Не прибыли ради, а имиджа для

Уже более ста лет производитель автопокрышек Michelin издает дорожные карты, путеводители и знаменитый ресторанный гид Guide Michelin. Малоприбыльная с экономической точки зрения издательская деятельность стала для концерна важным направлением имиджевой деятельности.
Французы отличаются бережным отношением к традициям, и шинный концерн Michelin не исключение. Вот уже 108 лет подряд эта семейная компания издает дорожные карты, путеводители и знаменитый ресторанный гид Guide Michelin. Доля выручки этого подразделения менее 0,5%, и с экономической точки зрения значения для Michelin не имеет, ведь в 2007 году ее оборот составил почти 17 млрд евро. Однако в качестве имиджевого продукта бизнес с картами и книгами для концерна, напротив, крайне важен. Именно поэтому Michelin и планирует усиление своего мини-подразделения. «Сейчас этот сектор проходит этап консолидации, а значит, есть возможности новых приобретений», - рассказывает Кристиан Делэй, который отвечает в концерне за бизнес с картами и ресторанными звездами.
Ежегодно в мире продается карт на 500 млн евро, а только в Европе - на 250 млн евро, причем объемы этих продаж имеют тенденцию к снижению. Виновато в этом распространение навигационной системы GPS, из-за чего продажи карт сокращаются в среднем на 3% в год. Поэтому-то известное немецкое общество автолюбителей ADAC и приняло решение о продаже специализирующейся на выпуске карт своей «дочки» - издательства CartoTravel Verlag (150 сотрудников, оборот 24 млн евро) компании MairDumont (бренды Falk, Marco Polo, Baedeker, DuMont. - РБК daily). Кстати, Michelin, который в Европе занимает второе место вслед за лидером рынка MairDumont, тоже боролся за «дочку» ADAC, но безуспешно.
Впрочем, бум на рынке навигаторов, похоже, не коснулся продаж путеводителей. «Мы еще никогда не продавали такое количество путеводителей, как в 2007 году», - не скрывает радости Кристиан Делэй. С прилавков было сметено 1,3 млн путеводителей и целый миллион экземпляров знаменитого ресторанного гида Guide Michelin. Когда Андре Мишлен издал в 1900 году этот гайд впервые, он совсем не собирался устанавливать какие-то кулинарные стандарты. Просто он хотел облегчить жизнь тремстам французским автовладельцам. Ввиду их малочисленности государство внимания им совершенно не уделяло. Именно господин Мишлен стал тем, кто ввел во Франции единое наименование улиц и даже начал за свой счет устанавливать таблички с их названиями. Гид, который он придумал, стал автомобильным атласом, содержащим рекомендации и характеристики гостиниц и ресторанов, что должно было облегчить жизнь путешественника.
Сегодня Guide Michelin в традиционно красной обложке стал библией гурманов. Сейчас выпускается даже специальное издание для Токио: его первый тираж в 80 тыс. экземпляров разошелся буквально за два дня. В целом дегустаторы концерна Michelin наградили рестораны и суши-бары японской столицы 191 звездой. Теперь Токио - город, обладающий наибольшим количеством звезд от Michelin. Интересно, что, как и сто лет тому назад, концерн хранит по поводу деталей работы своих дегустаторов таинственное молчание. «В разных странах мира мы имеем 80 инспекторов, каждый из которых проводит 240 дегустаций ежегодно», - говорит г-н Делэй, подчеркивая, что независимый тест возможен лишь в случае, если дегустаторы сохраняют инкогнито. Именно поэтому список инспекторов Michelin хранится в строжайшей тайне.
Скандалы, типа публикации книги проработавшего 16 лет в качестве инспектора-дегустатора на Michelin Паскаля Реми, не смогли лишить библию гурманов ее нимба. Автор появившейся четыре года тому назад книги обвинил Michelin в том, что тот создал из лучших поваров и кулинаров своего рода касту неприкасаемых, получение звезд которым всегда гарантировано. «Эта книга никакого влияния ни на нашу выручку, ни на методы работы не оказала», - невозмутимо констатирует Кристиан Делэй.
rbcdaily.ru
28.03.2008
Комментарии
Написать комментарий