Соки в РФ соответствуют новому регламенту на 5%
Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей вступил в силу 29 апреля 2009 года. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека спустя некоторое время начала проводить мониторинг по исполнению закона. По информации Российского союза производителей соков, по состоянию на 20 июля 2009 года в упаковке нового образца производилось только около 5% соковой продукции.
Упаковка нового образца описывается техрегламентом на соковую продукцию следующим образом: на ней должно быть указано, каким образом получен напиток и какие в нем имеются добавки. Помимо этого, должно быть сказано, какая в ней именно продукция - свежий отжатый сок, восстановленный сок, концентрированный сок, фруктовый или овощной нектар, морс, фруктовое и овощное пюре, соковая продукция для детского питания. Также производитель должен сообщать, имеются ли в соке какие-либо добавки, в частности сахар.
При разработке технического регламента участники сокового рынка настаивали на том, что на упаковке должна быть надпись о том, что сок можно пить с рождения. Международная конфедерация обществ потребителей выступала категорически против этой нормы, но производители частично добились своего: последняя версия техрегламента разрешает изготовителям указывать, что сок можно пить с 3 месяцев.
Президент Российского союза производителей соков (РСПС) Наталья Иванова сказала в интервью, что изменения, которые произойдут с упаковкой в силу действия нового техрегламента, на первый взгляд практически незаметны.
«Изменения, которые вносятся в маркировку продукции не столь обширные, как это было в случае с молочным техрегламентом, - пояснила она. - У нас не происходит изменения названия, продукт не переходит из одного класса в другой: как были соки и нектары, так и остались. На этикетке изменяются весьма формальные вещи. Основное изменение - это информация о том, что продукт соответствует техрегламенту. Изменится значок, который, наверное, потребитель и не заметит - знак РСТ (Росстандарт) меняется на знак СТР (соответствие техническому регламенту)».
Напомним, что совсем недавно «гостирование» было практически необязательным, и большая часть продукции выпускалась согласно техническим условиям, которые, по сути, были внутренними документами предприятий, регламентирующими технологию производства. Техрегламенты, по замыслу Роспотребнадзора, призваны стать новыми ГОСТами.
Несмотря на то, что техрегламент для соковой продукции вступил в силу еще в апреле, пока полностью выполняется только одно из его требований - соответствие содержания. Наталья Иванова заверила, что начиная с 29 апреля, когда вышел технический регламент, продукция, во всяком случае производителей, входящих в РСПС, соответствует техническому регламенту. «Участники союза производят 92% реализуемой продукции на территории РФ», - сообщила Наталья Иванова. Она также добавила, что по состоянию на 7 августа 10% продукции, реализованной в сетях, уже была в новой упаковке.
Всего же в России, по данным на 10 марта 2009 года, функционировало 236 предприятий, производящих соковую продукцию. При этом, по данным Роспотребнадзора, крупнейший производитель соковой продукции в РФ - «Вимм-Билль-Данн» в настоящее время выпускает только 25% соковой продукции в упаковке нового образца.
А проверка, проведенная в Московской области, где работают 12 предприятий, производящих соковую продукцию, показала: большинство из них переоформило документацию на технические условия и технические инструкции. В процессе переоформления технической документации находятся предприятия ООО «Кока Кола ЭйчБиСи Евразия» и ООО «М.Р.». Также, по данным федеральной службы, все предприятия Московской области закупили упаковку нового образца. Полностью перешли на нее только 3 предприятия, 5 предприятий планируют сработать упаковку старого образца к октябрю 2009 года, 4 предприятия - к марту 2010-го.
В регионах с переоформлением документации пока не спешат. Так, в Ростовской области из 8 предприятий - производителей соковой продукции только одно переоформило разрешительную документацию. Производители планируют перейти на использование этикетки нового образца в декабре текущего года. В Краснодарском крае из 20 предприятий, производящих соковую продукцию, переоформили разрешительную документацию три предприятия, а на продукцию - два. Вся продукция в регионе по сей день производится в старой упаковке.
Как объяснила BFM.ru Наталья Иванова, нерасторопность производителей пока ненаказуема. «В соответствии с законом о защите прав потребителей есть возможность доведения дополнительной информации любыми доступными способами, то есть на листе-вкладыше или в уголке потребителя, а не только на упаковке, - пояснила она. - Сейчас продукция, выпускаемая в старой упаковке, просто сопровождается дополнительной информацией».
Генеральный директор ОАО «Нидан Соки» Андрей Яновский рассказал, что на новую упаковку сразу перейти было практически невозможно: «Пока регламент проходил доработку, производители должны были продолжать работу в старом режиме. Поэтому совместно с РСПС мы обратились в Роспотребнадзор. Предоставили информацию по количеству уже заказанной упаковки, которая уже была завезена на территорию РФ, и получили от ведомства отсрочку до нового года, для того чтобы сработать старую упаковку».
Тот факт, что переход на новую упаковку идет медленнее, чем планировалось, Андрей Яновский объясняет влиянием экономического кризиса. Однако и «Нидан Соки», и остальные компании, убежден он, выполнят предписания технического регламента, как только распродадут продукцию в старой упаковке.
Наталья Иванова также добавляет, что можно довольно плавно перейти на новую упаковку, не выкидывая старую, так что стоимость продукции в рознице в результате не возрастет. «Если бы мы сделали все так же, как и молочники, - говорит она, - то это могло бы привести к увеличению цены продукта на полке примерно на 6-8 рублей».
Ее слова подтверждает Андрей Яновский: «В цене сока ничего не изменится. Несмотря на острое желание производителя взять с потребителя все, что он затратил, рынок уже год не позволяет никаких вольностей. Поэтому стоимость новой упаковки производители проглотят сами».
Андрей Яновский не взялся оценить стоимость перехода на новую упаковку для своей компании, но его коллега, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что каждый производитель заплатит за нее от 100 до 300 тысяч долларов.
Advertology.Ru
11.08.2009
Комментарии
Написать комментарий