"Макдональдс" будет даже на небесах
Как считает Элисон Гилкрайст, общинам необходимо научиться искусству принимать людей, впервые переступивших порог церкви, чего им сейчас так не хватает. Например, по ее словам, главное место в работе ресторанов "Макдональдс" занимает приветливое отношение к посетителю, для того чтобы он зашел туда еще раз. Ведь, в отличие от них, во многих британских церквях сейчас существуют не открытые сообщества, а настоящие клубы, куда "чужакам" вход воспрещен. Вместо этого клирик англиканской церкви предлагает хотя бы придерживаться "правила трех минут", чтобы в начале встречи просто пообщаться со вновь пришедшими в храм и уже затем переключаться на разговоры со старыми знакомыми. Кроме того, не помешало бы, по ее мнению, разъяснять новичкам, в чем заключается смысл богослужений, а также уделять внимание "антуражу", то есть внешнему виду церкви, информационному "контенту" на доске объявлений и прочему.
Все это, конечно, неплохо, тем более что имеет под собой основу. Даже в России в самые первые годы работы "Макдональдса" люди выстраивались в очереди не только затем, чтобы попробовать бигмаки и прочие диковинки, но еще посмотреть на приветливых продавцов, которые помогали им с выбором еды и обязательно "нагружали" сопутствующими товарами – мороженым, пирожками и прочим. И многие из посетителей неизменно возвращались назад – просто потому что им там нравилось, а не потому, что так вкусна была еда, которую там предлагали. Об этом же говорится в принципах работы этой сети. "У "Макдональдса" одна цель – полностью удовлетворить потребности наших посетителей. Все инициативы компании измеряются этим единственным критерием. А формула для достижения этой цели – качество, культура обслуживания, чистота и доступность". В общем, эти бы критерии, да приходам в пользование. Тем более что, по словам экспертов, сейчас церкви на Западе остро ощущают недостаток прихожан. "Британские церкви разных конфессий переживают в последние годы не лучшие времена, – сказал руководитель Центра Британских исследований Алексей Громыко. – Сейчас регулярно обсуждается, как остановить сокращение числа прихожан. Видимо, обращение к маркетинговой стратегии ресторанов "быстрого питания" – очередной показатель того, что поиск идет даже в таком, несколько необычном ключе, в области коммерции". То есть подобное предложение теоретически уравнивает прихожан и потребителей фаст-фуда, к которым, как считает г-н Громыко, надо применять одинаковую технику общения, что достаточно эффективно.
Идея использовать рыночные подходы может сработать еще и потому, что за рубежом церковь куда более активно участвует в жизни страны. "Прежде всего, католическая церковь всегда активно высказывается не только по вопросам веры, но и по политическим аспектам, – считает Алексей Громыко. – Не менее активна и протестантская, в том числе и англиканская церковь. В последние годы, особенно после избрания нового епископа Кентерберийского, эта тенденция становится все более заметной. Ну, а в 90-х годах англиканская церковь разрешила посвящать в сан священника женщин, чем вызвала немалые споры. Эта практика все же была введена, пусть и немассово".
Также не самым распространенным, но признанным может стать маркетинговый метод ресторанов "быстрого питания". Тем более что он уже опробован в США. Несколько лет назад там даже вышел фильм "Догма", в довольно едкой манере показывающий церковь, которая старалась привлечь прихожан различными акциями, суть которых сводилась к тому, что люди должны были понять: "Иисус – классный чувак". "Да, не случайно такие вещи приходят из США, где используется более вольный стиль богослужений и общения с прихожанами, – комментирует Алексей Громыко. – Для британской церкви это, конечно, до сих пор новшество, такие идеи до сих пор считаются неортодоксальными и спорными. Но такая тенденция вписывается в поиск решения проблемы, и такие меры будут приниматься, хотя и не массово, но хотя бы в маргинальном масштабе".
Конечно, далеко не все придерживаются мнения, что подобная идея – "быстро отправлять религиозные потребности" – хороша. "Может, эта идея и будет успешной, поскольку технологии, применимые к религиозным организациям, уже выдохлись, – сказал директор Федерального экспертного канала "Концепт-Медиа" Серафим Мелентьев. – Их необходимо выводить на качественно иной уровень. Но в то же время используются не высокие мотивы, а те же технологии, что применяют секты для привлечения людей". По мнению г-на Мелентьева, подобные шаги предпринимаются в угоду эффективности. "Используются любые коммерческие технологии, – считает он. – Ведь религиозные организации существуют за счет паствы, которую надо чем-то привлекать. А если стереотипные раздражители на нее не действуют, будет использоваться сетевой маркетинг".
Конечно, никто в конечном счете окормлять паству по-быстрому и не собирается. Речь идет, прежде всего, о том, ради чего люди по-прежнему ходят в "Макдональдс" – сознании того, что в их жизни кто-то принимает самое живое участие. "Речь может идти о том, чтобы стараться уделять больше внимания прихожанам и охватить максимальное число людей проповедями, различными мероприятиями, – считает г-н Громыко. – Такого рода подходы направлены на максимизацию использования времени церковных служителей на общение с большим количеством людей. Но вот если бы кто-то попытался вести себя точно так же, как в "Макдональдсе", то поверхностность такого подхода привела бы к обратному результату. Формальное увеличение числа прихожан в одной церкви в реальности привело бы к тому, что снизилось бы количество искренне верующих".
RBCdaily.ru
31.08.2004
Комментарии
Написать комментарий