Статьи

Налоги от рекламы не дают спать спокойно

Размещение вывески, информационная почтовая рассылка, объявление в газете, спонсорская помощь. Должна ли фирма, совершающая эти операции, начислить налог на рекламу? Можно ли увеличить затраты? Когда надо вычитать НДС№ Далеко не всегда на эти вопросы можно найти однозначный ответ. Многое зависит от деталей и подробностей каждой сделки

Неналоговая вывеска

Всем известно, что вывеска - это информация об организации, размещенная перед входом в здание. Но неясно, считается ли она рекламой, определение которой дано в статье 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ "О рекламе" и со стоимости которой надо платить налог? Налоговики часто отвечают на этот вопрос утвердительно, говоря, что вывеска содержит сведения о предприятии, а кроме того, способствует привлечению клиентов и обычно представляет собой плакат, стенд или световое табло. Эти носители в пункте 1 статьи 14 закона № 108-ФЗ упоминаются как реклама. Но чиновники не учитывают, что основная цель рекламы - формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, а также способствовать реализации продукции и идей (ст. 2 закона № 108-ФЗ). Вывеска хотя и отвечает этим требованиям, но главное, для чего она служит, публикация тех данных, что нужно сообщать потребителям в соответствии с законодательством (см. п. 1 ст. 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей"). То есть бизнесмены должны размещать ее вне зависимости от желания расширить клиентуру. А это уже не реклама, утверждают судьи в пункте 18 обзора споров о рекламе (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. № 37). Там сказано, что сведения, которые фирмы обязаны распространять, "не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске". Следовательно, налог на рекламу не платится 1 .

Вывеска, стоящая более 10 тысяч рублей, - амортизируемое имущество (п. 1 ст. 256 НК РФ), стоимость которого ежемесячно уменьшает облагаемую прибыль. Причем срок полезного использования налогоплательщик должен установить самостоятельно, так как в классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, подобный объект не упоминается. Более дешевые вывески, равно как дополнительные затраты, с ними связанные, списываются в расходы единовременно.

НДС, уплаченный при приобретении вывески, можно отнести к вычету после оплаты и постановки на учет, а налог по монтажным работам - в момент начала начисления амортизации в налоговом учете (п. 6 ст. 171 и п. 5 ст. 172 НК РФ). Поскольку работы по монтажу вывески не являются строительно-монтажными, в случае их выполнения силами организации объект для начисления НДС, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, не возникает. А вот проблемы с вычетом могут появиться. Налоговики думают, что если оборудование надо монтировать, НДС можно вычесть только когда по основным средствам будет впервые начислена амортизация (п. 44.2 Методических рекомендаций по НДС). На это можно возразить, сказав, что "отсрочка" вычета предусмотрена лишь по строящимся основным средствам, а не по монтируемым. Это видно из пункта 6 статьи 171 и пункта 5 статьи 172 НК РФ, а также из постановления Президиума ВАС РФ от 24 февраля 2004 г. № 10865/03. Кроме того, вывеска - это не оборудование, которым признаются "устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию" (из Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359).

О листовках и рассылке

Один из наиболее известных способов рекламы - распространение информации, как из "рук в руки", так и по рассылке. Здесь плательщики часто ошибаются и допускают ошибки, например, уменьшая прибыль на все затраты, связанные с изготовлением листовок.

Олег Хороший ,
заместитель руководителя департамента налогообложения прибыли МНС России:

- Если бы налогоплательщик доказал, что листовки подходят под определение каталога или брошюры, то расходы на их изготовление можно было бы полностью списать на уменьшение доходов. Но сделать это трудно, если не сказать невозможно, поскольку по Общероссийскому классификатору продукции эти виды изделий имеют разные коды. Раз так, мы исключим стоимость листовок, превышающую 1 процент от выручки, из затрат предприятия. Также в нормируемые издержки попадают расходы на доставку брошюр и каталогов. Ведь по пункту 4 статьи 264 НК РФ полностью учитываются только затраты на их изготовление.

Впрочем, рассылку каталогов, брошюр и листовок по определенным адресам некоторые вообще не считают рекламой. Например, ФАС МО в постановлении от 18 февраля 2002 г. № КА-А40/418-02 указал, что в этом случае информация доводится до конкретных потребителей, а реклама предназначена для "неопределенного круга лиц" (ст. 2 закона № 108-ФЗ). Раз его нет, то нет рекламы и налога на нее. Письмо столичного УМНС от 24 ноября 2003 г. № 26-12/ 65176 как бы дополняет решение суда. Налоговики уточняют, что "затраты организации... на изготовление и почтовую рассылку... заранее определенному кругу потенциальных покупателей" не считаются рекламой, стоимость которой уменьшает прибыль (подпункт 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ). Фискалы утверждают, что если в отправляемые письма вкладываются образцы договоров, то затраты полностью списываются, как прочие издержки, связанные с заключением договоров, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Тот же подход по аналогии применим, если договоры не прилагаются, но приведены условия, важные для их оформления, к примеру цена товара или место его продажи. Конечно, такой способ учета затрат выгоден для налогоплательщиков, но есть одна проблема - и налоговики, и судьи используют термин "неограниченный круг" получателей, а он нигде не расшифровывается. Поэтому возможны споры с чиновниками, а чтобы их избежать, стоит разграничивать расходы (см. табл.).

Объявление в СМИ – реклама?

Оплата услуг СМИ обычно вызывает мысли о рекламе. Однако размещение информации в прессе или на телевидении не всегда носит рекламный характер. Пример тому - публикация бухгалтерской отчетности акционерных обществ и кредитных организаций (письмо УМНС по г. Москве от 17 июля 2000 г. № 03-12/30926). Суд не признал рекламой и объявления о приеме на работу, поскольку они не способствуют продаже товаров, работ и услуг (постановление ФАС МО от 15 сентября 2003 г. № КА-А40/6818-03)2. Отметим, что затраты на размещение подобной информации принимаются в полной мере на основании подпунктов 20 и 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

В общем, предприятию не нужно платить налог на рекламу, если в СМИ появились статьи или передачи о деятельности компании, объявления о собраниях акционеров, интервью с работниками и т. д. Но если средства массовой информации поведают о реализации товаров или услуг с упоминанием торговой марки или сообщат о проводимых акциях, изменении ассортимента и т. д., то такие объявления считаются рекламными. Значит, фирма должна начислить налог со своих затрат на публикацию сообщений.

Когда платить налог на рекламу

Допустим, вы выяснили, что база по налогу на рекламу есть. Но возможна ситуация, когда уплату налога нужно отложить. Это происходит, например, если тираж листовок напечатан, но не роздан прохожим. Или изготовлен рекламный щит, который пока не вывешен на улицу. Есть и другие примеры: сувенирная продукция, предназначенная для вручения клиентам, временно хранится на складе или оплаченный рекламный сюжет по техническим причинам не вышел в эфир.

Очевидно, что налога на рекламу здесь пока нет, потому что информация не была передана "неограниченному кругу лиц". Этой точки зрения придерживаются и налоговики в письме УМНС России по г. Москве от 10 ноября 2002 г. № 23-10/6/63941. Оно основано на столичном законодательстве, но мы считаем, что его могут применять все плательщики. Ведь по статье 2 закона № 108-ФЗ рекламой признается распространяемая информация. Нет распространения - нет и рекламы. НДС со стоимости различных услуг (например, публикации объявлений в СМИ либо телевизионной рекламы) можно вычесть только когда они будут оказаны. Пока этого не произошло, подобные перечисления считаются авансом, налог по которому не уменьшает долг перед бюджетом. А вычет по НДС по приобретенным и оплаченным товарам (листовки, буклеты, щиты и так далее) можно произвести, так как это имущество уже оприходовано, и в дебет 68-го счета можно списывать входной налог по ценностям, что будут использоваться для облагаемой деятельности (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Стоимость неоказанных услуг нельзя учитывать и определяя налог на прибыль. А вот как быть с различными буклетами и каталогами - вопрос спорный. Многие считают, что фирмы, работающие по методу начислений и получившие подобные материалы, могут сразу включить их стоимость в затраты, поскольку расходы на покупку рекламной продукции уже произведены. При этом налогоплательщики заявляют, что буклеты и каталоги - материалы, которые не образуют основу продукции, а значит, списываются сразу как косвенные расходы. Но мы так не думаем, да и налоговики против подобного учета (письмо УМНС России по г. Москве от 16 мая 2003 г. № 26-12/26600). Ведь о различных рекламных листках упоминается не в статье 254 НК РФ "Материальные расходы", а в подпункте 28 пункта 1 статьи 264, а из него косвенно следует, что прибыль уменьшают уже произведенные рекламные издержки, а не будущие. Так что мы не советуем уменьшать прибыль до тех пор, пока вы не израсходуете рекламные бланки.

1 Утверждение суда можно применить и к упаковке товаров. То, что с ее стоимости тоже не надо платить налог на рекламу, следует из письма УМНС России по г. Москве от 15 сентября 2003 г. № 26-12/50798.

2 У кадровых агентств рекламой признаются объявления о вакантных должностях, имеющихся у их клиентов. Так сказано в письме УМНС России по г. Москве от 14 апреля 2003 г. № 23-10/4/20157. Чиновники считают, что в этом случае плательщики продвигают свои услуги и обязаны платить налог.

Таблица Учет расходов на рассылку

Ситуация

Как учитывать затраты

Листовки, буклеты, каталоги, рассылаются тем, с кем вы уже сотрудничали. В них приводятся сведения о фирме

Затраты списываются полностью на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Налог на рекламу не начисляется, поскольку круг потребителей ограничен

Информация рассылается по базе, имеющейся у вас или у иной фирмы, занятой рассылкой рекламы. В базе приведены не только адреса потенциальных клиентов, но и других лиц. Вы не дали официальный приказ отправлять рекламу только определенным получателям

Неясно, как отражать данные расходы, поскольку не разъяснен термин "определенный круг клиентов". На наш взгляд, налоговики могут признать подобные расходы рекламными и заставить начислять налог, что лучше и сделать. Но тогда плательщик вправе заявить, что круг адресатов неопределен и учесть затраты при налогообложении прибыли, как рекламные. Значит, стоимость изготовленных брошюр и каталогов списывается полностью, а все затраты на их отправку нормируются, как и издержки на производство листовок. Также лучше поступать, если вы рассылаете информацию по произвольно выбранным адресам в вашей базе, не выделяя потенциальных клиентов

Рассылается информация, в которой нет условий для заключения договоров, например, описывается товар, но не сказано, сколько он стоит и как его купить

Если вы заявите налоговикам, что отправляете информацию определенному кругу адресатов, то прибыль уменьшить не удастся. Показав, что рассылка направлена на неопределенный круг, вы сможете списать расходы как рекламные (см. ситуацию 2), но придется начислить налог на рекламу

Николай Литвинов, директор департамента аудита и консалтинга ООО "Я.Н.С. Аудит"
Журнал "Двойная запись"

19.08.2004

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

09.01.2025 - 12:52
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация