Школа рекламиста

Геомаркетинг, или как оптимизировать некоторые маркетинговые операции

Геомаркетинг, или как оптимизировать некоторые маркетинговые операцииТакие понятия как "маркетинг" и "менеджмент" уже давно укоренились в повседневном обиходе, перестали резать слух и казаться "веянием запада". А вот термин "геомаркетинг" является относительно новым для российских "управленцев", и далеко не каждый профессионал в области маркетинга сможет сходу растолковать вам, что кроется за этим звучным словом

Так что же это такое, "геомаркетинг"?

Определений существует множество, но все они сходятся в том, что геомаркетинг – это технология принятия решений в управлении пространственно-распределенными объектами. С помощью геомаркетинга вы легко найдете ответы на  следующие вопросы: Кто мои потребители? Каково их место работы и проживания? На какую продукцию осуществляется спрос в данном районе? Где и как работают мои конкуренты? Как рациональнее распределить зоны ответственности, а также расширить торговую территорию? Геомаркетинг находит своё применение как в бизнесе, так и в банковском деле, как в менеджменте, так и в логистике, не говоря уже о правовом анализе и экономических исследованиях.

На протяжении долгого времени маркетинг устанавливал прочные связи с социологией, психологией, менеджментом. Однако это не позволяло избежать дополнительных экономических издержек, никак не удавалось избежать ошибок в стратегическом и тактическом планировании до того момента, пока маркетинг не стал "географичным". Отсутствие четкой параллели между маркетингом и географией неизбежно приводило к нерациональному распределению  ресурсов и к спорным управленческим решениям.

Почему именно география, и чем она смогла "обогатить" современный маркетинг?

Эффективное функционирование фирмы в современных рыночных условиях – основная задача, которую ставит перед собой маркетинг. Это своеобразный вид человеческой деятельности, направленный на организацию взаимовыгодных отношений между производителями и потребителями. В связи с тем, что обе стороны (владельцы товара и его потребители) контактируют не напрямую, а в пределах определенного геопространства, в процессе маркетинговой деятельности постепенно формируется особый вид географического пространства – геомаркетинговый. Таким образом геопространство представляет собой определенную среду, где непосредственно  реализовывается основная маркетинговая функция, существуют экономические субъекты в рамках рыночной экономики. Любой маркетолог будет стремиться к тому, чтобы геомаркетинговое пространство имело минимальную протяженность (т.е. предполагало бы непосредственное контактирование производителя с потребителем при наименьшей территориальной удаленности друг от друга), а, следовательно, не теряя на издержках, приносило бы максимум прибыли в общую копилку фирмы.

Геомаркетинговая среда и геомаркетинговая система.

Геомаркетинговой среда представляет собой совокупность экономических, социальных, демографических, культурных и других факторов, т.е. сочетание сил на определенной территории, где компания может оказать большое влияние на реализацию своей маркетинговой функции. Нельзя забывать, что все факторы геомаркетинговой среды расположены в пределах одной территориальной единицы, что придает им некую целостность. Однако фирма не только испытывает влияние со стороны факторов геомаркетинговой среды, но и сама воздействует на нее. Таким образом образуется целая  геомаркетинговая (геоинформационная) система - ГИС, в которой основным звеном является компания.

Геотовар – специфический товар. Его стоимость зависит от степени его благоприятности для организации того или иного вида человеческой деятельности. Важно знать не только то, на сколько различаются величины стоимостей геотоваров, но и где заканчивается одна стоимость и начинается другая. Зачастую определить это бывает очень непросто.

Широта применения ГИС-инструментов

Необходимо учитывать и то, что каждый отдельный регион имеет свою специфику. Одна и та же стратегия в двух различных территориальных уголках может привести к совершенно противоположным результатам. С помощью ГИС-инструментов Вы легко определите, какие товары и услуги наиболее оптимально соответствуют поведению и доходам жителей конкретной местности. Вы сможете также получить информацию о состоянии местного рынка для наиболее правильного планирования торговых площадей, прогноза объемов продаж, проведения маркетинговых мероприятий и многих других операций. Преимущество такой системы в том, что данная структура чрезвычайно проста для восприятия, а вся необходимая информация может поместиться на обычной географической карте.

