В автоспорте равнодушных нет. Интервью с генеральным директором компании Russian Autosport Marketing Ираклием Беселидзе
Ираклий, а когда появилось такое направление как автоспортмаркетинг?
Думаю, автоспортмаркетинг появился вместе с автоспортом. Дело в том, что стоимость участия в гонках настолько высока, что спонсорство в этом виде спорта просто необходимо. В самом начале, безусловно, автоспорт был уделом аристократов и принцев, их развлечением. Но вскоре, годов с шестидесятых, пришло понимание того, что и к автоспорту необходим профессиональный подход, и с гонщиками-профессионалами в автоспорт пришли и крупные спонсоры.
Одним из первых спонсоров автоспорта была кампания Мартини, чем вошла в историю спортивных автогонок.
А какие возможности дает автоспортмаркетинг?
По большому счету – все, для создания и продвижения бренда, формирования имиджа. Какие вопросы сейчас необходимо решать кампаниям? Как создать уникальный бренд, как повысить его известность, как установить коммуникацию с потребителем и повысить продажи. На все эти вопросы есть ответы в автоспортмаркетинге.
Давайте разберем по порядку.
1. Создание ассоциации бренда с автоспортом в России – это уникальное сочетание. У нас крайне мало категорий товаров ассоциируются с автоспортом, при том, что есть колоссальные возможности, например, для продвижения высокотехнологичных товаров, программного обеспечения, алкоголя, табака, мобильной связи, даже женских товаров. Пока в РА, и тем более в самих компаниях мало верят в эффективность автоспортмаркетинга, хотя на западе это направление давно зарекомендовало себя как перспективное.
2. Коммуникация бренда с потребителем – тоже задача не из легких. Нелегко пробиться со своим сообщением среди многочисленных щитов, объявлений и роликов. К сожалению, аудитория российского автоспорта не исследована, но опираясь на опыт США и Англии можно сказать, что:
• Аудитория автоспортивных событии состоит в основном из мужчин (71%)
• 41% из них в возрасте от 25 до 45 лет
• Важнейший качественный показатель аудитории - это доход. У 31% аудитории автоспорта высокий уровень дохода.
• По показателю Brand Loyalty Автоспорт занимает 1(!) место в мире.
• В 72 случаях из 100 поклонники автоспорта предпочитают бренды Компаний, поддерживающих автоспорт.
Это значит, что автоспортмаркетинг предоставляет:
1. Максимально эффективный охват целевой аудитории "мужчины с высоким доходом".
2. Возможность создания положительного имиджа компании.
3. Разработать нестандартные маркетинговые решения для привлечения внимания к бренду.
4. Повышение лояльности потребителей.
5. Повышение эффективности маркетинговых инвестиций.
6. Установление ассоциация бренда с высокими технологиями.
7. Привлечение покупателей к местоположению Компании.
Спонсируя команду, Вы автоматически вливаетесь в медиапространство. Машины с Вашим логотипом показывают по телевидению, фотографируют для прессы. Можно называть сами команды так, чтобы Ваш бренд был на слуху. Можно выставлять автомобили у месть продаж, это всегда привлекает людей. Возможностей в автоспортмаркетинге масса.
3. Для любой организации спонсирование команды – это PR. Это значит, что они не просто рекламируют себя, но и поддерживают отечественный спорт, они социально ответственны. Покупая товар этой компании, потребитель чувствует и себя причастным к поддержке любимой команды (помните, в 72 случаях из 100 поклонники автоспорта предпочитают бренды компаний, поддерживающих автоспорт).
4. Автоспортмаркетинг дает множество промо-возможностей. Можно продвигать свою команду, одновременно рекламируя себя на ТВ, ведь нашивки на костюмах логотипов – обязательная часть спонсорского пакета. Можно привлечь гонщиков к раздаче автографов, такая акция не пройдет незамеченной. Можно использовать промо-возможности непосредственно на трассе (например, для напитков и продуктов питания). Многие компании любят приглашать гонщиков на vip-вечеринки для дорогих гостей, что также положительно сказывается на имидже компании. Мы предлагали некоторым РА и непосредственно клиентам великолепную, интересную идею: использовать в продвижении какого-либо товара красивую женщину-гонщицу: женщину-скорость, женщину-яркость. Пока даже этот лакомый кусок остался без внимания.
Сейчас можно сказать, что ниша автоспортмаркетинга почти свободна, и кто займет ее первым – получит максимальные бонусы.
Чем автоспортмаркетинг может быть интересен для табачных и алкогольных компаний?
Во многих странах реклама табака и алкоголя если не запрещена, то существенно ограничена. А автоспорт – это пока еще легальный способ рекламировать такие товары. Приведу пример. После принятия закона о полном запрете рекламы табака в Канаде, Формула-1 отменила гран-при Канады по причине того, что ее спонсорами как раз являются крупнейшие табачные компании мира. Правительство Канады подсчитало, что убытки от отмены этого мероприятия составят сумму около 145 миллионов долларов. На правительственном уровне были
проведены переговоры, в ходе которых было принято решение на время проведения гонок действие закона приостановить, но гран-при в Канаду вернуть.
В России можно разместить рекламу табака или алкоголя на автомобиле или костюме гонщика, которых покажут и по ТВ, и в прессе; законом это не запрещено. Можно назвать команду хоть "Немиров-тим", хоть "Ява-тим", и такую рекламу Вам пока не запрещают.
Ираклий, а что, на Ваш взгляд, сдерживает развитие автоспорта в России?
Знаете, пока у нас в стране на 140 миллионов жителей нет ни одной приличной трассы, о бурном развитии автоспорта говорить не приходится. Необходима поддержка на правительственном уровне. Ведь по самым скромным подсчетам, хорошая гоночная трасса – это 300га земли, несколько сот миллионов долларов на строительство и 250 тысяч долларов в год – на ее содержание. Без современной трассы о привлечении в России гонок международного уровня не будет. В Германии на гонки приходят 270 тыс. человек, в США – до полумиллиона. А у нас если 5000 соберется – уже аншлаг, при том, что билеты покупать не нужно, зрелище бесплатное. И информационной поддержки нет; когда Лужков приглашал команду Рено на Воробьевы Горы, туда тысяч пятьдесят людей пришло посмотреть, просто на машины и гонщиков, потому что реклама прошла.
Возможно, для того, чтобы у нас построили трассу международного уровня, нужны гонщики с именем, чтобы привлечь внимание правительства к этой проблеме? Сообщили же Мыськина и Дементьева Путину на личной встрече, что у нас нет хороших травяных кортов и приходится тренироваться на Западе…
Знаете, сколько нужно денег, чтобы при самом счастливом расположении звезд сделать из русского мальчика чемпиона Формулы-1?
В 6 лет этого мальчика нужно безошибочно определить среди сотен таких же детей, на картинге. До 15 лет ребенок должен кататься на картинге, это 9 лет, и на это нужно 250-300тыс. долларов.
Затем он должен пройти в России Формулу-Русь и Формулу-Лада, и в каждой стать чемпионом. Это еще по 70 тыс долларов за сезон, минимум 2 сезона.
Далее юношу ждет Формула-Рено, 300тыс уже евро за один сезон, минимум ему понадобится два, и тоже нужно стать чемпионом.
Потом Формула-3000, 600тыс евро за участие, и снова до чемпионского титула.
И только после этого гонщика могут взять тест-пилотом в Формулу-1, если у него, конечно, будут спонсоры, готовые отдавать5-6 миллионов долларов в год, ведь один заезд (один день покататься на такой машине!) стоит $300.000!
А между тем, у Фромулы-1 – 6 млрд аудитории, и для России, на мой взгляд, вопрос престижа – участие в этих соревнованиях.
У Вас есть какие-то пожелания аудитории, в связи с нашей беседой?
Да, я бы очень хотел, чтобы принимая решения о спонсорстве, принимающие решения люди тщательно изучали предмет. Тогда мы сможем сделать из нынешнего "меценатства" в автоспорте – экономически выгодные рекламные вложения.
Advertology.ru
06.09.2004
Комментарии
Написать комментарий