Новости

Сети попадут в сети

Сети попадут в сети

Произвол торговых сетей в установке оптовых цен, надбавок и бонусов уже в этом году будет ограничен новым законом о торговле. По результатам обсуждения в правительстве первому вице-премьеру Виктору Зубкову поручено доработать закон в течение десяти дней. Впрочем, по мнению участников рынка, законопроект слишком мягкий.

В течение 10 дней законопроект «Об основах госрегулирования торговой деятельности в России» должен быть доработан и направлен в Госдуму. Такое решение было принято по итогам совещания в правительстве в понедельник с участием премьера Владимира Путина, первого вице-премьера Игоря Шувалова, представителей министерств и ведомств «экономического блока», а также предпринимательских объединений и торговых сетей. Кабинет рассчитывает на принятие данного законопроекта Госдумой в период осенней сессии.

Законопроект предполагает «антимонопольный контроль за занимающими доминирующее положение» магазинами и сетями. Он призван ограничить их права в области установления оптовых цен, торговых надбавок, также документ устанавливает сроки поставок товаров и указывает ответственность за несоблюдение обязательств.

Субъект может быть признан «доминирующим», если его доля составляет выше 35% или если он «имеет возможность на рынке в одностороннем порядке определять уровень цены», при условии, что «доступ на рынок конкурентов затруднен», а «реализуемый товар не может быть заменен другим при потреблении».

«Антимонопольное законодательство должно гарантировать небольшим торговым точкам защиту от экспансии торговых сетей», - заявил Путин.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) также предложила изменить систему штрафования торговых сетей за злоупотребление таким «доминирующим» положением. Предлагается уйти от оборотных штрафов и установить максимальный фиксированный штраф до 1 млн руб. «Сегодня было решено, и это было наше предложение, начинать не с оборотных штрафов от 1% до 15%, а сделать максимальный фиксированный штраф», - сказал глава ФАС Игорь Артемьев по итогам совещания.

Закон о торговле призван помочь сельхозпроизводителям, в договоры с которыми сети постоянно вносят свои поправки и добавления. Предусматривается введение некого «типового проекта» договора на поставку сельхозпродукции.

Юристы, однако, спорят с законностью такого подхода. Как утверждает профессор кафедры коммерческого права МГУ им. М. В. Ломоносова, научный эксперт юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Игорь Цветков, «договор тем и хорош, что он динамичен и способен обеспечить баланс интересов сторон в каждом конкретном случае».

В документе также четко оговариваются сроки оплаты поставок.

Сетям предписывается оплачивать сельхозтовары в срок до 30 дней, а социально значимые - в срок до 14 дней. «Это меньше, чем мы надеялись», - доволен председатель Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Но, по мнению Цветкова, даже от таких ограничений на практике уйти будет несложно, стоит лишь только заключать сделки по договорам комиссии.

Возможные торговые надбавки тоже будут ограничены. По словам Путина, «трудно себе представить, чтобы в стране с развитой социальной и экономической системой была торговая наценка на товары в 70 с лишним процентов».

Также, по словам Путина, рассматриваемый законопроект должен установить понятные и прозрачные правила распределения мест для нестационарных торговых объектов, таких как палатки и павильоны. «Конкретные места должны распределяться по понятным и прозрачным правилам, на основе конкурсов и аукционов», - сказал Путин.

Но предлагаемых мер очень мало, объясняет председатель комитета по поддержке и развитию малого бизнеса при Торгово-промышленной палате Санкт-Петербурга Алексей Третьяков. «Надо не только развивать мелкую розницу, но и наказывать чиновников, уничтожающих ее», - считает он. По данным Третьякова, за последние три года только в Питере было уничтожено около 40 тысяч малых торговых точек.

По мнению участников рынка, обсуждаемая версия закона очень мягка по отношению к сетям. Законопроект о торговле обсуждается уже несколько лет, и основным камнем преткновения является регулирование деятельности сетей.

Закон претерпел ряд изменений за время обсуждения. Так, например, ранее он должен был включать аналогичные европейским нормы ограничения сетей по времени работы, по слиянию, по товарам. «Все эти меры предлагала ФАС. Практически они никуда не вошли», - говорит председатель оргкомитета всероссийского движения «За честный рынок» Илья Хандриков. В итоговой версии закона правительство должно и попытаться учесть требования ФАС, и постараться не задушить сети.

«Законопроект обходит стороной перечень недобросовестных торговых практик, то есть тех приемов, которые признаны недопустимыми в большинстве развитых рынков», - добавляет старший юрист адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Виктор Думлер. По его словам, необходимо четко закрепить принцип недопустимости перекладывания затрат по реализации товара на производителей.

Проект закона не один. Авторы альтернативной его версии, которая вышла из рук депутатской группы, в большей мере учитывали мнения Минсельхоза и ФАС. Этот вариант предусматривает введение максимальных розничных наценок, снижении порога доминирования для торговых сетей, урезание многочисленных сетевых бонусов за вход и продвижение товаров в сети.

Игорь Бахарев
Газета

26.06.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 00:16
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация