Интервью

"Кризис - это время новых возможностей" - Сергей Асланян

"Кризис - это время новых возможностей" - Сергей Асланян

Невзирая на кризис ликвидности, «Ситроникс» пообещал инвесторам достичь плановых показателей по рентабельности бизнеса и выйти на чистую прибыль в 2009 году.

О том, как концерн намерен выполнить свои обязательст­ва, какие контракты «Ситроникс» может получить с Shyam Telelink, какова судьба потребительского направления бизнеса компании и как идет проект по строительству фабрики микроэлектроники по производству чипов 45-65 нм, в интервью корреспонденту РБК daily АЛЕКСАНДРУ ДЕМЕНТЬЕВУ рассказал президент «Ситроникса» СЕРГЕЙ АСЛАНЯН.

- Как «Ситроникс» планирует работать в условиях кризиса? Сохранились ли планы по выходу на прибыльность?

- Мы находимся в рыночных условиях, и финансовый кризис, безусловно, отразился на нашем бизнесе. Он требует от нас большей эффективности, достижения ранее поставленных целей существенно меньшими средствами. Компания адаптировала план своей работы в связи с этой новой реальностью, разработала антикризисную стратегию, предусматривающую различные сценарии развития событий. На 2008 год мы не меняем прогноз: рост объема выручки до 2 млрд долл. при уровне рентабельности по OIBDA не ниже 5%. Что касается бюджета на 2009 год, то его варианты составляются с учетом общего кризиса и ситуации в экономике на между­народных рынках.

- Прогнозируете ли вы падение спроса на ИТ-услуги в период кризиса?

- Мы не ожидаем существенного роста в 2009 году. Рынок не будет расти теми темпами, как в последние несколько лет. Компании будут меньше тратить на информационные технологии, телекоммуникационное оборудование. Это может отразиться на объеме наших продаж, а рост стоимости заемных средств приведет к урезанию капитальных затрат и ограничит рост бизнеса. Но при этом эффективность нашего бизнеса не снизится, динамика по рентабельности бизнеса и по OIBDA сохранится положительной.

Основную проблему я вижу в том, что кризис делает планы нашего технологиче­ского развития и создания новых продуктов менее определенными. Наши инвестиции в НИОКР, например, в микроэлектронике сейчас находятся на мировом уровне, поддерживать который мы не сможем. Не секрет, что все государства, особенно КНР и Евросоюз, постоянно оказывают ощутимую поддержку своим микроэлектронным заводам и проводимым научным исследованиям. Правительства формируют инновационные кластеры, обеспечивают своим компаниям приоритетный доступ к технологиям, стимулируют создание новых рынков. Мы рассчитываем, что нынешняя ситуация не окажет сильного влияния на намерение нашего государства поддерживать микроэлектронику.

- Планируете ли вы сокращать персонал?

- Мы не находимся в хрустальном дворце, на нас распространяется общая ситуация на рынке. У нас есть достаточно проработанная программа действий в ситуации кризиса, предусматривающая три сценария: business as usual (бизнес в обычных условиях. - РБК daily), второй - план по текущей нестабильной ситуации, третий - план действий компании в случае, если ситуация еще ухудшится.

- Не могли бы вы раскрыть детали третьего плана, предусматри­вающего ухудшение ситуации на финансовых рынках?

- Тяжелый момент еще не наступил, а основной пункт этой стратегии - сокращение инвестиций. Я сейчас не говорю о сокращении издержек - это само собой разумеется. Но для высокотехнологической компании сокращение инвестиций очень болезненно, так как может серьезно ограничить рост бизнеса в будущем. Если нарисовать кривую на графике технологического роста в мире, то из-за финансового кризиса эта линия станет гораздо более пологой.

- Когда может наступить момент истины для ИТ-компаний в этих условиях, то есть когда станет понятно, что наступили худшие времена для высокотехнологичной отрасли?

- Бюджеты на 2009 год будут сформированы до конца этого года. Тогда мы и поймем, что нас ожидает в следующем году. Но в то же время кризис - это время новых возможностей. Наши технологии, которые могут обеспечить экономию ресурсов, могут начать пользоваться повышенным спросом. Также, к примеру, мы предлагаем спектр решений, которые могут сократить компаниям капзатраты. Срок окупаемости таких решений - от 3,5-4 лет в зависимости от внутренней финансовой политики компаний.

- Основными заказчиками ИТ в России традиционно выступали банки, телекоммуникационные компании и государство. Как может перераспределиться струк­тура этих заказчиков ИТ в нынешних условиях?

- Мы не видим большого роста в банковском секторе. По нашим прогнозам, он будет меньше, чем в этом году. Что касается телекомов, то, как показывает практика, трафик у них стабильно растет. Мы надеемся, что в новых условиях они будут в большей степени пользоваться нашими услугами. А государство действительно могло бы выступить гарантом стабильности, поддержав развитие научно-исследовательских центров в технологических отраслях.

- Президент АФК «Система» Леонид Меламед поставил задачу по увеличению показателя ROIC (возврат на инвестированный капитал) до 25%. Насколько готов к выполнению такой задачи «Ситроникс» или у концерна особое положение как стратегического игрока и перед ним такие цели акционеры не ставят?

- У нас нет особого положения, мы, как и другие «дочки» «Системы», стремимся соответствовать параметрам эффективности, которые задает наш основной акционер. Поэтому мы оценили все наши бизнесы - у нас получилось 68 направлений - и поделили их на три части. Первая часть полностью удовлетворяет крите­риальной базе по прибыльности, вторая - немного недотягивает, а третья часть в принципе отрицательная, то есть мы в нее постоянно должны инвестировать, чтобы начать получать отдачу. Мы и раньше планировали отказаться от убыточных направлений, а кризис этот процесс просто ускорил. Компания намерена избавиться от них в 2009 году.

- Какие убыточные направления вы планируете закрыть и сколько у вас таких бизнесов?

- «Ситроникс», как и обещал инвесторам, будет выходить из низкоэффективных бизнесов. Количество их называть не буду, отмечу лишь, что все они имеют разный вес. Выпуск потребительской электроники в России закроется. По ряду других убыточных направлений мы примем окончательное решение только после консультаций с клиентами и акционерами.

У нас прагматичный взгляд на рынок и на бизнес. Год назад мы не принимали радикальных решений, так как избавиться от активов куда проще, чем их нарастить. Сейчас компания четко видит, какие активы не приносят деньги, какие принесут в перспективе, а что уже прибыльно.

- Каковы ваши планы по развитию бизнеса на базе совместного предприятия (СП) с китайской ZTE?

- К концу этого года мы начнем производить на заводе CDMA-оборудование. В дальнейшем планируем перенести сюда производство радиорелейных станций. У нас уже подписаны соответствующие контракты с ZTE и Shyam Telelink.

После налаживания производства станций мы рассмотрим возможность выхода в потребительский сегмент на производст­венной базе этого СП. Наиболее вероятным является направление ГЛОНАСС-устройств, в сторону которых мы активно движемся. Это будет возрождение потребительской электроники, но на более эффективной площадке, с доступом к новым технологиям.

- Какова ситуация с индийскими проектами для Shyam Telelink, местной «дочки» АФК «Система»?

- За кратчайшие сроки - в три месяца - мы сделали небольшой, но успешный проект по поставкам радиорелейного оборудования для сети Shyam Telelink в штате Раджастан. Мы рассчитываем, что вместе с Shyam Telelink мы реализуем проект по поставкам радиорелейного оборудования для всей территории Индии. Мы рассчитываем заключить такой контракт до конца ноября, его примерный объем - около 200 млн долл. в расчете на три года.

Также мы надеемся, что Shyam Telelink выберет нас поставщиком биллингового решения. У нас большая экспертиза в этом вопросе, нашим биллингом пользуются 90 млн абонентов. Выход на индийский рынок открывает перед нами большие перспективы, так как предполагаем, что в течение пяти лет Shyam наберет десятки миллионов абонентов.

В дальнейшем после внедрения решения мы хотим предложить Shyam проект по аутсорсингу - взять на себя биллинг и ИТ-инфраструктуру. При той жесткой конкуренции, что есть в Индии, Shyam было бы удобно работать с проверенным партнером, который будет поддерживать собственные решения.

- Каков объем контракта по внедрению биллингового решения?

- Точные цифры зависят от количества абонентов оператора. Традиционно контракт делится на три части: приобретение лицензии в зависимости от числа абонентов, вторая часть - установка функционала - 10% от всего контракта, и осуществление техподдержки - 13-15% в год от стоимости приобретенной лицензии. В качестве ориентира могу указать, что стоимость подобных контрактов составляет не менее 50 млн долл.

- Сохранились ли у вас планы по производству CDMA-телефонов для индийского рынка?

- Мы рассматриваем возможности, при которых производство такой продукции могло бы быть интересным для нас. Нам интересен бизнес с доходностью не менее 15%. Индийский же рынок перенасыщен дешевыми телефонами, самые простые трубки стоят около 20 долл. А наша первоочередная цель не в наращивании объема, а в увеличении прибыльности.

- Недавно «Ситроникс» получил крупный контракт на автоматизацию 8 тыс. школ в Румынии. Каковы планы концерна по дальнейшему развитию в Восточной Европе? Какую долю вы бы хотели получить в структуре выручки от зарубежных контрактов?

- У нас диверсифицированный портфель контрактов. К примеру, мы стараемся, чтобы доля договоров с «дочками» АФК «Система» не превышала 25% в структуре нашей выручки. В этом году будет на уровне 20%, и мы будем на этом уровне держаться. Объем зарубежных контрактов у нас составляет около 50%. В этом году мы диверсифицировали риски и сильно расширили свое присутствие на Ближнем Востоке, в Азии и Африке. Открыв представительство в Индии, компания стала активно развивать контакты с индийскими партнерами, в том числе с Министерством науки и технологий. Оно проявило интерес к нашим проектам в области образования, безопасности и биллингу в энергетике. У нас есть большие планы, в том числе и в странах Восточной Европы, но мы не объявляем о сделках до их подписания.

- Какова доля экспорта в структуре выручки «Ситроникса», в какие страны и какую продукцию вы экспортируете?

- В структуре выручки «Ситроникс Микроэлектронные решения» экспортная продукция занимает около 25%. Мы продаем микросхемы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона - КНР, Тайвань, Южную Корею, Японию, а смарт-карты - на Украину, Белоруссию, Узбекистан и другие страны СНГ. Если взять только продажу микросхем, то доля их экспорта будет около 40%. Буквально на днях мы подписали новое соглашение с китайской компанией China National Machinery Import & Export Corp о развитии сотрудничества в рамках договора, который мы заключили в прошлом году. В 2009-2011 годах эта компания закупит у нас микросхем на 29 млн долл.

- Какова ситуация с развитием компании «Навигационно-информационные системы» (НИС), в которой «Ситроникс» владеет 25,5% акций? Каковы планы компании по ГЛОНАСС?

- НИС находится в стадии становления. Надеемся, что через несколько месяцев компания приступит к активной деятельности. Сейчас главная задача - определить, на базе какой технологии - 180 или 90 нм - будут разрабатываться чипы для ГЛОНАСС. Вопрос, на каком чипсете будет делаться дизайн, я думаю, разрешится в течение трех месяцев.

Линия по производству чипов на базе технологии 180 нм у нас уже запущена, линию на 90 нм запустим, надеюсь, с помощью государства. Планы достаточно большие, и мы понимаем, что для государства это очень значимый проект.

- Как развивается проект по созданию фабрики по производству чипов с топологическим размером 45-65 нм?

- Вследствие финансового кризиса ситуация изменилась. Сейчас нет возможности инвестировать в том объеме, в котором планировалось. Мы будем вести переговоры с ВЭБом, чтобы они проинвестировали этот проект. «Ситроникс» же может технически реализовать этот проект, поскольку он - единственная компания в России, обладающая требуемым опытом.

До конца ноября будет разработан обновленный бизнес-план. Наша задача - найти технологического партнера, который не просто продаст нам технологию, но и будет выкупать часть продукции, обеспечивая устойчивый спрос. Дело в том, что емкость российского рынка меньше, чем производственная мощность этого завода.

Он может производить 7 тыс. 300-мм пластин в месяц. Российский рынок мы оцениваем в 4 тыс. пластин в месяц. Оставшаяся часть должна будет реализовываться партнером на внешних рынках. Эти чипы могут использоваться в широком спектре электронных устройств.

- Возможна ли реструктуризация и изменение схемы состава акционеров завода?

- Да, такое возможно, но сейчас о ней речь не идет. Сейчас идут переговоры с госбанками о проектном финансировании под довольно низкий процент. Несмотря на кризис мы понимаем, что техно­логическая отрасль является стратегиче­ской для государства.

- Есть ли у вас планы по получению новых контрактов в России?

- Мы обсуждаем с государством ряд образовательных проектов. О будущих контрактах в нашей отрасли говорить не принято. Но направления понятны - безопасность, спортивно-массовые меро­приятия, микроэлектроника.

- Завершен ли процесс интеграции всех активов «Ситроникса»?

- Нет, интеграция на уровне менеджмента и продуктовых линеек у нас уже есть, но впереди - повышение эффективности. Разобщенность наших активов была очень высока, подчас они даже конкурировали между собой. В течение этого года мы активно занимались этой проблемой - разработали «зонтичный» бренд, провели ребрендинг «Квазар-Микро», работаем над интеграцией других активов в Восточной Европе.

- Планируете ли вы покупать активы?

- Думаю, что ничего существенного мы не будем приобретать в 2009 году. Но мы намерены усиливать свои позиции в сфере безопасности в широком смысле слова, включая ИТ, системы видеонаблюдения, новые технологии в плане охраны объектов и т.д.

- Вы проработали на посту президента «Ситроникса» уже больше года. Каковы ваши впечатления, что удалось достичь, а над чем еще предстоит поработать?

- Наш бизнес сложный и высококонкурентный. Мы выбирались с низкого уровня: 2007 год для компании можно считать провальным. После того как мы опубликуем результаты 2008 года, будет заметен прогресс по сравнению с прошлым годом. Сегодня это видно по ежеквартальной динамике: мы растем три квартала подряд. От нас ожидают такого же ускорения и в 2009 году. Понимая, что в условиях финансового кризиса такие темпы развития тяжелодостижимы, мы тем не менее будем прикладывать максимум усилий для поддержания дальней­шего роста бизнеса.

rbcdaily.ru

05.11.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.12.2024 - 08:04
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация