Новости

С улиц столицы могут исчезнуть палатки с фаст-фудом

Вчера власти Нью-Йорка объявили о том, что будут штрафовать владельцев фаст-фудов, которые не укажут в меню калорийность каждого блюда.
Таким образом они собираются бороться с тотальным ожирением горожан. По примеру своих заокеанских коллег мэр Москвы Юрий Лужков тоже решил объявить войну пище с колес. Он пообещал вообще избавить столицу от палаток с фаст-фудом, которые портят не только городские виды, но и желудки москвичей.

Голодным горожанам мэр посоветовал питаться в дешевых семейных кафе, которые вот-вот должны появиться в столице. Эксперты скептически отмечают: собираясь ликвидировать палатки с едой, столичные власти фактически расписываются в бессилии их контролировать. Между тем в большинстве западных стран "быстрые блюда" давно стали символами национальной кухни.

В отличие от Нью-Йорка, где хот-дог можно купить на каждом углу, в Москве палатки с фаст-фудом нужно поискать, а за сосиской или печеной картошкой еще и в очереди постоять. Так, например, у палатки с хот-догами возле Александровского сада толпится народ. У продавщицы перерыв. Закрыв окошко табличкой "Буду через 15 минут", она весело уплетает те самые сосиски, которыми торгует. "Вкусно, сил нет!" - улыбается продавщица голодным москвичам.

Совсем другая картина на площади у Белорусского вокзала. Местные торговцы шаурмой даже за деньги отказываются пробовать собственную стряпню. "Я ем только дома. На работе даже не перекусываю. Зачем рисковать?" - шепотом признается торговец в белом фартуке. Риск определенно есть: мужчина одними и теми же руками режет мясо и дает сдачу. У поваров соседней палатки, торгующей самсой, тоже нет желания попробовать товар на вкус. В глаза бросается, что нарезанные огурцы и помидоры, лежавшие на прилавке, вялые. На вопрос: "А у вас свежие овощи?", продавцы дружно отвечают: "Самые свежие". Впрочем, они тут же прячут огурцы с прилавка. Скорее всего, их все же положат в еду менее требовательному покупателю.

Именно блюда восточной кухни - шаурма и самса - необратимо подпортили репутацию московского уличного фаст-фуда. В течение последних пяти лет столичные власти безуспешно пытались заставить "шаурменов" соблюдать хотя бы элементарные санитарные требования. Проводили бесконечные проверки, которые неизменно показывали, что от 50 до 80% продукции в этих палатках представляет опасность для здоровья, закрывали и опечатывали ларьки, штрафовали и продавцов, и владельцев этих предприятий общепита. Все без толку.

Наконец в 2007 году в Москве вышло постановление, подписанное руководителем департамента потребительского рынка и услуг города Владимиром Малышковым и главным санитарным врачом столицы Николаем Филатовым, которое запрещало продажу шаурмы в мелкорозничной сети, в том числе из-за нарушений санитарных норм. Но и после полного запрета шаурма из Москвы никуда не исчезла: она просто сменила имя. Теперь шаурма по документам именуется не иначе как "кебаб в лаваше". Вкус у этого кебаба до боли знакомый. Знакомый не только покупателям, но и ревизорам. Чуть ли не каждый месяц санитарные инспекторы рапортуют: они засекли еще одну палатку, в которой покупателей буквально травили. Один из последних случаев: в салате, который добавляется в шаурму, обнаружена кишечная палочка. Специалисты пояснили: она могла попасть в продукт питания только... из человеческих фекалий!

Между тем, шаурма становится все более неуязвимой. "Это связано с указом президента о поддержке малого и среднего бизнеса от 15 мая этого года, - отметил "НИ" председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. - Этот указ действительно помогает малому бизнесу, но может негативно отразиться на качестве фаст-фуда. Дело в том, что внеплановые проверки палаток теперь можно будет проводить только с санкции прокурора и только в случае массовых отравлений. Фактически город уже не может толком контролировать работников общепита".

Видимо, поняв, что враг слишком силен, столичные власти решили уничтожить саму почву, на которой стоит шаурма. А именно - уличный фаст-фуд. С таким предположением выступил недавно мэр Москвы Юрий Лужков. Столичный градоначальник даже предложил замену еде с колес - сеть недорогих детских, семейных и молодежных кафе. "Число палаток с уличным фаст-фудом ежегодно будет сокращаться не менее чем на 20%, - рассказала "НИ" заместитель руководителя столичного департамента потребительского рынка Валентина Варфоломеева. - Это предусмотрено постановлением правительства о развитии потребительского рынка на 2007-2009 годы. Владельцам объектов, которые попадут под сокращение, предлагается продолжить свою работу в торговых комплексах в так называемых ресторанных двориках. Кафе же будут располагаться в первую очередь в парках, садах, объектах культуры, торгово-развлекательных и спортивных комплексах. При этом владельцам кафе будут предоставлены разнообразные льготы: включая скидки по аренде и более мягкое налогообложение".

Специалисты на столь отчаянные меры смотрят скептически. Если не брать в расчет шаурму, то ситуация с мобильным фаст-фудом в Москве не такая уж и плохая. Серьезных нареканий в отношении сетевых палаток с продуктами специалисты вспомнить не могут. По крайней мере, отравиться, питаясь в них, нельзя. "Конечно, большую часть еды в фаст-фуде нельзя назвать полезной, - рассказал "НИ" директор НИИ питания РАМН Виктор Тутельян. - Но если брать там салаты и не сладкую воду, то такой рацион здоровью не повредит. Не приносит вреда и печеная картошка. Нет ничего смертельно опасного ни в блинах, ни в хот-догах. Правда, тут следует учитывать, что если есть их постоянно, то можно сильно поправиться. Вообще диетологи дают такой совет любителям фаст-фуда: в уличных палатках можно спокойно есть пищу зеленого цвета, с продуктами, имеющими желтый цвет, лучше не перебарщивать, а от красных лучше вообще воздержаться".

В любом случае, считает Виктор Тутельян, отказываться от фаст-фуда городу не стоит. В Москве слишком много людей, которым работа не позволяет тратить время на еду. "Если выбирать между тем, чтобы вообще не есть в течение дня или чтобы перекусить в фаст-фуде, то последнее значительно полезнее. Хотя, конечно, чиновники правы: пищу надо тщательно пережевывать, желательно сидя, в хороших условиях", - говорит г-н Тутельян.

Фаст-фуд нужно не уничтожать, его нужно улучшать, считают диетологи. "В 2006 году в Евросоюзе обсуждалась проблема раннего ожирения, которое наступает в результате нарушения обмена веществ, - рассказала "НИ" специалист Российского регионального экологического центра "ГМ - продукты" Ольга Разбаш. - Одной из основных мер, предложенных специалистами, стала работа над изменением меню палаток с едой, в которых предпочитает питаться вечно спешащая молодежь: жирную пищу там пытаются заменить на низкокалорийную. По такому же пути идут и американские власти, которые пишут на каждом проданном гамбургере количество калорий, в нем содержащихся".

Что касается новых кафе, то они в городе могут и не прижиться: они просто невыгодны. "Палатка занимает порядка пяти квадратных метра, а на кафе потребуется как минимум 30-50, - рассказала "НИ" аналитик потребительского рынка финансовой корпорации "Открытие" Ирина Яроцкая. - Это неминуемо скажется и на арендной плате. Владелец палатки просто не сможет платить за кафе. Арендная плата у нас сейчас составляет порядка 3 тыс. долларов в год за 1 кв. м. К тому же в палатке работает 1-2 человека в 2-3 смены, а в кафе одновременно должны работать порядка 10 человек. Да и очереди в "часы пик" там будут неминуемо. Достаточно вспомнить известные сейчас рестораны фаст-фуда. Человеку придется тратить на еду по полчаса, а не 5 минут, как сейчас в палатке. Так что на практике воплотить в жизнь эту идею вряд ли удастся".

К тому же предполагается, что кафе появятся не на месте исчезнувшего фаст-фуда, а в определенных зонах отдыха. При этом стационарные кафе и рестораны с тем же ассортиментом останутся. "От того, что закрываются мелкие палатки с фаст-фудом, ситуация в лучшую сторону не изменится, - пояснил "НИ" президент Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ) Александр Баранов. - Большую часть фаст-фуда россияне все равно съедают в широко разрекламированных ресторанах быстрого питания". Такого же мнения придерживается и заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы Сергей Колесников. "Тут надо еще учитывать и экономический аспект, - отметил "НИ" депутат. - Не все могут позволить себе здоровый обед в стационарном кафе за 200-300 рублей. В палатке же можно поесть на 50-70. Экономятся и деньги, и время. Конечно, получается палка о двух концах. С одной стороны - забота о здоровье, с другой - экономия средств. В любом случае, надо дать людям возможность самим выбирать, чем питаться, а задача властей - следить за качеством предлагаемой продукции".

Впрочем, то, что в ближайшие два года мы окончательно распрощаемся с уличным фаст-фудом, писано вилами на воде. Владельцы палаток, по крайней мере, в это верят с трудом. "Некоторые павильоны стоят на арендованных нами землях, поэтому закрыть их будет просто невозможно, - рассказал "НИ" менеджер по продажам сети фаст-фудов "Данвеста". - Не понимаю, чем мы не угодили столичным чиновникам. Все продукты успевают раскупать, поэтому у нас ничто не портится. Например, воды даже не хватает - так быстро она уходит с прилавков. Конечно, у нас есть норма хранения продуктов. К примеру, выпечка хранится несколько часов. Очень часто проводятся проверки - от Роспотребнадзора, префектуры, управы, так что приходится соблюдать все санитарные нормы, хотя это и тяжело". Оптимистично смотрит в будущее и руководство сети "Крошка картошка". "Те меры, которые проводятся правительством Москвы, конечно же, влияют на нашу работу, но мы были к ним готовы, - рассказал "НИ" директор по маркетингу сети Михаил Кудрявцев. - Нам даже выгодно, что закрывают палатки с некачественной едой - становится меньше конкурентов. Но полностью ликвидировать уличную торговлю нельзя. Люди хотят есть на улицах".

Вряд ли новая атака московских властей повредит и злосчастной шаурме. "Проблема в том, что наши соотечественники часто просто не обращают внимания на то, что едят, - рассказал "НИ" директор НИИ питания РАМН Виктор Тутельян. - Совершенно очевидно, что если в палатке грязно, а продавцы работают с немытыми руками, то покупать в таком месте ничего не стоит. Тем не менее, клиенты у таких торговцев есть. И будут до тех пор, пока москвичам не объяснят, что съедобное, а что несъедобное".

Новые Известия

23.07.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Япония на ладони

Япония на ладони
Япония на ладони. «ЯПОНИЯ НА ЛАДОНИ» — не обычный путеводитель по далекой и в то же время соседней с Россией стране. Это уникальная энциклопедия достопримечательностей Японии,  подробный рассказ о памятниках  ее культуры и истории, о нравах  и подчас весьма экзотических  традициях. Каждой префектуре,  а их в Японии 47,  уделено  достаточно внимания.  Перелистав эту книгу, читатель познакомится не только со всемирно известными памятными местами, но и с дальними уголками страны, расположенными в стороне от туристических троп. О достопримечательностях  Страны восходящего солнца —  природных, исторических,  культурных, этнографических, технических — для тех, кто в пути, и тех, кто на диване Книга «Япония на ладони» изначально задумывалась как обычный путеводитель. Автор в течение ряда лет исколесил едва ли не всю Японию, собирая необходимые материалы. В результате накопился любопытный материал, которому стало тесно в узких и сухих рамках традиционного путеводителя. И получилось то, что получилось… Зато теперь, как нам кажется, это издание будет интересно не только для тех, кто уже приобрел авиабилеты до Токио, но и для тех, кто предпочитает знакомиться с далекими странами, сидя в уютном кресле у камина, глядя на экран телевизора или перелистывая журнал. Давайте вместе последуем, хотя бы мысленно, за великим поэтом Японии и не менее прославленным бродягой Мацуо Басё (1644–1694), измерившим своими ногами едва ли не каждую тропинку в стране. Следуя традиции, попробуем, хотя бы изредка, комментировать увиденное своими трехстишьями. Это отнюдь не означает, что автор считает себя членом славной когорты поэтов, выступающих в жанре хокку. Ведь стихи хокку гораздо более организованы тематически и ритмически, ограничены строгим количеством слогов. Тем не менее, иногда сжатая в три строки мысль, как нам кажется, позволяет четче выразить ощущения от увиденного. ЛАЗАРЕВ Александр Михайлович, журналист­востоковед, в течение многих лет живший и работавший в Японии. Издание богато иллюстрировано и будет интересно всем увлеченным культурой Японии.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

07.03.2025 - 03:00
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация