Репортажи

Жестокая самоэкспертиза

Жестокая самоэкспертизаСобравшийся на очередное заседание Экспертный совет по рекламе при комитете Государственно Думы по экономической политике и предпринимательству, кажется, понял, для чего он существует.

Если уж никак не унять стремления властей прижучить рекламу запретами и ограничениями, то можно, хотя бы заняться подсчетом убытков, кои и предъявить, заглядывая в очи. И если предержащие  веки будут открыты, поделиться поправками к законам.

Заседание вскрыло несколько противоречий в жизни рекламной индустрии

1.Естественная стабилизация или вынужденный спад?

Свой доклад на основе исследований АКАР и АЦВИ о текущем и будущем (до 2012 г) состоянии медиарекламного рынка Сергей Васильев («Видео-Интернэшнл») назвал «умеренно-оптимистическим». Не смотря на то, что по прогнозу экспертов, в ближайшие годы рост рекламного рынка в России будет постепенно замедляться и к 2012 г. составит порядка 8%, процесс этот - естественный, так как рынок рекламы перешел сегодня  из стадии бурного роста с нулевого уровня девяностых в стадию насыщения. Особенно баланс спроса и предложения характерен для такого древнего и затратного сегмента, как телереклама. Увеличение цен на рекламу на центральных каналах в 2008-2009 г. составит  20-25%. А бурный рост, пик которого пришелся на 2007 г.,  будет продолжаться в Интернет-рекламе. Но и тут к 2012 г. будет достигнут средний, естественный прирост порядка 29%. В целом же распределение медиарекламных бюджетов по сегментам, исключая увеличение от 2 до 6% доли Интернет, существенно не изменится.

«Также, - говорится, в докладе, на динамику рынка оказывают влияние законодательные и административные ограничения». Имеется в виду новый закон о рекламе (2006), второй этап действия которого вступил в силу с начала нынешнего года. Закон сократил допустимый объем телерекламы с 15 до 9 минут в час и, соответственно, суммарное количество GRP на 27%, причем 80%  последнего пришлось на prime time. В результате:

  • увеличились цены на рекламируемые с помощью телерекламы продукты (цена самой телерекламы взлетела на 55%);
  • снизилась конкуренция (мелкий и средний бизнес уступил место «нефтяным деньгам»);
  • реклама, скомпонованная в новые, более продолжительные по времени, блоки продолжает, наряду с анонсами, безо всякого предупреждения вторгаться в художественную ткань фильмов и телепрограмм.

Урезав телерекламу, Россия вышла на второе место по объему после Киргизии и Узбекистана.

Грустный акцент этой части доклада усилил Сергей Коптев (Public Group Media Eurasia). Его аргумент: прогнозируемые 8 % роста медиарекламного рынка в 2012 г. демонстрируют отставание от предполагаемого экономического роста при ничтожно малом количестве новых рекламодателей. «Реклама нуждается в активной защите!», - резюмировал докладчик. В тон ему было замечание Сергея Пискарева («Газпром-медиа»): всякие ограничения, если они только не касаются правдивости рекламного сообщения, усугубляют нефтяной, экспортный, монопольный акцент экономики, тогда как в развитых странах доля внутреннего рынка, малого и среднего бизнеса, составляет порядка 65% экономики. В этом направлении движется и Восточная Азия. В Европе, как только стали очевидны материальные угрозы от запретов на рекламу, в законодательство были введены необходимые поправки. Мы же, не достигнув Европейского уровня, ставим себе грабли. «Эти вопросы поднимались на Совете в прошлом году, но нас не услышали!», - посетовал докладчик.

2.Индустриальный аудит или жалобы потребителя?

Одно из самых популярных из прозвучавших на Совете предложений звучит примерно так: создать рабочую группу, которая бы занялась инвентаризацией рекламного законодательства и индустриальным аудитом с целью прогноза воздействия всей полноты запретов на дальнейшую экономическую ситуацию. При этом ряд спикеров призвали критически относиться к эмоциональным замечаниям обывателя. Так, Алексей Поповичев («РусБрэнд») привел высказывание профессора психологии МГУ о том, что рекламу «Фольксваген Пассат» стоит признать социально вредной, так как значительная часть аудитории не может сегодня позволить себе такой машины. Вместе с тем, реклама - один из двигателей материального прогресса, в том числе для малоимущих.

Противоположную точку зрения высказал  Владимир Макаров (Комитет рекламы, информации и оформления г. Москвы), предложив членам экспертного совета, на манер московских чиновников, хоть разок в месяц посидеть у телефона горячей линии и послушать жалобы на жестокую конкуренцию слоганов с поэзией и рекламных щитов с памятниками. Он посоветовал, не взирая на скандальность круглых столов с участием потребителей, приглашать их хотя бы раз в году - для сохранения чувства реальности. А Сергей Железняк (ныне депутат ГД и член партии «Единая Россия») счел необходимым распространить закон о правах потребителя на информационный, в частности, рекламны, рынок.