В ходе составления карты рассматриваются 2 основные маркетинговые задачи:
1)     Обоснование открытия данной торговой точки
2)      Маркетинг территорий

При этом каждая подзадача может не только рассматриваться в маркетинговых отчетах как часть исследования, но и являться независимой.

Функциональность решения маркетинговых задач будет зависеть от полноты анализа, целей и профиля компании:

  • Если у компании существует довольно разветвленная структура (множество торговых точек, сетей, филиалов),
  • Если компания нацелена на постоянный мониторинг и анализ экономических показателей (будь то показатели собственной сети или конкурентов),
  • Если компания готова тратить ресурсы на исследование сопутствующих факторов, вызывающих и/или влияющих на эти показатели, (такой фирме лучше приобрести собственное программное обеспечение, обучить персонал и т.д., в общем, - развернуть корпоративную географическую информационную систему "в офисе"),
  • Если же компания желает время от времени получать информацию о ситуации на своем и других рынках, "привязанных" к определенным территориям,
  • Если фирма считает необходимым учесть в маркетинговых исследованиях дополнительную информацию (демографию и пр.) и целесообразным минимизировать затраты на ее приобретение (такой компании достаточно приобретать серию ГИС-отчетов, помогающих решать любые пространственно-временные задачи на различных этапах маркетинговых исследований).

Пожалуй, геомаркетинг является единственным наиболее полным и действительно эффективным средством любого пространственного анализа распределенных на определенной территории бизнес-структур (сетей, различных торговых точек, филиалов и пр.) и факторов, влияющих на их работу (от плотности населения и пассажиропотоков в метро до косвенных смоделированных показателей зон проживания богатого населения и пр.).

Методы геомаркетинга стали применяться на рынке услуг сравнительно недавно. Но уже проведенные картографические исследования предоставили подробнейший анализ изучаемого маркетингового рынка.

Advertology.ru
по материалам Цветкова В. Я.

23.09.2004

на печать


Комментарии

Марианна
24.09.2004 13:08 | сообщение #1
 

Отличнуя книгу написал г-н Цветков В.Я.
Вполне доступна для понимания не техническими специалистами, а маркетологами.

Romanzer
11.10.2004 21:52 | сообщение #2
 

Автору статьи:
предлагаю сделать пилотный интернет проект, посвященный Геомаркетингу.
есть собтсвенный софт, технологии. штат разработчиков, картографический материал и желание.
нет атрибутивного информационного наполнения (результатов каких либо исследований, для рабочего макета)
при заинтересованности пишите
jrd@geobuilder.ru

Константин
05.11.2004 11:58 | сообщение #3
 

"Найти Просто" (www.np.ru) - справочник московских предприятий и организаций. Особенность - поиск организаций по роду деятельности, предлагаемым услугам и продуктам вблизи от ЗАДАННОЙ ЗОНЫ ПОИСКА (улицы, метро, района, маршрута транспорта, и т.д.).
Для коммерческих организаций справочник служит маркетинговым инструментом при исследовании сегментов рынка, изучения ближайших конкурентов, а также точно сфокусированной площадкой продвижения своих товаров и услуг.

Денис Струков
23.04.2005 16:40 | сообщение #4
 

ГОСПОДА, КОГДА БЕРЕТЕ МАТЕРИАЛ,ПРОЯВЛЯЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЭЛЕМЕНТАРНУЮ ЭТИКУ!!!
50% ИЗ ЭТОГО ТЕКСТА СОДРАНО С НАШИХ ОПИСАНИЙ И ВИДЕНИЯ РЫНКА. ЛИНЕЙКА ПРОДУКТОВ БЫЛА ПОЛУЧЕНО "НА КРОВИ" - РЕЗУЛЬТАТОМ ДОЛГОЙ РАБОТЫ в СПб. ВСЕ ВЫЛОЖЕНО НА САЙТЕ ПРОЕКТА ЦЕНТРА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. WWW.GEOINTELLECT.SPB.RU...
ДЕНИС СТРУКОВ

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

09.01.2025 - 08:36
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация