Анализ законодательства о рекламе стран СНГ
Анализ законодательства о рекламе стран-участников СНГ показывает, что в целом всеми государствами признается необходимость самостоятельного регулирования данной сферы общественных отношений. Законы "О рекламе" действуют в Российской Федерации (принят 18.07.95), Грузии (принят 18.02.96), Республике Армения (принят 25.05.96), Республике Узбекистан (принят 25.12.98), Кыргызской Республике (принят 24.12.98 в ред. от 30.11.99), Республике Беларусь (принят 18.02.97), на Украине (принят 03.07.96), Азербайджанской Республике (принят 28.11.97), Республике Молдова (27.06.97).
Целя, задачи, сфера действия законодательства
Следует, отметить единство целей и задач законодательного регулирования: вопросов производства, размещения и распространения рекламы в государствах-участниках.
Предметом регулирования законодательства о рекламе стран-участников СНГ являются общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на товарных рынках, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами физических лиц и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг. Целью законодательного регулирования отношений по производству, размещению и распространению рекламы является обеспечение баланса интересов как предпринимателей, участников конкурентных отношений на рынке, так и потребителей рекламной информации.
Как правило, национальное законодательство о рекламе применяется и в тех случаях, когда действия, совершаемые за пределами государства-участника СНГ юридическими или физическими лицами в области рекламы, приводят к ограничению конкуренции, введению в заблуждение юридических или физических лиц на территории государства-участника либо влекут за собой иные отрицательные последствия на товарном рынке государства-участника СНГ. При этом национальное рекламное законодательство распространяется на иностранных юридических лиц, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства - индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном порядке, производящих, размещающих и распространяющих рекламу на территории государства-участника СНГ. Указанные положения содержатся в законодательстве России, Беларуси, Армении, Казахстана, Грузии, Кыргызской республики. На Украине и Узбекистане в законодательстве содержится норма, устанавливающая, что национальный закон регулирует правоотношения в сфере рекламы, предназначенной для распространения и потребления на его территории.
Понятие рекламы, требования к рекламе
Существует определенное единство и в подходе к определению понятия рекламы. Так в Российской Федерации под рекламой рассматривается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Практически аналогичное определение рекламы содержит законодательство Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Армения, Грузии, Республики Казахстан. На Украине и в Республике Узбекистан под рекламой понимается специальная информация о лицах или продукции, распространяемая в любой форме и любым способом с целью прямого или опосредованного получения прибыли.
Все государства в качестве общих требований к рекламе устанавливают необходимость распознаваемости рекламы от иной информации. В частности, законодательством предусматривается необходимость предварительного сообщения о рекламном характере публикуемого материала для средств массовой информации, не специализирующихся на рекламных материалах и сообщениях.
В качестве нарушения рекламного законодательства рассматриваются случаи размещения недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы. Однако следует отметить, что при квалификации рекламы как недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной в законодательстве стран-участников СНГ существуют определенные терминологические различия. В частности, детальное выделение указанных понятий проведено в законодательстве Российской Федерации, Кыргызской Республики, Республики Казахстан, Грузии. В законодательстве Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Узбекистан, Украины также присутствуют основные критерии отграничения отдельных форм ненадлежащей рекламы, хотя в ряде случаев специального названия они не имеют, но направлены на защиту добросовестной конкуренции и прав потребителей.
Отдельные способы рекламирования
В законодательстве о рекламе Стран СНГ проблема ограничения объема рекламы, распространяемой в радио- и телепрограммах, периодических печатных изданиях решается по-разному и зачастую предусмотренные количественные показатели ограничений по объему (печатной площади, времени, размерам, месту размещения) существенно отличаются от установленных российским законодательством.
а) печатные средства массовой информации
В ряде государств (Казахстан, Армения, Украина) полностью отсутствуют какие-либо ограничения количества рекламы в периодических печатных изданиях вне зависимости от тематической направленности издания. Вопрос количества рекламы в издании может решаться собственником издания, определяться в уставе средства массовой информации. При этом устанавливается требование о сообщении потребителям в условиях подписки о количестве рекламы в общем объеме издания, если данное периодическое печатное издание распространяется по подписке. Такое требование о сообщений количества рекламы в издании в условиях подписки также содержится в узбекском Законе "О рекламе".
Между тем в ряде государств-участников установлен предельный объем рекламы, допустимый в печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера (Киргизия, Узбекистан, Беларусь).
Законодательство Республики Узбекистан содержит норму, текстуально совпадающую со ст. 12 российского Федерального закона "О рекламе". В то же время она содержит дополнение о том, что остальная реклама, то есть свыше 40% в периодическом печатном издании нерекламного характера, должна подаваться в виде бесплатного приложения.
Анализ законодательства о рекламе стран-участников показывает, что, как правило, установленный допустимый объем рекламы в изданиях нерекламного характера меньше, чем в Российской Федерации (40% одного номера периодического издания). Так в Киргизии печатным изданиям нерекламного характера разрешено размещать рекламу в объеме, не превышающем 20% одного номера периодического издания, в Республике Беларусь - 30%.
Кроме того, в отличие от российского закона Закон Республики Армения определяет каким образом производится расчет площади, занимаемой рекламой в печатных изданиях.
Закон Грузии "О рекламе" вообще не содержит положений, посвященных количеству рекламы в периодических печатных изданиях.
б) телевидение и радио
Практически во всех странах СНГ законодательство содержит запрет на прерывание телепрограмм, освещающих деятельность органов государственной власти (Казахстан, Армения, Киргизия, Грузия, Узбекистан, Украина, Беларусь). При этом российский закон распространяется только на те случаи, когда указанные передачи транслируются в прямом эфире.
Нормы, содержащие запрет прерывания детских и религиозных программ, присутствуют в законодательстве России, Киргизии, Грузии, Беларуси, а законодательства Узбекистана и Украины запрещают прерывание рекламой только детские программы.
Законодательство Казахстана запрещает нарушать "композиционную целостность материалов детских и религиозных передач". Из чего можно сделать вывод о возможности прерывания указанных программ, если они состоят из различных информационных блоков.
Нормы Закона Республики Казахстан "О рекламе", киргизского и грузинского законов о запрете прерывания рекламой образовательных передач более чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 45 секунд, текстуально совпадают с аналогичными положениями российского законодательства. Белорусский закон увеличивает допустимый период трансляции рекламы в указанных передачах до 60 секунд.
Законодательство Киргизии и Беларуси содержат аналогичную российской норму о запрете прерывания рекламой радиопостановок и художественных фильмов без согласия правообладателей;
Закон Республики Казахстан допускает возможность прерывания радиопостановок не более 1 раза в течение 30 минут и на период, не превышающий 2 минуты.
Украинское законодательство содержит полный запрет на прерывание рекламой кино- и телефильмов.
В законодательстве России, Казахстана, Киргизии, Грузии и Беларуси запрещено прерывать рекламой иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее чем 15 минут.
Узбекский закон запрещает прерывать рекламой теле-, радиопередачи, продолжительность трансляции которых составляет менее чем 10 минут, и разрешает размещать рекламу в программах продолжительностью более 10 минут только с согласия правообладателей.
Законодательство Армении допускает прерывание радиопередач чаще, чем через каждые 20 минут и продолжительностью более 10 минут в течение часа эфирного времени.
Киргизский закон "О рекламе", как и российский закон, содержит запрет прерывать рекламой передачи, продолжительность трансляции которых составляет от 15 до 60 минут, более чем два раза.
Законодательство Армении дифференцирует возможность разового прерывания рекламой радио- и телепрограмм в зависимости от их длительности. Так, допускается разовое прерывание рекламой радиопередач продолжительностью до 10 минут и телепередач продолжительностью до 20 минут.
Закон Республики Казахстан допускает возможность прерывания концертно-зрелищных, спортивных передач не более 1 раза в течение 30 минут и на период, не превышающий 2 минуты.
Кроме того, Законодательство Армении устанавливает, что продолжительность специальных рекламных передач не должна превышать 5 минут в течение часа эфирного времени. При этом их периодичность не ограничивается. Также закон Армении содержит оговорку, что указанные положения не действуют в отношении трансляций на рекламных каналах.
Ряд законодательств стран-участников содержит положения о недопустимости осуществления дикторами, участниками передач за пределами рекламного времени специальной демонстрации продукции, характеристики ее потребительских качеств как прямо, так и опосредствованно (Узбекистан, Украина, Беларусь).
Требование российского закона "О рекламе" о том, что при использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом "бегущей строки", ее размер не должен превышать семи процентов площади кадра, повторяется в законах Казахстана, Киргизии, Грузии, Беларуси.
Аналогичный содержащемуся в российском законодательстве запрет на распространение рекламы одного и того же товара, а равно распространение рекламы о самом рекламодателе более чем два раза общей продолжительностью не более чем две минуты в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания, содержится в законах Киргизии и Беларуси.
Так же, как и российский закон, закон Киргизии устанавливает 25-ти процентный барьер для суточного объема рекламы, распространяемой в радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, по отношению к объему вещания в течение суток.
Законы Казахстана и Беларуси устанавливают более строгие по сравнению с российским законом требования о допустимом объеме рекламы радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, а именно 10 % объема вещания в течение суток - Казахстан и 20% - Беларусь.
В законодательстве Грузии вопрос общего объема рекламы на телевидении и радио решен иначе. Реклама в течение суток не должна превышать 15% общего объема вещания, а в течение каждого часа эфирного времени - не более 20%.
Украинское законодательство разрешает размещение рекламы на телевидении и радио в объеме, не превышающем 15 % на каждый час вещания.
В узбекском законодательстве установлен самый низкий допустимый объем рекламы на телевидении - не более 10% в течение часа эфирного времени.
в) наружная реклама
Все государства-участники регламентируют вопросы размещения наружной рекламы. Под наружной рекламой, как правило, понимается размещение плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения, содержащих рекламную информацию. На Украине и в Республике Узбекистан указанная реклама обозначается термином "внешняя реклама"[1]. Как правило, размещение наружной рекламы осуществляется с разрешения органа местного самоуправления и на основании договора с собственником территории (здания, сооружения), на которой указанная реклама размещается (Россия, Украина, Узбекистан, Грузия, Беларусь, Армения, Кыргызская Республика). В Казахстане порядок и условия размещения наружной рекламы в городах и других населенных пунктах регулирует территориальный уполномоченный орган совместно с местными органами архитектуры и градостроительства. При размещении наружной рекламы в полосах отвода автомобильных и железных дорог, а также непосредственно на них дополнительно требуется согласие соответствующих национальных органов управления автомобильных или железных дорог, а также органов безопасности дорожного движения.
В законодательстве Украины и Беларуси самостоятельным способом рекламирования, имеющим собственное правовое регулирование, является внутренняя реклама. К внутренней рекламе относится любая реклама, размещенная внутри зданий, помещений, сооружений и т.п. В указанных государствах не допускается размещение внутренней рекламы в помещениях органов власти, дошкольных учреждениях образования, средних общеобразовательных школах, специальных общеобразовательных учреждениях. Причем на Украине эти ограничения не распространяются на социальную рекламную информацию.
Защита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы
В рекламном законодательстве всех государств-участников повышенной защитой пользуются несовершеннолетние. Наиболее жесткие требования, направленные на защите прав несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы, установлены законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон Российской Федерации "О рекламе" закрепляет в п. 1 ст. 20 три группы норм, направленных на защиту несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием опыта.
К первой группе следует отнести положения, направленные на недопустимость размещения в рекламе информации, показывающей несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях, в том числе связанных с использованием ядовитых веществ, включая товары бытовой химии.
Во вторую группу входят нормы, не допускающие использование в рекламе информации, способной сформировать у несовершеннолетних негативные правила поведения в обществе и семье. К этой группе относятся нормы, запрещающие дискредитировать в рекламе авторитет родителей и воспитателей, преуменьшать необходимый уровень навыков использования товара у несовершеннолетних, внушать непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары.
В третью группу входят нормы, направленные на недопустимость формирования у несовершеннолетних так называемого "вещизма" и корыстных черт характера. Сюда относятся нормы, направленные на недопустимости привлечения внимания несовершеннолетних к тому, что обладание теми или иными товарами дает им какое-либо преимущество над другими несовершеннолетними, а также создания у несовершеннолетних нереального (искаженного) представления о стоимости (цене) товара для несовершеннолетних.
Все указанные группы норм регламентируют содержание и оформление информации при рекламе товаров, непосредственно предназначенных для несовершеннолетних.
При этом, последовательно проводя принцип защиты физического и психического здоровья детей, законодательством Российской Федерации установлено, что текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, не допускается.
Аналогичные нормы содержатся в законодательстве Кыргызской Республики и Республики Армения.
В Республике Узбекистан запрещена реклама с использованием изображений несовершеннолетних, потребляющих или использующих продукцию, предназначенную исключительно для совершеннолетних либо запрещенную для приобретения или потребления несовершеннолетними. Кроме того, реклама, рассчитанная на несовершеннолетних, не должна содержать призывы к ним приобрести продукцию или обращения к третьим лицам с просьбой приобрести рекламируемую продукцию. В указанной рекламе запрещается также использование настоящего или игрушечного оружия.
В Республике Беларусь при производстве, размещении и распространении рекламы в целях защиты несовершеннолетних не допускается: показывать несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях; дискредитировать родителей и воспитателей, подрывать доверие к ним со стороны несовершеннолетних; внушать несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары.
В Грузии и Республике Казахстан не допускается в рекламе внушать несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары; привлекать внимание несовершеннолетних к тому, что обладание рекламируемым товаром дает им преимущество над другими несовершеннолетними, а отсутствие товаров дает обратный эффект; размещать в рекламе информацию, показывающую несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях; не предусматривать наличия необходимого уровня навыков использования товара у несовершеннолетних; создавать у несовершеннолетних нереальное (искаженное) представление о стоимости (цене) товара.
Социальная реклама
В качестве самостоятельного объекта регулирования законодательством стран-участников СНГ выделяется социальная реклама, которая определяется как реклама, представляющая общественные и государственные интересы и которая направлена на достижение благотворительных целей.
Реклама отдельных видов товаров
Самостоятельному регулированию в странах-участниках СНГ подвергается реклама отдельных видов товаров, использование которых представляет повышенную социальную опасность. Это относится к рекламе алкогольных напитков, табака и табачных изделий, медицинских изделий и лекарственных средств, оружия, финансовых услуг.
а) реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий
В Российской Федерации требования к рекламе алкогольной продукции установлены Федеральным законом "О рекламе" и Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Последний устанавливает, что реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции. В рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации.
Федеральный закон Российской Федерации "О рекламе" устанавливает, что при размещении рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий последняя не должна: содержать демонстрацию процессов потребления алкогольных напитков, а также не должна создавать впечатление, что употребление алкоголя имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния; дискредитировать воздержание от употребления алкоголя, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах алкоголя; обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года; распространяться в телепрограммах; распространяться в любой форме в радиопередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних; распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов; распространяться в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них.
В Республике Беларусь реклама алкогольных напитков и табачных изделий в радио- и телепрограммах не допускается. При этом указанный запрет не распространяется на рекламу торговых марок, используемых для идентификации алкогольных напитков.
В Кыргызской Республике, Грузии и Республике Армения ограничения на рекламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий аналогичны ограничениям, установленным Федеральным законом "О рекламе" Российской Федерации, за исключением возможности распространения рекламы алкогольных напитков и табачных изделий в радио- и телепрограммах - в Кыргызской Республике без временных ограничений, в Республике Армения с 21 часа до 7 часов утра и слабых алкогольных напитков в Грузии.
В Республике Узбекистан запрещается: реклама алкогольных напитков крепостью свыше 28 градусов; реклама табачных изделий и алкогольных напитков крепостью до 28 градусов по телевидению и радио с 7 часов утра до 22 часов вечера; безвозмездное распространение образцов табачных изделий и алкогольных напитков в целях рекламы среди лиц, не достигших совершеннолетнего возраста; спонсирование мероприятий, предназначенных преимущественно для несовершеннолетних, если при этом используется название или изображение табачных изделий либо алкогольных напитков; распространение, в том числе продажа, товаров (футболок, головных уборов, игр и т.п.) среди несовершеннолетних с использованием наименования и товарного знака табачных изделий и алкогольных напитков; реклама табачных изделий и алкогольных напитков в печатных изданиях, предназначенных для несовершеннолетних; реклама табачных изделий и алкогольных напитков на первых страницах газет, обложках журналов и других периодических изданий.
В Республике Казахстан реклама алкогольных напитков и табачных изделий в радио- и телепрограммах допускается с 23:00 часов до 6:00 часов местного времени. При этом не допускается демонстрация процесса потребления, алкоголя и табачных изделий.
Во вceх государствах-участниках СНГ законодательство содержит требование к рекламе табачных изделий об обязательном указании информации о вреде курения.
Указание на вред употребления алкоголя требуется в Российской Федерации при рекламе слабоалкогольной продукции, в Республике Казахстан, Республике Узбекистан.
б) реклама медицинских изделий и лекарственных средств.
Реклама медицинских изделий и лекарственных средств также подвергается в законодательстве стран-участников СНГ самостоятельному регулированию.
В Российской Федерации реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники при отсутствии разрешения на их производство и (или) реализацию, а также реклама методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации при отсутствии разрешения на оказание таких услуг, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, не допускается, в том числе и в случаях получения патентов на изобретения в указанной области. Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также реклама изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование которых требует специальной подготовки, допускается только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников. Аналогичная норма закреплена и в законодательстве Кыргызской Республики и Республике Казахстан.
В Республике Беларусь, Республике Узбекистан, Грузии, на Украине помимо указанных выше положений содержатся нормы, устанавливающие требования к содержанию рекламной информации об указанной продукции. Так в республике Беларусь без разрешения республиканского органа управления в области здравоохранения реклама медикаментов не должна содержать утверждений о терапевтических эффектах в отношении заболеваний, которые не подаются либо тяжело поддаются лечению. Кроме того, указанная реклама должна содержать полное (и международное фармакологическое) название медикамента и название производителя, а также информацию о способе применения или потребления медикаментов. При этом не допускается размещение в рекламе сведений о медикаментах: которые могут создать впечатление, что в случае употребления медикамента консультация со специалистом (врачом) не является необходимой; в которых утверждается, что терапевтический эффект от приема медикамента является абсолютно гарантированным; в которых сообщается, что данный медикамент является продуктом питания, косметическим, а также другим потребительским товаром. Аналогичные требования содержатся и в законодательстве Украины. В Республике Узбекистан без разрешения Министерства здравоохранения не допускается реклама: лекарственных средств для несовершеннолетних; лечебных сеансов, других аналогичных мероприятий с использованием гипноза и иных методов психического или биоэнергетического воздействия; изделий медицинского назначения, медицинской техники, гигиенических средств, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; терапевтического эффекта относительно заболеваний, не поддающихся или трудно поддающихся лечению.
В некоторых государствах самостоятельно регламентируется также реклама косметических средств и биологически активных пищевых добавок.
Так, в республике Беларусь в рекламе косметических средств, пищевых продуктов, витаминных и иных пищевых добавок запрещается утверждение, что такая продукция имеет лечебные свойства, если таковые не подтверждены в установленном порядке. В Республике Узбекистан запрещается реклама косметических средств, бытовой химии, продуктов питания, витаминных и биологически активных пищевых добавок без специального разрешения соответствующих государственных органов на их применение и реализацию.
в) реклама оружия
Законодательством стран-участников СНГ установлены определенные ограничения на рекламу оружия.
Как правило, допускается реклама разрешенного гражданского и охотничьего оружия (Армения). В некоторых государствах такая реклама возможна лишь с определенными ограничениями. В России распространение рекламы разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного, допускается только в периодических печатных изданиях, специализирующих на распространении рекламы и периодических печатных изданиях, предназначенных для пользователей разрешенного гражданского оружия, в местах применения охотничьего и спортивного оружия, а также в электронных средствах массовой информации после 22 часов местного времени. На Украине и в Узбекистане реклама оружия может осуществляться только в специализированных изданиях, а также непосредственно в помещениях торговых учреждений (предприятий), реализующих оружие, или на соответствующих выставках (мероприятиях). В Грузии распространять рекламу всех видов оружия (за исключением боевого), в том числе охотничьего и спортивного, допускается на основании специального разрешения, выдаваемого органом Министерства внутренних дел Грузии. В Казахстане реклама гражданского оружия допускается только в электронных средствах массовой информации с 23:00 до 6:00 часов местного времени и лишь при наличии у рекламодателя лицензии на торговлю данным оружием. Законодательством Республики Беларусь реклама оружия не выступает самостоятельным объектом правового регулирования.
В некоторых государствах самостоятельно регламентируется реклама боевого и служебного оружия. В частности в России реклама боевого и служебного оружия, а также вооружения и военной техники, внесенной в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляется по лицензиям, допускается только в изданиях, указанных в законе Российской Федерации "Об оружии", а также на специализированных выставках или на ярмарках-продажах, проводимых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в законодательстве Кыргызской Республики и Республики Казахстан.
г) реклама финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг
В рекламном законодательстве стран-участников СНГ выделяются нормы, направленные на регулирование рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг. В России, Казахстане, Кыргызской Республике, Республике Беларусь в указанной рекламе не допускается приводить количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам; гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям; рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий; представлять любого рода гарантии, обещания или предложения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг; умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора. Примерно аналогичное требование содержится в законодательстве Армении. На Украине реклама услуг, связанных с привлечением средств населения (банковских, страховых и т.п.), или лиц, их осуществляющих, и ценных бумаг возможна лишь при наличии соответствующей лицензии или другого разрешения, подтверждающего право на осуществление такого вида деятельности. При этом в рекламе таких услуг или лиц, их осуществляющих, ценных бумаг запрещается сообщать размеры ожидаемых дивидендов, а также иную информацию о будущих прибылях, кроме фактически выплаченных по итогам не менее одного года. Аналогичные положения содержатся в законодательстве Республики Узбекистан. В Грузии регламентируются лишь вопросы размещения рекламы ценных бумаг.
Государственный контроль соблюдения рекламного законодательства в государствах-участниках СНГ
В государствах-участниках СНГ существуют национальные органы, осуществляющие государственный контроль соблюдения положений законодательства о рекламе. Поскольку указанное законодательство призвано обеспечить на территории государства правила добросовестной конкуренции, то, как правило, государственный контроль осуществляется антимонопольными органами. На Украине государственный контроль соблюдения рекламного законодательства возложен на Министерство Украины по делам печати и информации, Государственный комитет Украины по делам защиты прав потребителей, Антимонопольный комитет Украины, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания - в зависимости от способа распространения рекламной информации.
Органы государственного контроля соблюдения рекламного законодательства вправе:
предупреждать и пресекать факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
направлять субъектам рекламной, деятельности предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, решения об осуществлении контррекламы;
направлять материалы о нарушениях рекламного законодательства в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
направлять в правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений в области рекламы.
Как правило, контролирующие органы вправе предъявлять иски в суды, в том числе в защиту неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением субъектами рекламной деятельности законодательства о рекламе.
Органы государственного контроля вправе привлекать нарушителей к административной ответственности, в соответствии с национальным законодательством.
Выводы:
1. Законодательство о рекламе государств-участников СНГ исходит из общих целей и задач, призванных обеспечить соблюдение баланса интересов как предпринимателей, участников конкурентных отношений на рынках товаров, работ, услуг, а также финансовых рынках, так и потребителей рекламной информации.
2. Структура и понятийный аппарат законодательства о рекламе государств-участников СНГ практически совпадает. Это относится как к общим определениям основных понятий (реклама, ненадлежащая реклам, социальная реклама, рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитеяь, контрреклама, наружная реклама), так и к отдельным аспектам правового регулирования рекламной деятельности:
установление общих требований к рекламе, регламентация отдельных способов рекламирования (реклама в электронных и печатных СМИ, наружная реклама, реклама на транспорте), реклама отдельных видов товаров (алкоголь, табак, медицинские изделия и лекарственные средства, оружие, финансовые услуги).
3. Исходя из специфики, обусловленной национальными, культурными, правовыми и др. традициями, в законодательстве стран-участников СНГ установлены различные требования к отдельным способам рекламирования и к рекламе отдельных видов товаров (работ, услуг). Это относится к количеству рекламной информации в электронных и печатных средствах массовой информации, частоте прерывания радио- и телепрограмм, к требованиям в отношении рекламы алкоголя, табака и табачных изделий, медицинских изделий и лекарственных средств.
В связи с этим возникают правовые проблемы пресечения ненадлежащей (по законодательству государства-участника СНГ) рекламы при межгосударственном распространении рекламной информации. В первую очередь это касается центральных Российских телеканалов (ОРТ, НТВ, РТР и др.), вещающих на территории нескольких государств, а также некоторых печатных средств массовой информации.
Вместе с тем, проведенный анализ показал, что в рекламном законодательстве стран-участников СНГ существуют нормы, устанавливающие, что реклама, размещаемая на территории соответствующего государства должна соответствовать требованиям национального законодательства и в юрисдикцию государства-участника попадают лица (в том числе и иностранные), указанную рекламу размещающие.
Поэтому в целях пресечения, в соответствии с национальным законодательством, ненадлежащей рекламы необходимо обратить внимание соответствующих контролирующих органов на возможность (необходимость) применения санкций в отношении иностранных рекламораспространителей, действующих одновременно на территории нескольких государств-участников.
Одновременно (при необходимости) следует рассмотреть вопрос о более тесном сотрудничестве органов, контролирующих национальное рекламное законодательства, в целях содействия пресечению ненадлежащей рекламы на территории того или иного государства-участника СНГ.
1 По существу, терминологическое различие не является принципиальным
О других закона вы можете узнать в разделе "Законы"
14.10.2004
Комментарии
Написать комментарий