3.Саморегуляция или элементарное выполнение законов?

По мнению членов Экспертного совета, он мог бы стать органом индустриальной саморегуляции, которая в состоянии сама налагать на себя ограничения, выявляя точки риска заранее и не дожидаясь инициативы законодательных и исполнительных служб. Одной из таких точек является, например,  реклама прерывания беременности в подростковой аудитории.

Сергей Железняк призвал совет к единству терминологического ряда, разработке стандартов взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком,  четкой аргументации будущих поправок к законодательству.

Однако, как справедливо заметил Владимир Мединский (Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству), законы не могут стимулировать развития, их функция - прояснять и ограничивать рыночную стихию. Важно не сколько свободы дает тот или иной закон, а не оставляет ли он лазеек для мошенников? Яркий пример  - закон об ограничении телерекламы, не говоря уже о том, что многим рекламистам закон просто не писан. Скажем, запрет рекламы табака на транспорте ФАС может легко интерпретировать чисто лингвистически: «на транспорте» нельзя, зато «в транспорте» можно. Казино «Метелица» легко превращается в клуб «Метелица», где как шла реклама игорного бизнеса, так и идет. Та же история с рекламо-мобилями.

Неопределенности в ситуацию добавил Дмитрий Коробков (группа маркетинговых коммуникаций «АДВ»), в очередной раз, правда, более уверенно пообещав, наконец, издать кодекс рекламиста как орудие будущей саморегуляции. Впрочем, в России, как просветил совет Дмитрий Бадалов (консалтинговое агентство «ФЕНЕК1»), есть две законодательно оформленные саморегуляции - независимая от государства и зависимая, под высшим наблюдением. Так как мы будем жить?

4. Социальная реклама: государство или я?

Социальная реклама - наша головная боль. Денег на нее никто давать не хочет, так как никаких конструктивных идей, кроме модификаций «единой» гос-идеи на рекламном рынке, видимо не носится. Питаясь выборами, как ночной вампир, «социалка» в мирное время занимается бог ведает чем, заслоняя дыры на непроданных рекламных площадях. Не взирая на свой особый характер, она пестрит логотипами благодетелей, сводя на нет и без того низкое доверие публики.

Помимо предложения выяснить для себя, наконец, что же такое социальная реклама - госзаказ или частная инициатива, среди  высказанных на Совете предложений запомнились несколько:

  • разработать четкие нормы для социальной рекламы в рекламном законодательстве;
  • запретить прямую демонстрацию зависимости социальной рекламы от спонсоров (государственных и коммерческих организаций, а также торговых марок), поощряя частных благотворителей материальными льготами;
  • разрешить увеличение времени социального ролика до 60 сек., и сделать распространение социальных 5% в рекламе СМИ безвозмездным и не подпадающим под рекламные ограничения;
  • определить централизованный порядок заключения договора (через одного подрядчика);
  • установить ответственность для федеральных СМИ за необоснованный отказ от размещения  социальной рекламы.

Естественно, всплыл вопрос о деньгах и идеях. На это нашлось две модели - британская (когда специальный орган  ежегодно предлагает несколько тем с соответствующим, видимо,  госфинансированием) и германская (недавняя кампания «Ты- немец» собрала множество энтузиастов и не стоила государству ни копейки).

Так что можно выбирать. Разница лишь в том, что спец органа, кроме Экспертного совета при Комитете по рекламе да самого Комитета, у нас нет. Исчез и опыт - кроме политпропаганды, от которой нынче все сильнее «Русью пахнет». И нет тех самых инициаторов, которые без задних мыслей о логотипе отдадут хоть копейку хоть на какую-нибудь идею. За редким исключением.

Юлия Квасок
Advertology.Ru

17.04.2008

на печать


Комментарии

Андрей
18.04.2008 21:52 | сообщение #1
 

Есть одна важная вещь: конечно, необходимо думать об интересах рекламной инудстрии, однако не надо забывать, ЧТО рекламируется. Так вот, я не думаю, что если у рекламщиков есть зоть капелька совести, они будут "поправлять" свои доходы за счет расширения рекламы водки, пива, табака. Я думаю, никто не будет спорить какую роль играет реклама в распространении пивного алкоголизма, когда пиво "Балтика" начинается восприниматься так естественно как бутылочка лимонада. Любой пивняк вам скажет, что продажи пива четко зависят от температуры, а это говорит о грустном: пиво=прохладительный напиток (эта мысль сидит в головах потребителей неспроста, а из-за рекламы. Ну, и я думаю, что государству не стоит опускаться и менять опять закон о рекламе в угоду пивного лобби в лице Бримана из-за 23 млн рублей, которые компания "Балтика" (кстати, принадлежит датской Carlsberg) "пожертвовала" на российский футбол (то, что "Балтика" получила миллиарды налоговых льгот и экономии на пивных акцизах - это факт, но уже другая история).

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

17.02.2025 - 20:10
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация