Новости

Долги по кредитам возникают из-за рекламы

На российском рынке потребительского кредитования зафиксирован рост задолженности. Например, в Татарстане по итогам прошлого года невозврат составил более одного процента. Участники рынка полагают, что это связано с уменьшением кредитных портфелей банков, а аналитики отмечают, что кредитомания вызвана ростом уровня жизни, и советуют избегать кредитов.
По данным Центрального банка РФ, в прошлом году доля невозврата в общем портфеле кредитов физическим лицам (в первую очередь, это потребительское кредитование) составила 3,1 процента. Конечно, такую цифру нельзя назвать катастрофичной, но это на 0,5 процента больше, чем в 2006 году. В Татарстане, если верить официальной статистике, невозврат кредитов физлицами в 2007 году находился на уровне 1,08 процента, хотя по сравнению с предыдущим годом вырос в два раза и достиг 656,1 млн. рублей. Правда, участники рынка называют несколько иные цифры. Так, доля невозврата на российском рынке потребительского кредитования оценивается от 4-6 до 15 процентов. По республиканскому рынку - приблизительно 10 процентов. Последняя цифра возникла в результате опроса татарстанских банков, который проводил Национальный банк РТ.

Конечно, даже в этом случае до кризиса неплатежей нам еще очень далеко, но темпы, которыми увеличивается невозврат, заставляют задуматься. Во всяком случае председатель Нацбанка Татарстана Евгений Богачев уже посоветовал кредитным организациям, работающим в республике, "не увлекаться погоней за высокими доходами, завышая ставку и увеличивая риски". Правда, по его мнению, это в первую очередь касается таких банков, как "Русский стандарт" и "Хоум Кредит". Однако и другие банковские структуры порой забывают об осторожности. Ведь в некоторых ситуациях даже высокие процентные ставки в 29-30 процентов годовых, которые как раз и являются страховкой от невозврата, могут не спасти банк от финансовых проблем. Предполагается, что при таких процентных ставках выплат финансово-состоятельных заемщиков должно хватить, чтобы банк избежал убытков, но если, например, грянет серьезный экономический кризис, эти надежды могут и не оправдаться.

В чем же причина роста невозврата? По мнению аналитиков, в этом виноваты как банки, заинтересованные в увеличении кредитных портфелей, так и заемщики, которые слишком оптимистично смотрят на свои финансовые возможности. Впрочем, видеть свой кошелек в розовом свете им помогают сами банки, многие из которых долгое время не раскрывали истинные размеры платежей. "Кроме процентных ставок банк получает еще и комиссию, а ее размеры прямо зависят от оборотов, - объясняет аналитик ИК "Финам" Владимир Сергиевский. - Чтобы опередить конкурентов, им приходится пренебрегать рисками и предоставлять кредиты тем, кто вряд ли может по ним расплатиться. Определенную роль сыграла и коррупция в коммерческих банках, когда некоторые сотрудники за взятку помогают получить кредит людям, не подпадающим даже под самые мягкие требования".

Но и заемщики часто демонстрируют потрясающую безответственность. Кредитомания - это только верхушка айсберга, который называется потребительской истерией, считает господин Сергиевский. "Экономика в стране оживилась, многие люди, которым раньше не хватало даже на еду, начали получать неплохие зарплаты. Но новое положение "требует" другого уровня жизни. К тому же осталось много отложенных потребностей: покупка жилья, ремонт, приобретение бытовой техники. Торговые компании прекрасно это понимают и увеличивают поток рекламы. На человека идет постоянное психологическое давление, и он начинает жить в долг, - поясняет он. - Сначала он берет кредит, чтобы приобрести какую-то вещь. Затем берет кредит, чтобы расплатиться с первым кредитом. И, наконец, наступает момент, когда его долги превышают не только доходы, но и активы". Проблема в том, что многие люди оценивают свои доходы, сравнивая их с тем временем, когда они вообще ничего не получали.

Директор по прямым продажам, маркетингу и PR банка "Хоум Кредит" Игор Пржеровски среди основных причин увеличения задолженности, помимо переоценки заемщиком своих возможностей, называет также потерю работы и банальное мошенничество. Причем наибольшие риски, по его мнению, сосредоточены в сегменте мобильных телефонов, а наименьшие - на рынке мебели.

Начальник информационно-аналитического департамента "Татфондбанка" Вячеслав Вдовин полагает, что ничего страшного в сфере потребительского кредитования не происходит. "Нельзя говорить, что ситуация ухудшилась. Несколько увеличились относительные цифры по невозврату, но это связано с замедлением темпов роста кредитных портфелей ряда банков, - объясняет он. - Кризис ликвидности и более жесткие требования к заемщикам привели к тому, что кредитов стали выдавать меньше, и на этом фоне оставшаяся по прошлым портфелям задолженность выглядит более внушительно". При этом господин Вдовин считает, что эта ситуация не продлится слишком долго и в скором времени начнется прирост кредитных портфелей.

Директор по внешним связям ЗАО "ДжиИ Мани Банк" Екатерина Тутон тоже достаточно оптимистично смотрит на развитие рынка потребительского кредитования в России. "Потребность в деньгах у населения не исчезнет. Стабильность экономики означает стабильность доходов россиян, что дает возможность планировать бюджет на несколько лет вперед и брать крупные и долгосрочные кредиты, - говорит она. - Особенно эта тенденция коснется регионов, где появилось много кредитоспособных людей. Банковские услуги для них становятся все более доступными. Поэтому решение нашего банка вложить в развитие своего казанского офиса более $40 млн. в течение шести лет совсем не случайно". Другой вопрос, смогут ли банки в условиях кризиса ликвидности и его последствий по-прежнему предлагать заемщикам длинные и дешевые деньги? "Ответ лежит в стратегии каждого банка, его возможностях и источниках фондирования", - полагает госпожа Тутон.

Игор Пржеровски считает, что положение вещей будет зависеть от ситуации на мировом финансовом рынке. Если проблемы будут продолжаться, российские банки могут еще раз ужесточить требования к заемщикам и повысить процентные ставки. Правда, эти меры, прежде всего, коснутся высокорискованных кредитов. Например, возможно увеличение минимального первоначального взноса. "Изменения также могут коснуться стоимости кредита, но я думаю, что принципиального роста ставок по всем продуктам не произойдет", - прогнозирует он.

Владимир Сергиевский также отмечает, что сейчас на рынке потребительского кредитования наблюдается спад, и очень серьезный. "Если во второй половине прошлого года речь шла лишь о сокращении темпов роста рынка, то сейчас уже можно с уверенностью говорить о его снижении. Помимо кризиса ликвидности, свою роль здесь сыграло и ужесточение требований к банкам со стороны контролирующих органов. Они не только потребовали от участников рынка раскрывать эффективные ставки по кредитам и ограничили возможности взимать дополнительные штрафы и платежи, но начали контролировать степень рисковости банковских портфелей", - отмечает аналитик. При этом сам спрос на кредиты, несмотря на общий рост просрочек по ним, не сократился.

Господин Сергиевский советует вообще не брать потребительских кредитов. "Человек может обойтись без очень многих вещей, которые реклама и общественное мнение преподносят как остро необходимые. Лучше попользоваться некоторое время вышедшим из моды сотовым телефоном и поездить на старой машине, чем потом отказывать себе в самом необходимом, - считает он. - А для того, чтобы жить лучше, нужно больше зарабатывать, меньше тратить и грамотно инвестировать то, что остается". Владимир Сергиевский считает, что кредит имеет смысл брать лишь тогда, когда можешь вложить деньги и получить доход выше, чем ставки по кредиту. Некоторое исключение, по его мнению, можно сделать для образовательных и ипотечных кредитов, поскольку на эти цели часто не удается накопить денег даже очень упорным трудом. Но и тут надо внимательно изучить условия кредитования и поискать наилучшее предложение на рынке.

Галина КИРИЛЛОВИЧ
e-vid.ru

20.05.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Эволюция дизайна. От теории к практике

Эволюция дизайна. От теории к практике
Эволюция дизайна. От теории к практике. Издание фиксируется на фундаментальных аспектах и принципах дизайна, показывает, как профессионалы пользуются этими принципами, чтобы принимать креативные решения, в результате которых получается выразительная и эффективная визуальная коммуникация. Анализ реализованных проектов демонстрирует воплощение визуальных принципов дизайна, обсуждаемых в академичном, образовательном контексте. Читатели поймут как изображение, шрифт и цвет работают вместе для воплощения общей концепции проекта. Работы графических дизайнеров можно встретить во многих книгах, но только в некоторых дается тщательный, скрупулезный анализ концепции, стратегии, визуальных приемов, которые использовал дизайнер для решения тех или иных проблем. В результате просмотра иллюстрированных альбомов читатель получает поверхностное понимание того, как проект был реализован. В издании не только показываются интереснейшие работы, но и анализируется использование принципов дизайна необходимых для достижения коммуникативных целей. «Эволюция дизайна» - это курс повышения квалификации по темам: форма, цвет, шрифт, изображение и макет - пяти основным областям, в которых дизайнеру постоянно требуется совершенствоваться. Книга показывает, как использовать теорию на практике. В ней наглядно продемонстрированы 40 практических примеров, которые проведут вас от стратегии к концепции, от наброска к макету и, в конце концов, к непосредственному производству и печати. О вдохновении, рабочем процессе, придумывании разных подходов и креативном решении возникающих проблем расскажет целый интернациональный отряд профессиональных дизайнеров. Тимоти Самара - графический дизайнер, живет и работает в Нью-Йорк Сити: преподает, пишет книги, читает лекции, консультирует в STIM Visual Communication. Семнадцать лет посвятил брэндингу и информационному дизайну, в рамках которого участвовал в самых разных проектах: печать, упаковка, среда, дизайн интерфейса для пользователей и анимация. Он работал главным арт-директором в компании Ruder Finn Design - крупнейшей PR-компании в Нью-Йорке, арт-директором в Pettistudio, небольшой много  дисциплинарной дизайнерской фирме; до того, как переехать в Нью-Йорк, Самара исполнял обязанности директора департамента Physiologic в северном пригороде Нью-Йорка. В 1990 году окончил Университет гуманитарных наук в Филадельфии. В данный момент мистер Самара преподает в School of Visual Arts, NYU, Parson School of Design, Purchase College и Parson School of Design и до текущего момента опубликовал пять книг, все напечатанные издательством  Rockport Publishers: «Создавая и ломая сетку», «Типографика цвета. Практикум», «Дизайн публикаций. Практикум» и недавно изданная «Структура дизайна. Стильное руководство». Мистер Самара живет в соседнем с Бруклином Вилльямсбурге - через реку от Манхэттена.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

07.03.2025 - 03:08
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация