Входной билет на украинский пивной рынок может обойтись британской SABMiller дороже Сармата
SABMiller - новый владелец донецкого Сармата - предоставила украинской компании кредит на $100 млн сроком на пять лет под 10% годовых. Но конкуренты считают, что главная задача компании на данном этапе - не постоянные инвестиции в маркетинг и дистрибуцию, а банальное удержание на плаву.
SABMiller - новый владелец донецкого Сармата - предоставила украинской компании кредит на $100 млн сроком на пять лет под 10% годовых. Это - сумма, примерно равная половине стоимости украинского предприятия. Реальная сумма сделки по покупке Сармата не сообщалась, но, по экспертным оценкам, SABMiller заплатила за донецких пивоваров около $200 млн. Имущественный комплекс Сармата оценивался в $130 млн, 7,6% украинского рынка, которые контролировала компания из Донецка - еще в $70-100 млн.
«$100 млн инвестиций - серьезная сумма для украинского рынка пива, за два года она позволит увеличить рыночную долю Сармата/SABMiller до 12-14%», - считает директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов. По его мнению, кредит будет потрачен на рекламу и дистрибуцию, в том числе на продвижение в Украине международных брендов SABMiller - американского Miller Genuine Draft, чешских PilsnerUrquell и Velkopo-povicky Kozel.
Конкуренты придерживаются другого мнения. Гендиректор группы предприятий «ВВН Украина» Петр Чернышов уверен, что сейчас Сармату не до маркетинга: «Это убыточная компания. Похоже, им не хватает денег для оплаты текущих счетов. Поэтому главная ее задача на данном этапе - не постоянные инвестиции в маркетинг и дистрибуцию, а банальное удержание на плаву». Наверное, займ будет использован на рефинансирование существующих долгов.
Впрочем, 2008-й будет трудным для всех пивоваров, пострадавших от роста мировых цен на сырье - за последний год только солод подорожал вдвое. Поэтому даже лидеры украинского пивного рынка вряд ли увеличат бюджет на рекламу и маркетинг. «В 2007 году расходы на продвижение всех пивных компаний в Украине составили $80-90 млн, - продолжает Чернышов. - Не думаю, что в этом году сумма увеличится. Из-за огромного роста цен все игроки рынка пытаются сэкономить на других расходных статьях».
Тем не менее гендиректор ВВН не исключает, что со временем Сармату удастся нарастить рыночную долю до 12-14%. По расчетам же Соколова, для этого донецко-британскому предприятию только в первый год активного продвижения придется вложить в медиарекламу $20-25 млн. Еще $60-80 млн будет стоить налаживание дистрибуции. Сейчас продукция компании хорошо представлена только в Донецкой, Луганской, Запорожской, Днепропетровской, Полтавской, Харьковской областях и в Крыму. В центре и на западе, а также в Киеве донецкого пива практически нет. «У каждого из трех ведущих игроков очень сильная система дистрибуции, отлаженная годами, - объясняет Чернышов. - У Сармата в последние годы все развалилось. Новым собственникам придется воссоздавать систему распространения».
Сейчас почти 90% украинских продаж пива приходится на трех лидеров рынка. Чтобы вплотную приблизиться к ним, Сармату, скорее всего, понадобится еще несколько крупных инвестиций.
12.08.2008
Комментарии
Написать комментарий