Новости

Рекламе закрыли рот

Пассажиры общественного транспорта, не желающие слушать рекламу в автобусах, получили поддержку от Высшего арбитражного суда страны: постановлением от 23 сентября 2008 г. N 5848/08 президиум ВАС РФ признал не соответствующим закону звуковое сопровождение такой рекламы.

До этого две судебные инстанции полагали, что организация, распространяющая в салонах автобусов рекламу со звуком, делает это на законных основаниях, поскольку по смыслу статьи 20 Федерального закона "О рекламе" звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, следует понимать как наличие звука вне (снаружи) транспортного средства. Такой подход имеет определенный смысл: издаваемый при демонстрации рекламы звук может в некоторых ситуациях заглушать соответствующие предупредительные сигналы (в частности, сигналы других участников движения), что влияет на безопасность дорожного движения. Что же касается звука, "замкнутого" в салоне автобуса, то такой звук на безопасность движения не влияет, а потому не запрещен законодателем.

Однако подобную логику ВАС РФ отверг, указав, что Федеральный закон "О рекламе" не содержит ограничений для применения запрета звуковой рекламы. Следовательно, запрет распространяется в том числе на звуковое сопровождение рекламы в салоне автобуса.

Признав недопустимым звуковое сопровождение рекламы в автобусах, президиум ВАС РФ поддержал позицию Федеральной антимонопольной службы, которая изначально считала наличие звука при демонстрации рекламы недопустимым.

Можно дискутировать относительно того, насколько подход ВАС РФ оправдан и насколько содержащийся в законе запрет на звуковое сопровождение рекламы, распространяемой "с использованием" транспортных средств, отличается от рекламы, звучащей внутри транспортного средства, но объективно позиция ВАС РФ защищает интересы пассажиров. Теперь любой гражданин, не желающий слушать рекламу во время поездки в общественном транспорте, может пожаловаться в антимонопольную службу, которая получила от ВАС РФ достаточно убедительные аргументы для привлечения к ответственности любителей размещать звуковую рекламу на транспорте.

Другое дело, рассмотренное президиумом ВАС РФ 23 сентября 2008 г. и также решенное в пользу Федеральной антимонопольной службы касается размещения рекламы на автомобилях, "мирно припаркованных" где-нибудь на видном месте. Тот же Закон "О рекламе" запрещает использование транспортных средств в качестве передвижных рекламных конструкций. Но многие рекламораспространители полагают, что если автомобиль не передвигается по дороге, а стоит "на приколе", то наличие рекламного щита на таком автомобиле ничего не нарушает.

В деле N 6327/08 заинтересованной организацией был озвучен как раз такой подход: мол, если автомобиль не используется по назначению, то наличие на нем соответствующих устройств (экрана и оборудования для воспроизводства рекламы на экране) не является нарушением закона. В обоснование своей позиции организация ссылалась даже на закон об ОСАГО, где имеется понятие "использование транспортного средства". В том законе понятие "использование" выступает синонимом понятия "эксплуатация" и подразумевает движение транспортного средства.

Суды двух инстанций приняли доводы, предложенные организацией, применив в конкретном споре закон, совершенно не относящийся к рассматриваемому делу. На этот момент обратила внимание коллегия судей ВАС РФ, указав, что закон об ОСАГО регламентирует иные отношения, нежели Закон "О рекламе". Кстати, в деле N 5848/08 нижестоящие суды также полагали возможным ссылаться на закон об ОСАГО, и на неправомерность таких ссылок также обратил внимание ВАС РФ.

Вообще говоря, понять, что использование транспортного средства подразумевает перемещение на транспортном средстве людей, грузов или оборудования, позволяет и Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", где термином "транспортное средство" охватывается, в том числе, цель использования такого средства. Закон "О безопасности дорожного движения" - "профильный" для любого использования транспортных средств, т.е. регламентирует отношения, складывающиеся непосредственно в процессе использования транспорта. Данный закон - с содержащейся в нем терминологией - мог быть упомянут судами при рассмотрении дела. Однако и такое упоминание не "перекрыло" бы подход Закона "О рекламе".

В целях распространения рекламы термин "использование" употребляется в ином значении, нежели в законе об ОСАГО или "О безопасности дорожного движения". И на это различие суды, поддержавшие распространителя рекламы, не обратили ни малейшего внимания. Для целей Закона "О рекламе" недопустимо использование автомобиля в качестве рекламной конструкции, а то обстоятельство, эксплуатируется или нет данная "подвижная" конструкция в процессе движения, значения не имеет.

Нежелание либо неспособность судей применить закон в соответствии с его предназначением является, пожалуй, самым печальным моментом во всей этой истории.

В любом случае на будущее президиум ВАС РФ определил для арбитражных судов ориентиры, которые следует учитывать при рассмотрении подобных дел. Акты нижестоящих судов по делу N 6327/08 были президиумом ВАС РФ отменены, а организация, использовавшая автомобиль как рекламную конструкцию, признана обязанной уплатить штраф за такое использование.

А Федеральная антимонопольная служба получила дополнительный стимул для требования соблюдения законов лицами, ни малейшим образом в этом соблюдении не заинтересованными.

Сергей Астахов
rg.ru

06.10.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Энергия шрифтов

Энергия шрифтов
Энергия шрифтов. РљРЅРёРіР° "Энергия шрифтов" предлагает читателю более 2000 различных шрифтов, созданных Р Р† 18 самых известных Р Р…Р В° сегодняшний день дизайн-студиях, Р С‘ рассказывает Р С• лучших работах. Дизайнеры шрифтов посвятили СЃРІРѕР№ талант созданию новых оригинальных начертаний, которые придают тексту дополнитРРРРВ РІР‚™Р’ Р вЂ™Р’ Р В РІР‚ Р В РІР‚љРІвЂћСћР В РІР‚™Р’µР В Р’ Р’»РЎРЉР Р…СѓСЋ РёР·СЋРјРёРЅРєСѓ. "Энергия шрифтов" поможет Вам найти наиболее высококачественные Р С‘ современные шрифты. Поэтому, если Р В РІР‚в„ўР РЋРІР‚в„– хотите, чтобы Ваш проект привлекал внимание читателей, Вам нужен оригинальный шрифт.В РљРЅРёРіР° "Энергия шрифтов" издана вместе Р РЋР С“ РґРёСЃРєРѕРј. РљРЅРёРіР° Р С‘ РґРёСЃРє – это лучший СЃРїРѕСЃРѕР± найти универсальныРРВРвЂ™Р’ Р В РІР‚™Р’ Р вЂ™Р’ Р вЂ™Р’ Р В РІР‚ Р Р†Р вЂљРЎвЂєР Р†Р вЂљРІР‚Сљ шрифт для повседневного использования или особенный экспериментальный шрифт для изысканного проекта. Р В РЎСљР В Р’В° РґРёСЃРєРµ представлены 33 шрифта. Р’СЃРµ права Р Р…Р В° использование шрифтов принадлежат исключительно владельцу РєРЅРёРіРё.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 20:38
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация