Эксперт: миллиард – не показатель для сетевой розницы России

По оценкам экспертов, оборот 1 млрд. руб. не является высоким показателем для сетевой розничной торговли FMCG в России. Все международные, федеральные, а также многие межрегиональные и местные сети имеют оборот, превышающий данный показатель и, соответственно, их деятельность подпадает под действие нового закона
При этом, анализ рынка сетевой розничной торговли в 18 регионах, проведенный специалистами, свидетельствует, что показатель доли в 25% для подавляющего большинства сетей в регионах и крупных городах пока является недостижимым. В крупных городах доли в 25% пока достигла только X5 Retail Group в Санкт-Петербурге.
Остальные сети имеют большой потенциал для развития в регионах, причем в условиях ужесточения конкуренции доля сети в регионе может даже снижаться. Таким образом, по мнению аналитиков, данная поправка не несет принципиальной угрозы для развития сетевого ритейла в городах с населением более 300 тыс. человек.
В настоящий момент, до вступления в силу нового закона «О торговле», порог доминирования компании на рынке согласно антимонопольному законодательству составляет 35%, и этому правилу подчиняются все отрасли, включая сетевую розничную торговлю. Статья 16 накладывает ограничения на развитие сетевой розницы в регионах, снижая этот порог. Теперь торговые сети с консолидированным оборотом более 1 млрд. руб. не смогут открывать новые магазины в регионах, где их присутствие составляет 25%. При этом аналитики отмечают, что сетевая розничная торговля в России практически не развита и по данным исследования состояния розничной торговли 18 регионов России, проведенного аналитиками, занимает более 50% рынка только в 2 из 18 крупнейших городов России - Санкт-Петербурге и Ижевске.
Однако, иначе обстоит дело с небольшими городскими округами и муниципальными районами. Россия характеризуется недостаточной насыщенностью торговыми объектами на 10 тыс. жителей. Так, максимальный показатель 3,2 магазина (включая магазины у дома, дискаунтеры, супермаркеты и гипермаркеты) демонстрирует Саратов. При этом в небольших городах и населенных пунктах с населением менее 10 тыс. жителей, ритейлеру достаточно открыть 1-2 торговых объекта, чтобы превратиться в "монополиста" и достичь доли в 25%. Например, сеть "Магнит" открывает свои магазины в населенных пунктах с численностью от 5 тыс. чел., зачастую конкурируя с 1-2 несетевыми магазинами.
В случае принятия 16 Статьи закона ритейлер не сможет эффективно развиваться в небольших населенных пунктах. В России 134 города с населением до 10 тыс. жителей и 262 города численностью от 10 до 20 тыс. жителей.
В то же время внесенная поправка защищает интересы местных сетей, развивающихся в пределах небольших населенных пунктов. Например, оборот сети "Артемида-Дон", управляющей 21 магазином в Волгодонске, в 2008 году составлял около 930 млн. руб., при этом ритейлер занимает значительную долю (около 13% в 2008 году) рынка Волгодонска. В данной ситуации компания может продолжать открывать новые объекты в населенном пункте, даже занимая долю свыше 25%.
Доля крупных ритейлеров с оборотом более 1 млрд. руб., за исключением X5 Retail Group и "Магнита", не превышает 25% на локальных рынках; имеется значительный потенциал развития сетей в тех регионах, где они уже представлены, прежде чем компании достигнут "критического показателя". Статья 16 препятствует региональному развитию крупных игроков в небольших населенных пунктах, где даже при условии открытия одного-двух магазинов компания может занять долю рынка, превышающую "критический показатель". Внесенная поправка защищает интересы небольших местных сетей, предоставляя им возможность развиваться в населенных пунктах, будучи фактически монополистами.
Эксперты также отмечают, что Законопроект предоставляет поставщикам преимущества при работе с сетями. Статья 9 законопроекта включает перечень запретов на действия торговых сетей при заключении договоров с поставщиками, нарушение которых может привести к уголовной ответственности. В случае принятия данного законопроекта поставщики получат рычаг воздействия на ритейлеров, что повлияет на соотношение сил, и позволит им строить отношения с ритейлерами на более высоком качественном уровне и снизить давление на поставщиков со стороны торговых сетей.
Advertology.Ru
10.08.2009
Комментарии
Написать комментарий