В Кривом Роге взращивают монополиста
Операторы наружной рекламы Кривого Рога (Украина) вынуждены забыть о развитии формата 6х3 из-за методичных действий городских властей по монополизации этого сегмента отрасли.
К ситиформату чиновники интереса пока не проявляют. Исполнительный директор Ассоциации наружной рекламы Роман Паламарчук сообщил, что к ним за помощью обратились некоторые рекламные операторы криворожской индустрии наружной рекламы с просьбой разобраться с тем, что в городе на протяжении полутора лет разрешения на установку новых рекламных конструкций выдаются только одной компании, близкой к верхушке городской власти.
«По нашей информации, за это время компании было выдано около 600 разрешений», - говорит господин Паламарчук. Остальные операторы фактически лишены возможности развивать свой бизнес.
От местных операторов мы узнали, что речь идет о рекламном агентстве «Дор», занимающем лидирующую позицию на рынке по количеству плоскостей формата 18 кв. м. и более. Если в большинстве городов разрыв между тройкой лидеров является незначительным, то суммарный парк плоскостей ближайших трех конкурентов криворожского «Дор» все равно уступает ему по размерам. По данным компании Ukrainian Media Monitor (UMM), в июне 2008 г. доля «Дор» в этом формате составляла 39,9%. В антимонопольном комитете говорят, что рыночная доля компании не является признаком ее монопольного положения, тем более, что в других форматах оператор не представлен. В самой компании от каких-либо комментариев отказались.
Один из операторов в Кривом Роге на правах анонимности рассказал, что из-за подобной политики местных властей операторы вынуждены либо устанавливать конструкции незаконно (хотя их вскоре сносят), либо расширяться за счет переориентации бизнеса на indoor или транспортную рекламу. «Идет планомерное вытеснение конкурентов за счет привлечения админресурса. Это меньше касается общенациональных операторов (на местном рынке устойчивые позиции у BigBoard и Gallery. - «і»), хотя и их доля постепенно уменьшается», - сообщил представитель одной из компаний.
Всего, по данным UMM, в Кривом Роге насчитывается около 1 тыс. плоскостей площадью более 2 кв. м. Особенностью отрасли является доминирование в сравнении с ситиформатом крупного формата, примерно 3:1. Соответственно, поэтому «Дор» постепенно приближается к статусу монополиста. При этом наблюдается значительная разница между стоимостью размещения на различных конструкциях. Если за месячную рекламу на билборде операторы берут $270-400, то ситилайт обойдется в среднем в $100.
Город тоже неплохо зарабатывает на рекламе. Согласно вступившим в действие с начала года правилам размещения наружной рекламы, за 1 кв. м вертикальной проекции носителя в городскую казну ежемесячно взимается 76 грн. Таким образом, за двухсторонний билборд город получает около 1 тыс. грн. в месяц. Отметим, что столичные расценки более демократичны, так как зависят от формата конструкции.
Похоже, что компания наращивает свой парк исключительно для перепродажи, ведь интерес к отрасли проявляют многие иностранные гиганты. Из-за повсеместных мораториев и чиновнического лоббирования интересов исключительно своих компаний с нуля начать наружный бизнес практически невозможно. Единственный способ укрепления рыночных позиций в нашей стране (о чем неоднократно заявляли Gallery и Stroer) - покупка привлекательных региональных компаний.
«По нашей информации, за это время компании было выдано около 600 разрешений», - говорит господин Паламарчук. Остальные операторы фактически лишены возможности развивать свой бизнес.
От местных операторов мы узнали, что речь идет о рекламном агентстве «Дор», занимающем лидирующую позицию на рынке по количеству плоскостей формата 18 кв. м. и более. Если в большинстве городов разрыв между тройкой лидеров является незначительным, то суммарный парк плоскостей ближайших трех конкурентов криворожского «Дор» все равно уступает ему по размерам. По данным компании Ukrainian Media Monitor (UMM), в июне 2008 г. доля «Дор» в этом формате составляла 39,9%. В антимонопольном комитете говорят, что рыночная доля компании не является признаком ее монопольного положения, тем более, что в других форматах оператор не представлен. В самой компании от каких-либо комментариев отказались.
Один из операторов в Кривом Роге на правах анонимности рассказал, что из-за подобной политики местных властей операторы вынуждены либо устанавливать конструкции незаконно (хотя их вскоре сносят), либо расширяться за счет переориентации бизнеса на indoor или транспортную рекламу. «Идет планомерное вытеснение конкурентов за счет привлечения админресурса. Это меньше касается общенациональных операторов (на местном рынке устойчивые позиции у BigBoard и Gallery. - «і»), хотя и их доля постепенно уменьшается», - сообщил представитель одной из компаний.
Всего, по данным UMM, в Кривом Роге насчитывается около 1 тыс. плоскостей площадью более 2 кв. м. Особенностью отрасли является доминирование в сравнении с ситиформатом крупного формата, примерно 3:1. Соответственно, поэтому «Дор» постепенно приближается к статусу монополиста. При этом наблюдается значительная разница между стоимостью размещения на различных конструкциях. Если за месячную рекламу на билборде операторы берут $270-400, то ситилайт обойдется в среднем в $100.
Город тоже неплохо зарабатывает на рекламе. Согласно вступившим в действие с начала года правилам размещения наружной рекламы, за 1 кв. м вертикальной проекции носителя в городскую казну ежемесячно взимается 76 грн. Таким образом, за двухсторонний билборд город получает около 1 тыс. грн. в месяц. Отметим, что столичные расценки более демократичны, так как зависят от формата конструкции.
Похоже, что компания наращивает свой парк исключительно для перепродажи, ведь интерес к отрасли проявляют многие иностранные гиганты. Из-за повсеместных мораториев и чиновнического лоббирования интересов исключительно своих компаний с нуля начать наружный бизнес практически невозможно. Единственный способ укрепления рыночных позиций в нашей стране (о чем неоднократно заявляли Gallery и Stroer) - покупка привлекательных региональных компаний.
Экономические известия (Украина)
23.07.2008
Комментарии
Написать комментарий