"PR нужен всем сферам общества" - Светлана Болышева
- Я рассматриваю такие заявлениям исторически. Если бы Вы мне задали этот вопрос лет 10 назад, то, зная ситуацию в этой профессиональной сфере, я бы ответила утвердительно. Это было обусловлено колоссальной общественной потребностью в таких специалистах на фоне разрушения единой идеологии. В стране, где в течение 75 лет пропагандировался один блок идей, таких специалистов не было.
Теперь прошло 12 лет с официального открытия сферы пиар-образования в России, и сегодня подготовлены уже десятки тысяч дипломированных специалистов. Кроме того, изменились требования к ним. 10-15 лет назад работодателю важно было, чтобы такой специалист выполнял простейшие функции: налаживал контакты с прессой, поддерживал общественное мнение, подпитывал информационное поле. Сегодня отношения изменились. В мире растет значение нематериальных активов: репутации, имиджа, бренда, которые нуждаются в грамотном формировании. И те, кто не являются профессиональными пиарщиками, с этим справиться не могут.
- Какие же преимущества дает пиар-образование? Чему Вы уделяете наибольшее внимание при подготовке студентов?
- Главное, что мы учитываем при подготовке специалистов, - то, что профессия является междисциплинарной. Она питается десятками, даже сотнями разных наук, поэтому для того, чтобы продуктивно работать, нужно иметь очень широкую подготовку. Управление связями с общественностью как стратегическим, приоритетным управленческим ресурсом должно использовать множество коммуникационных подходов в едином управленческом потоке одновременно: реклама, пиар, промоушн, интернет, управление общественным мнением, цена, место продажи, продавец и так далее. Используемые во взаимосвязи, эти ресурсы создают такой синергетический эффект, какого не может достигнуть ни один ресурс в отдельности. Этот эффект рождают имидж, репутацию, бренд как итог.
Направление получило название интегрированных маркетинговых коммуникаций. Создавая наш факультет, мы положили в его основу такой подход.
- Каким дисциплинам при подготовке специалистов Вы уделяете внимание, учитывая роль PR-специалиста в компании?
- Исходя из того, что основная функция - управленческая, мы сделали блок таких дисциплин превалирующим: менеджмент, коммуникационный менеджмент, менеджмент рекламы, управление кризисами с помощью связей с общественностью, маркетинг.
Поскольку пиар является частью информационной сферы, то мы даем много журналистских дисциплин. Большое внимание уделяется экономическим дисциплинам. Ну и конечно общегуманитарная подготовка: история, риторика, философия.
- Разрабатываете ли Вы новые направления?
- Да, нам есть чем гордиться здесь. Мы наполняем обучение такими дисциплинами, которые делают специалистов экспертами, советниками, консультантами. Одна из новинок - PR-консалтинг. Кроме того, мы стали обращать внимание на подготовку специалистов по управлению брендом.
- Светлана Александровна, как Вы оцениваете выпускников факультета: выпускник уже является готовым специалистом по связям с общественностью?
- Применительно ко всем этого сказать нельзя. Но таких выпускников становится все больше. Из 70 человек выпуска о половине можно сказать, что это готовые PR-специалисты, у которых карьерный рост наметился еще на 3-4 курсах. Другая часть находит себя в сфере рекламы, маркетинга. Поэтому мы большое значение уделяем практике. Сфера PR требует очень раннего развития прикладных навыков, знаний.
- Какие сферы жизни общества, в которых PR наиболее востребован, Вы бы могли назвать?
- PR нужен всем сферам общества. Наиболее востребован он в деятельности общественных организаций. В последнее десятилетие растет потребность в социальном PR. Это отклик на оживление экономики и попытки примирения общественных интересов. Появляется также понятие социальной ответственности бизнеса.
С другой стороны, можно сказать, что очень недостает использования PR-стратегий сфере государственного управления. А это область, где PR должен преобладать. Это мы видим на примере неуспеха продвижения национальных проектов, реализованного традиционным командно-административным подходом. Обществу пытались представить их ценность, значимость методами пропаганды. Но исследования показали, что общественное мнение не поддержало их. Почему? Просто потому, что мало узнало о них. Подобное происходит со многими реформами.
- Центр PR и рекламной индустрии сосредоточен в столице? Как противостоять подобной централизации регионам?
- Нужно понять, что отношение многих центральных PR-агентств к регионам потребительское: осваивая основной капитал заказчика, они редко реально развивают общественные отношения в регионе. Думаю, что здесь все решит развитие реальной конкурентной среды и появление на Урале своих мэтров PR. Чтобы управлять регионом, нужно знать его особенности. Кто может сделать это лучше, чем региональный специалист? Самая главная проблема, которая здесь присутствует, - это неспособность не только регионального, но и центрального бизнеса представить себя адекватно, поддерживать благоприятный имидж профессии.
- Светлана Александровна, что бы Вы могли назвать определяющим для выбора профессии Специалист по связям с общественностью?
- Есть две позиции: «видеть себя в профессии» и «видеть профессию в себе». Наши абитуриенты и студенты больше склонны видеть себя в профессии. Когда человек умудрен опытом, он открывает профессию в себе. Она начинает управлять человеком, перестраивает тебя. Для пиара базовая ценность профессии - это умение вставать на точку зрения другого человека, принимать решения с учетом мнения противоположной стороны. Скажите, учил ли нас кто-то так управлять в Советской России в течение 75 лет?rabotagrad.ru
24.07.2008
Комментарии
Написать комментарий