Андрей Сафронов, генеральный директор Национальной Ассоциации Телерадиовещателей (НАТ): "Коммерческий успех современной бизнес-модели функционирования СМИ напрямую зависит от поддержки аудитории"
На вопросы Advertology.ru о взаимовлиянии СМИ и аудитории ответил Андрей Сафронов, генеральный директор Национальной Ассоциации Телерадиовещателей (НАТ)
- Какова роль СМИ в современном обществе?
- Переоценить значимость средств массовой информации в современном обществе достаточно сложно. Давно используемый многими пример - своеобразная притча о роли СМИ: когда американского генерала спросили когда он понял, что Америка победила в войне в Персидском заливе, он ответил: "когда об этом сообщили по CNN".
Со времени выхода "Generation П" Виктора Пелевина уже стало банальностью говорить, что первостепенно не само событие, а то как его осветили средства массовой информации. К этому я бы добавил еще фактор времени – когда о нем сообщили СМИ - это тоже важно. Продолжая ссылки на современную литературу: на днях прочел в книге Елены Афанасьевой "Знак змеи" блестящую, на мой взгляд, формулировку этого: "Что есть событие? Существует ли оно, если мы о событии этом не знаем? … Когда происходит событие? В миг, когда оно действительно происходит или когда об этом узнаешь ты?".
Сегодня все человечество живет в искусно создаваемом СМИ эмпирическом пространстве. Причем влияние СМИ уже не ограничивается ставшим почти классическим определением "информационной повестки дня"… СМИ задают человеку стиль, темп, смысл жизни. Они определяют норму ценностей, интересов, модели поведения ….
В российской практике это, прежде всего, телевидение. Большинство россиян считает, что ТВ формирует их сознание - экспресс-опрос, проведенный в рамках программы "Рикошет" радиостанцией "Эхо Москвы" по интерактивным телефонам, показал, что 58 процентов опрошенных придерживается данного мнения, в то время как 42 процента опрошенных считает, что телевидение не моделирует реальность, в которой они живут.
- То есть СМИ, телевидение в частности – инструмент манипулирования общественным сознанием?
- Манипулирование общественным сознанием – это скорее пропагандистско- политтехнологическая категория. Мне кажется вопрос гораздо шире - одной из важнейших задач, стоящих перед СМИ сегодня является моделирование будущего. И такие форматы как, например, reality show и life style во всем мире не первый год популярны именно потому, что удовлетворяют запрос аудитории на некое моделирование реальной жизни и проекции будущего - фактически явление смыслов – в том, что происходит, и чего бы хотелось увидеть в будущем.
Изначально reality show - это, по сути, подглядывание за людьми. Основная задача продюсеров - смоделировать схему взаимоотношений, которая имеет место быть в обществе. И успех шоу зависит от двух факторов: во-первых, это подбор героев, которые интересны зрителю, потому что похожи на него, т.е. типичны. Во-вторых, создать правила, позволяющие героям раскрывать свои качества, свои характеры, вступать во взаимоотношения - чтобы шло высечение искры, была игра амбиций и т.д. И дело тут совсем не в борьбе за приз, главное - смоделировать отношения, ситуации и показать зрителям как эти люди – герои шоу - ведут себя в этих заданных обстоятельствах и положениях. Это мое частное мнение, но пока российские попытки осмысленно адаптировать формат reality show, столь популярный зарубежом, особым успехом не увенчались…
Другой формат - передачи типа "Квартирного вопроса". Это ведь тоже не наша идея - придумано это было, кажется, в Англии. Суть в том, что людям устраивают праздник, меняя их внешний вид, их среду обитания - их жизнь! Ведь в каждом сосуществуют две личности – тот, кто ты есть, и тот, кем ты хочешь быть. Телевидение наглядно демонстрирует зрителям возможность реализовать это второе "я". Это формат, который у нас обязательно будет развиваться – русские народные сказки, где в одночасье "по щучьему велению" и т.п. меняется жизнь героев, предельно точно дают впечатление о нашей "национальной психологии". А "сказка ложь, да в ней намек", помните?
- Чем же отличается российское телевидение от западного?
- Базовое, принципиальное отличие от западных – американского и европейского – медиарынков, - это степень и разнообразие форм присутствия государства в сфере СМИ. Реально наши масс-медиа лишь на пути к полноценному медиабизнесу - общероссийские телесети и крупные частные региональные телерадиокомпании только-только стали работать как нормальные бизнес-структуры, ориентированные на запросы аудитории и интересы рекламодателей.
Нигде, кроме как в России, нет такого количества общедоступных каналов, работающих, вообщем-то, на одну и ту же широкую аудиторию. Ведущие каналы просто переманивают ее друг у друга. Причем одним и тем же контентом - если внимательно посмотреть сетки вещания наших телеканалов, у всех они примерно одинаковые по набору и направленности программного продукта. Плюс еще один российский фактор – легкость, с которой с канала на канал переходят ведущие, программы, а то и целые журналистские коллективы.
Еще одна особенность нашего телевидения – традиционный приоритет информационного вещания, оставшийся в наследство от Гостелерадио СССР, времен перестройки и гласности, бурной общественно-политической жизни 1990-х годов. Даже сегодня, несмотря на, скажем так, "выравнивание" властью информационного поля, подавляющее большинство телезрителей (81 %) смотрят телевизор преимущественно для получения информации и только 19 % - для развлечения. Это данные одного из недавних экспресс-опросов, проведенного в рамках программы "Рикошет" радиостанцией "Эхо Москвы".
Это подтверждают и результаты социологического исследования ВЦИОМ (в ходе которого были опрошены 1600 человек в 100 населенных пунктах 39 регионов России). Информационные, новостные программы у 59% опрошенных вызывают наибольший интерес, треть опрошенных (31%) смотрят по телевизору новости и информационно-аналитические передачи ежедневно, примерно столько же (32%) смотрят их несколько раз в неделю. И хотя 65% опрошенных с большей или меньшей долей уверенности отмечают, что в последнее время новостные передачи разных телеканалов стали все более похожими друг на друга, у 38% они больший интерес, чем несколько лет назад, а 39% заявили, что новостные телепередачи им интересны в той же степени, что и несколько лет назад.
- А что общего?
- Например то, что тенденция роста спроса аудитории на качественные телеразвлечения дошла и до России – об этом свидетельствуют впечатляющие успехи канала СТС, который в прошлом сезоне окончательно вошел в число основных игроков российского телерынка и остается самым динамично развивающимся каналом. На многих региональных рынках он вышел в лидеры и занимает вторую-третью позицию по доле аудитории после "Первого" и "России".
Нынешний телевизионный сезон начался с совершенно нового расклада сил - в плотной конкуренции работают три "двойки" каналов лидеров: "Первый" - "Россия": у них примерно по 20-25 % доли аудитории; НТВ-СТС: 10-12 % аудитории и ТНТ - Ren-ТВ: 5 - 7 %.
Говоря же об общемировых тенденциях в развитии телевидения и том, каким образом в них вписывается телевидение наше, необходимо отметить, что идущая тематическая революция характеризуется фрагментацией аудитории, ее раздроблением. И впечатляющие цифры рейтинга и доли аудитории "Первого канала" и "России" неизбежно постепенно будут уменьшатся за счет появления и развития многочисленных нишевых каналов.
- Нишевое телевидение наступает?
- У нас пока о широкомасштабном наступлении речь не идет, в отличие от, например, крупнейшего телерынка США. Но оно неизбежно начнется в самые ближайшие годы - в России пойдет повсеместный переход на цифровой формат вещания DVB, начнется массовая модернизация кабельных сетей, систем коллективного приема. Все это, наряду с развитием интерактива, других новых для нас сервисов, приведет к активному росту числа тематических телеканалов. Но уже сейчас достаточно успешно работают РБК-ТВ – телеканал для деловых людей; Rambler-ТелеСеть – первый познавательный телеканал; РИКОРовский "Дамский клуб" - ТВ для женщин.
Нишевое, тематическое телевидение, оно очень индивидуально по определению. Это как с книгами: один любит детективы, другой фантастику, третий – романы и т.д. И, приходя в книжный магазин, каждый может выбрать то, что ему нужно - и то, и другое, и третье. Вот так и с телевидением через какое-то время - включив свой интерактивный коммуникационный терминал, вы наберете те программы, которые вам интересны…
- Какие еще тенденции в развитии рынка СМИ коснутся нас?
- Да, вообщем, все общемировые тенденции в развитии СМИ уже так или иначе проявляются и в России. Коммерческий успех современной бизнес-модели функционирования СМИ напрямую зависит от поддержки аудитории. Поэтому, мне кажется, что все тенденции так или иначе связаны с изменением отношения к контенту, изменением качества программного продукта. Внедрение новейших технологий бесспорно приведет к тому, что и в России у каждого человека будет возможность принимать десятки и сотни каналов. А зарубежная практика наглядно демонстрирует, что потребители предпочитают платить за узкотематический информационный и развлекательный контент и отказываются от зависящих от рекламных поступлений СМИ, ориентированных на более широкую аудиторию.
Сафронов Андрей Вадимович
Образование:
- В 1992 г. окончил факультет международной информации МГИМО МИД РФ по специальности "журналист-международник";
- В 2000 г. окончил курс Cambridge International College, Britain по квалификационной программе "Advertising & Public Relations";
- В 2003 г. окончил курс Cambridge International College, Britain по квалификационным программам "Business Economics & Commerce" и "Business Management/Administration" Имеет Международный диплом в сфере управления бизнесом (International Honours Graduate Diploma on Business Administration);
Профессиональная деятельность:
- В 1990 - 1992 гг. - один из создателей и руководителей Ассоциации журналистов МГИМО;
- В 1992 - 1993 гг. - Заместитель начальника отдела по связям с общественность и прессой МГИМО МИД РФ;
- С 1993 года занимается PR и рекламным бизнесом - возглавлял Информационно-рекламную Компанию NAME, занимал руководящие посты в рекламном холдинге "Корпорация "Я", был вице-президентом PR-агентства United Corporate Agency;
- В 1995 - 1997 гг. - сотрудничал с Центром информации и документации Совета Европы в РФ - занимался организацией освещения деятельности Центра СЕ в российских СМИ, подготовкой и изданием в России материалов Совета Европы;
- В 1998 г. - Управляющий Службой специальных проектов Дирекции по связям с общественностью МНВК "ТВ-6 Москва";
- Продюсер Фестиваля "6 дней ТВ-6 в Красноярском крае";
- В 1999-2000 гг. - Директор Дирекции общественно-политических программ МНВК. Продюсер и руководитель ряда программ и телепроектов на канале "ТВ-6 Москва";
- В феврале-марте 2000 г. - член Рабочей группы при ЦИК РФ по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации при проведении выборов Президента Российской Федерации;
- С июля 2000 г. до 14 мая 2001 г. - Заместитель Главного продюсера МНВК "ТВ-6 Москва";
- С июня 2001 г. - Генеральный директор Фонда развития телерадиовещания, электронных СМИ и Интернет-технологий (Фонд Эдуарда Сагалаева);
- В 2002 г. - Директор по общественным связям Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ).
С октября 2002 г. по наст.время - Генеральный директор НАТ
Advertology.ru
14.09.2004
Комментарии
Написать комментарий