"Не существует сетевых форматов, которые были бы адекватны на всех региональных рынках" - Владимир Таллер
- Сегодня в электронных медиа, как, пожалуй, ни в одной другой отрасли СМИ, наблюдается ситуация, когда все, что связано со способами получения информации, выходит на новый уровень технологии.
Уже трудно представить себе жизнь без Интернета, никого не смущает обилие тарелок спутниковой связи на крышах и стенах домов. Быстрыми темпами развиваются кабельные сети, в эфире появляется все больше телеканалов и радиостанций. Через Интернет мы можем получать и телевизионный, и радиосигнал (пока, правда, неважного качества). Изменяются виды приемников - уже можно говорить о совмещении в мобильных устройствах массы функций, от коммуникаторов до мини-компьютеров, в которых есть и радиоприемник, и телевизор. Пользователи совершенно спокойно оперируют навигационными системами, установленными в автомобилях. Короче говоря, мы с вами перешли в третье тысячелетие и оказались на новом поле. На этом поле многое, и в первую очередь электронные медиа, становится доступным не только профессионалам, но и любителям. Поэтому такую колоссальную популярность приобрели порталы вроде YouTube, которые используют информацию, снятую любителями на камеру телефона или на бытовую камеру для последующего всеобщего ознакомления и обсуждения.
Понятно, что с претворением в жизнь законов глобализации небольшим компаниям все сложнее выживать в конкурентной борьбе, повышать свой профессиональный уровень, чтобы быть конкурентоспособными. Возникает вопрос: как жить дальше, куда двигаться специалистам, которые сегодня не мыслят своей жизни без работы на радио или на телевидении? Одно из главных возможных направлений - так называемые «новые медиа», то есть все, что связано с производством контента для новых видов коммуникаций, новых видов доставки сигнала зрителям и слушателям. А новые технологии требуют и нового уровня знаний. В частности, цифровое ТВ подразумевает появление не только новых профессиональных навыков, но и новых профессий.
Кстати, о профессиях. Сегодня сплошь и рядом встречается название профессии «продюсер». Кто же такие продюсеры? Оказывается, прежде всего это бывшие редакторы, авторы программ, режиссеры, которые зачастую не имеют никакого отношения ни к экономической стороне производственного процесса, ни к его организации в том аспекте, который подразумевает продюсирование. В этом плане мы, безусловно, находимся на стадии расширения специальностей и необходимости профессиональной переподготовки, связанной с новыми видами медиа.
Обо всем этом - о том, что происходит в мире электронных масс-медиа, как стать профессионалом более высокого уровня (причем как в классических телевизионных и радийных профессиях, так и в новых), какие тенденции наблюдаются в масс-медиа, какие интересы существуют в медийном сообществе (в первую очередь - на колоссальных просторах России, а не внутри МКАД) - и рассказывает наш журнал «МедиаПрофи». Он ориентирован на тысячи телерадиокомпаний, существующие в нашей стране. От того, как сложится их будущее, в целом зависит и будущее информационного пространства России, и личные жизни всех, кто связал свою судьбу с профессией телевизионщика или радийщика. Журнал «МедиаПрофи» ориентирован на профессионалов электронных масс-медиа - на тех, кому необходимо получать оперативную профессиональную и аналитическую информацию по медийному рынку, на тех, кто хочет повысить свою компетенцию, свои профессиональные знания, и увеличить тем самым капитализацию своих теле- и радиокомпаний. Потому что в медийном бизнесе стоимость компании в значительной степени зависит от профессионализма команды, которая работает в данном СМИ.
- Журнал «МедиаПрофи» ориентирован главным образом на специалистов региональных телевизионных и радиостанции. Как вы думаете, смогут ли региональные компании выстоять в конкурентной борьбе с сетевыми компаниями или даже победить их?
- Я думаю, что так вопрос не стоит. Глобализация, которая происходит в мире вообще и в медиасообществе в частности, свидетельствует: тот, у кого больше ресурсов, больше сил и возможностей, всегда будет ближе к победе. В данном случае это не столько борьба, сколько достаточно логическое развитие процесса.
Я глубоко убежден, что процесс экспансии телевизионных сетей в регионы - скупка региональных станций, проникновение на региональные рынки - практически завершен. Подобный процесс идет и в радиомире, потому что наиболее активные радиосети начинают понимать, что их интерес, прежде всего финансовый, лежит как раз в возможности захвата региональных рынков, то есть появления их там в качестве игроков, а не только как партнеров.
- Иными словами, региональные игроки будут отступать со своих позиций?
- Продвижение в регионы сетевых телекомпаний, покупка ими региональных активов приводит к тому, что сетевики получают финансовый выигрыш и определенную законченность системы вследствие создания вертикали управления. Но через короткий промежуток времени, как показывает мировая практика, у сетевых телекомпаний появляются проблемы: они испытывают дефицит местной информации, местного контента, местной специфики, и, как следствие, лишаются внимания и интереса местных жителей - последние начинают отдавать предпочтение местным станциям. Процесс экспансии в регионы - нелинейный, когда, выигрывая в одном, проигрываешь в другом. Поэтому я убежден, что наилучшего результата сетевики и регионалы смогут достичь, пойдя на определенный компромисс.
- Но пойдут ли сетевики и регионалы на этот компромисс?
- Жизнь все равно их к этому подвинет! Конечно, гораздо проще и финансово выгодней усреднять зрителя. Но реалии огромной страны, ее регионов, однозначно говорят о том, что наилучшего результата сможет добиться тот, кто сумеет лучше адаптироваться к местным специфическим условиям, не утратив в то же время возможности давать контент высочайшего качества, который способна дать только сеть.
Бытует мнение, что наилучшее сочетание - 80% сетевого контента и 20% местного контента. Местные станции вполне могли бы потянуть такой объем, и производя программный продукт должного уровня, и соблюдая интересы своих земляков. Но тогда встает вопрос совмещения программной политики канала и местной станции и уровня их производства.
- Есть ли будущее у российского аналога американской системы PBS - публичного телевидения?
- Скорее нет, чем да. У нас очень большая страна, и менталитеты жителей различных регионов значительно отличаются. На мой взгляд, еще рано говорить о подобного рода каналах.
Сегодня не существует сетевых форматов, которые были бы адекватны на всех региональных рынках. Если же говорить о федеральных службах, то можно привести в пример ВГТРК, которая имеет филиалы по всей стране. Но филиалы работают в основном только на местных рынках и крайне редко дают материалы уровня, скажем, канала «Россия». Да, на недавно созданном канале «Вести 24» в значительном объеме проходят региональные сюжеты, произведенные филиалами. Но там другой подход к подбору новостей и репортажей. Очень сложно создать унифицированную систему, которую могли бы использовать, как шаблон, местные телекомпании для производства единого продукта.
26.05.2008
Комментарии
Написать комментарий