом Индекс уверенности по сравнению с апрелем 2009 года не изменился.

Рис.7. Уверенность омичей в завтрашнем дне (ретроспективное сравнение)

На уверенность омичей в завтрашнем дне напрямую влияет их уверенность в сохранении  работы/ в трудоустройстве, а также в сохранении уровня доходов.

По результатам исследования, половина омичей (49,7%) уверены в сохранении работы или в перспективах трудоустройства в ближайший год, а более трети - 37% - выразили неуверенность по этому поводу (Рис.8).  При этом Индекс уверенности омичей в сохранении уровня доходов семьи практически совпадает с Индексом уверенности в сохранении работы/перспективах трудоустройства.

Рис.8. Уверенность омичей в сохранении работы или перспективах трудоустройства в ближайший год

В результате анализа мнений омичей, Индекс благоприятности условий для крупных покупок  (автомобиль, мебель, электроника и пр.) в августе 2009 года составил 98 пунктов, что свидетельствует о том, что сейчас ни хорошее, ни плохое время для таких покупок, то есть у омичей в целом нет ответа на вопрос - стоит ли делать покупки, требующие значительных материальных затрат: 22% предпочли бы сделать такие  покупки, а 24% посоветовали не тратить на это деньги (Рис.9). По сравнению с апрелем этого года Индекс снизился на 2 пункта (в апреле он составил 100. Сравнивая мнение омичей в этом вопросе с данными Росстата, согласно которым российский Индекс благоприятности условий для крупных покупок в 3 квартале 2009 года составил 63 пункта, можно отметить, что омичи как потребители товаров и услуг более уверены, чем россияне в целом.

Рис.9. Мнение омичей о том, насколько сейчас благоприятное время, чтобы делать крупные покупки

Разделились мнения омичей и по поводу того, хорошее ли сейчас время для сбережений: каждый третий омич сказал, что сейчас плохое время для сбережений, пятая часть омичей имеет противоположное мнение, а 32,3% сказали, что сейчас не хорошее, но и не плохое время для сбережений (Рис.10). Индекс благоприятности условий для сбережений составил 87 пунктов, тогда как аналогичный индекс в России в третьем квартале 2009 года составил 46. Значения обоих индексов свидетельствуют о том, что и россияне в целом, и омичи не советуют делать в настоящее время сбережений, при этом россияне в большей степени указали на неблагоприятные условия для сбережений.

Рис.10. Мнение омичей о том, насколько сейчас благоприятное время, чтобы делать сбережения

В дополнение к ИПН были рассчитаны индексы текущего состояния рынка и экономических ожиданий. Индекс текущего состояния рынка рассчитывается на основе частных индексов по вопросам о произошедших изменениях личного материального положения и благоприятности условий для крупных покупок. В апреле 2009 года значение Индекса текущего состояния рынка в городе Омске составило 86, а в августе - 85, что говорит о стабилизации ситуации.

Индекс экономических ожиданий рассчитывается на основе индексов по вопросам об ожидаемых изменениях личного материального положения и экономической ситуации в стране на краткосрочную и долгосрочную перспективы. Омский Индекс экономических ожиданий за прошедшие полгода почти не изменился: в апреле 2009 года был равен 111, а в августе - 108. Значение этого индекса свидетельствует о том, что экономические ожидания омичей находятся в зоне оптимизма.

Подводя итоги августовской волны исследования потребительских настроений омичей, можно отметить, что потребительской депрессии в Омске в ближайшее время не будет, но о потребительской уверенности омичей говорить пока рано. Таким образом, омичи верят в то, что ближайшие годы экономика страны «пойдет в гору», а вместе с ней улучшится и их личное  благосостояние.

Манжеева Татьяна, исполнительный директор «Исследовательской компании «Делфи»
Advertology.Ru

03.11.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Управление цветом в Логотипах

Управление цветом в Логотипах
Управление цветом Р Р† Логотипах. Дизайнер - Р Р…Р Вµ просто человек, творящий Р С—Р С• наитию. Дизайн - Р Р…Р Вµ такой СѓР¶ неконтролируемый творческий процесс, как Р С• нем любят рассуждать дилетанты. РљРЅРёРіР° "Управление цветом Р Р† логотипах" показывает, как выбрать шрифт, форму Р С‘ цвет, учитывая особенности восприятия цветов Р С‘ геометриРВРвЂввЂћСћР В РІР‚™Р’ Р В Р’ РІР‚™Р’ Р вЂ™Р’ Р В Р вЂ№Р В Р вЂ Р В РІР‚љР Р‹Р В Р’ Р’µРЎРѓР С”РёС… форм различными целевыми аудиториями, определиться РЎРѓР С• смысловым значением логотипа, оригинально обыграть название компании, удачно включить Р Р† логотип элементы графики, соответствующие деятельности компании Р С‘ РјРЅРѕРіРѕРµ РґСЂСѓРіРѕРµ. Р В РІР‚в„ў РєРЅРёРіРµ "Управление цветом Р Р† логотипах" РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ разбирается система С†РРРРвЂРР’ РІР‚™Р’ Р В Р’ Р’ РІР‚љР’ Р В Р’ Р’µРЎвЂљР С•Р Р†РЎвЂ№РЎвЂ¦ сочетаний каждого логотипа, представленного Р Р† издании. Органично сбалансированное использование формы, цвета Р С‘ текстуры знака, что Р Р† результате Р С‘ позволяет создать оригинальный Р С‘ эффективный визуальный образ. Логотип - образ компании Р Р† миниатюре напоминает людям, что есть такая компания Р С‘ эта РєРѕРРРВВ Р вЂ™Р’ Р вЂ™Р’ Р В РІР‚№Р В РІР‚™Р’˜Р В Р’ РЎвЂ”ания - именно то, что РёРј нужно. Логотип может способствовать формированию сильного бренда Р С‘ превратить компанию Р Р† лидера, Р В Р’В° может помешать построению имиджа компании. Крайне важно учитывать, что Р Р…Р В° сегодняшний день корпоративная идентификация - приоритетное Р С‘ базовое направление Р Р† коммерческом дизайне. РџСЂРСвЂРРвЂ™Р’ Р В Р вЂ№Р В Р Р‹Р Р†Р вЂљРЎвЂќР В Р’ Р’ Р’ Р’ Р Р‹Р Р†Р вЂљРЎвЂєР В Р’ Р’µРЎРѓРЎРѓР С‘онально разработанный логотип способен сделать марку запоминающейся, Р В Р’В° также выделить РїСЂРѕРґСѓРєС‚ среди недремлющих конкурентов.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 00:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация