Тимоти Белл займется пиаром белорусского государства
Впервые за всю историю существования независимой Беларуси она публично обратилась к профессиональному пиарщику за помощью в улучшении своего имиджа. Работавший с Маргарет Тэтчер и Борисом Березовским член британской Палаты лордов Тимоти Белл надеется получить за свою работу «миллионы долларов» в течение последующих нескольких лет.
13 марта Тимоти Белла принял у себя в резиденции Александр Лукашенко. Встреча носила подчеркнуто политический характер, на взаимоотношения по схеме «заказчик - исполнитель услуг» не указывало ничто. Глава государства заявил, что рассчитывает на «активное развитие отношений с Великобританией», а Белл станет «послом доброй воли» в этом деле.
Белл выставлялся как представитель законодательной власти, а не как один из наиболее влиятельных политических пиарщиков в своей стране. И лишь в комментариях самого Белла чувствовался его не политический, но профессиональный интерес к Беларуси. Лорд Белл заявил, что«на информационных интернет-ресурсах очень много двуличных и лицемерных комментариев» в отношении Беларуси. «Предстоит серьезная работа, чтобы это исправить», - сказал он. Исправлять это он взялся еще на территории Беларуси, дав интервью правительственному агентству, в котором отметил «достаточно высокий уровень развития экономики Беларуси», «достойный уровень зарплаты».
Подробности его визита в Минск стали известны буквально через несколько дней, когда 18 марта вышло интервью Белла Moscow Times. Оказалось, что беседа президента и пиарщика «затянулась из-за того, что время от времени переводчики не знали, как переводить». Глава государства хотел услышать от пиарщика, «как его компания Bell Pottinger собирается продать бывшую советскую республику Западу». Конкретные методы рекламы Белл раскрыть отказался,«но открыл секрет, сказав, что, по словам Лукашенко, Беларусь - страна, которая готова пойти на многое, чтобы ее рассматривали как открытую». В интервью Moscow Times Белл сказал, что «Лукашенко не видит причин, почему бы Беларусь не могла стать одновременно другом и Запада, и России».
Издание обратило внимание на то, что Белл был советником в трех удачных предвыборных кампаниях Маргарет Тэтчер, обслуживал интересы опального олигарха Бориса Березовского и раскручивал скандал вокруг «дела Литвиненко». По поводу дружбы с Березовским Белл сказал: «Я знаю, что нам бы и не предложили контракт бывшие сотрудники КГБ, но даже если бы это случилось, мы бы отказались». В случае с официальным Минском Белл никакой проблемы не видит. По его мнению, можно гордиться «работой по отмене политики изоляции», тем, что дан «зеленый свет» открытию офиса Еврокомиссии в Минске.
Впрочем, главная фраза интервью Белла Moscow Times - то, что на белорусском контракте «компания заработает миллионы долларов за следующие несколько лет». Эта фраза облетела большинство сетевых СМИ и вызвала, мягко говоря, недоумение.
«БелГазета» связалась с Тимоти Беллом на следующий день после выхода интервью в Moscow Times, 19 марта, но тот, видно, посчитал, что этого интервью пока достаточно. «Я не думаю, что целесообразно давать интервью до тех пор, пока мои предложения не будут утверждены», - заявил лорд Белл, уточнив, что окончательное утверждение должно состояться через две недели.
Тем временем Беларусь продолжает активно улучшать свой имидж на Западе. 20 марта Александр Лукашенко дал интервью Австрийскому агентству прессы. Обращает на себя внимание, что в последнее время основными интервьюерами белорусского президента являются западные, а не российские журналисты. «Демократия в Беларуси такая же, как и в Австрии, один к одному, демократические ценности находятся у нас на таком же уровне», - заявил президент. Уже на следующий день генсек австрийского филиала Amnesty InternationalГайнц Патцельт назвал это заявление «полным абсурдом», подвергнув критике ситуацию с правами человека в нашей стране.
Очевидно, что белорусский имидж на Западе стоит улучшать. Очевидно и то, что по сравнению, например, с имиджем России, в которой и политзаключенных больше, и внешняя политика более конфликтная, имиджевый рейтинг Беларуси явно занижен искусственно. Однако существуют все основания для того, чтобы сомневаться в эффективности PR-подхода в исправлении этого имиджа. Предложение контракта Беллу - абсолютный аналог организации визитов российских региональных журналистов в Беларусь. Но от того, что в некоторых западных газетах появятся заказные статьи, восхваляющие экономические успехи нашей страны, вряд ли МОТ рекомендует ЕС отменить санкции, а США разморозят активы «Белнефтехима». Как бы хорошо ни думали о Беларуси читатели газет, решения в данном случае принимают политические элиты. Работать с ними - задача МИД. А пиаром внешнюю политику не подменишь.
Белл выставлялся как представитель законодательной власти, а не как один из наиболее влиятельных политических пиарщиков в своей стране. И лишь в комментариях самого Белла чувствовался его не политический, но профессиональный интерес к Беларуси. Лорд Белл заявил, что«на информационных интернет-ресурсах очень много двуличных и лицемерных комментариев» в отношении Беларуси. «Предстоит серьезная работа, чтобы это исправить», - сказал он. Исправлять это он взялся еще на территории Беларуси, дав интервью правительственному агентству, в котором отметил «достаточно высокий уровень развития экономики Беларуси», «достойный уровень зарплаты».
Подробности его визита в Минск стали известны буквально через несколько дней, когда 18 марта вышло интервью Белла Moscow Times. Оказалось, что беседа президента и пиарщика «затянулась из-за того, что время от времени переводчики не знали, как переводить». Глава государства хотел услышать от пиарщика, «как его компания Bell Pottinger собирается продать бывшую советскую республику Западу». Конкретные методы рекламы Белл раскрыть отказался,«но открыл секрет, сказав, что, по словам Лукашенко, Беларусь - страна, которая готова пойти на многое, чтобы ее рассматривали как открытую». В интервью Moscow Times Белл сказал, что «Лукашенко не видит причин, почему бы Беларусь не могла стать одновременно другом и Запада, и России».
Издание обратило внимание на то, что Белл был советником в трех удачных предвыборных кампаниях Маргарет Тэтчер, обслуживал интересы опального олигарха Бориса Березовского и раскручивал скандал вокруг «дела Литвиненко». По поводу дружбы с Березовским Белл сказал: «Я знаю, что нам бы и не предложили контракт бывшие сотрудники КГБ, но даже если бы это случилось, мы бы отказались». В случае с официальным Минском Белл никакой проблемы не видит. По его мнению, можно гордиться «работой по отмене политики изоляции», тем, что дан «зеленый свет» открытию офиса Еврокомиссии в Минске.
Впрочем, главная фраза интервью Белла Moscow Times - то, что на белорусском контракте «компания заработает миллионы долларов за следующие несколько лет». Эта фраза облетела большинство сетевых СМИ и вызвала, мягко говоря, недоумение.
«БелГазета» связалась с Тимоти Беллом на следующий день после выхода интервью в Moscow Times, 19 марта, но тот, видно, посчитал, что этого интервью пока достаточно. «Я не думаю, что целесообразно давать интервью до тех пор, пока мои предложения не будут утверждены», - заявил лорд Белл, уточнив, что окончательное утверждение должно состояться через две недели.
Тем временем Беларусь продолжает активно улучшать свой имидж на Западе. 20 марта Александр Лукашенко дал интервью Австрийскому агентству прессы. Обращает на себя внимание, что в последнее время основными интервьюерами белорусского президента являются западные, а не российские журналисты. «Демократия в Беларуси такая же, как и в Австрии, один к одному, демократические ценности находятся у нас на таком же уровне», - заявил президент. Уже на следующий день генсек австрийского филиала Amnesty InternationalГайнц Патцельт назвал это заявление «полным абсурдом», подвергнув критике ситуацию с правами человека в нашей стране.
Очевидно, что белорусский имидж на Западе стоит улучшать. Очевидно и то, что по сравнению, например, с имиджем России, в которой и политзаключенных больше, и внешняя политика более конфликтная, имиджевый рейтинг Беларуси явно занижен искусственно. Однако существуют все основания для того, чтобы сомневаться в эффективности PR-подхода в исправлении этого имиджа. Предложение контракта Беллу - абсолютный аналог организации визитов российских региональных журналистов в Беларусь. Но от того, что в некоторых западных газетах появятся заказные статьи, восхваляющие экономические успехи нашей страны, вряд ли МОТ рекомендует ЕС отменить санкции, а США разморозят активы «Белнефтехима». Как бы хорошо ни думали о Беларуси читатели газет, решения в данном случае принимают политические элиты. Работать с ними - задача МИД. А пиаром внешнюю политику не подменишь.
27.03.2008
Комментарии
Написать комментарий