Фармацевтический рынок РФ удвоится к 2012г.
Лидеры аптечного рынка по количеству точек продаж и доли на рынке за последний год - "Аптека 36,6", "Ригла" (включая "03 Аптека"), "Мособлфармация", "Доктор Столетов", "Старый лекарь".
На фоне сделок слияния и поглощения эксперты предполагают, что аптечные сети "судорожно скупали", чтобы потом продаться иностранцам. Возможно, уже в этом году мы услышим о громких покупках наших торговых сетей иностранцами. Как считает директор по маркетинговым исследованиям компании "Фармэксперт Давид Мелик-Гусейнов, весь топ аптечных сетей, за исключением муниципальных аптечных учреждений, находится в зоне повышенного внимания крупных европейских розничных компаний, дистрибуторов. "Сейчас иностранцы испытывают к рынку осторожный оптимизм, но этот оптимизм будет нарастать. Покупать будут розницу, потому что дистрибуторы настолько дорогие, что покупку вряд ли кто-то сможет осилить. Только лидер может стоить около 3-4 млрд долл", - говорит он. Однако та форма аптечного ритейла, которая развивается в наши дни, - это форма симбиоза дистрибутора и ритейлера, только такое сотрудничество позволяет оптимизировать издержки компании. "Я не исключаю, что инвесторов привлечет весь комплекс. Потому что если инвестор приобретает аптечную сеть, то у него сразу же встает вопрос с логистикой", - дополняет С. Шуляк.
Стоит отметить, что отечественный фармрынок - один из самых цивилизованных рынков в нашей стране. Доля аптечных сетей на нем составляет 60%, остальное - несетевая розница. Как отмечают эксперты, на нашем рынке практически отсутствует нецивилизованный формат торговли лекарственными препаратами. Если аптечные киоски "на колесах" отнести к нецивилизованной торговле, то их доля на рынке составляет порядка 1-3% от общего объема фармрынка. Но не стоит забывать, что в передвижных пунктах лекарства стоят дешевле, там нет арендных, коммунальных платежей, работников первого стола, фармацевтов, труд которых тоже включается в стоимость лекарственных препаратов.
По мере развития фармбизнеса, аптечная розница переходит на открытые форматы торговли, по принципу супер-маркета, где потребители сами могут выбрать нужный им товар, что позволяют увеличивать чек покупок в аптеках. Переходя на смешанный или открытый формат торговли, аптеки все больше позиционирую себя как магазины для здоровья, куда приходят не за тем, чтобы им выдали лекарство по рецепту, а для того, чтобы улучшить качество жизни. В связи с этим аптечные сети делают ставку на развитие парафармацевтики или нелекарственной розницы, на которой аптека может заработать больше, чем на лекарственном рынке. Закон не ограничивает аптеки размерами торговых надбавок в отличие от лекарств. В структуре продаж аптечных сетей на долю парафармацию приходится 50%.
Еще одна из основных тенденций аптечной розницы - "аптечные бутики", в которых продаются дорогие лекарства и эксклюзивная косметика. В России этот формат торговли будет развиваться только в Москве и Санкт-Петербурге.
Судя по тем тенденциям, которые происходят на рынке, участники рынка видят будущее за аптечными сетями. По маркетинговым исследованиям, 73-80% рынка через два года будут занимать аптечные сети. Что касается единичных и мелких аптек, то они останутся на рынке, если будут работать в нишевых сегментах, специализируясь на заболеваниях или ориентируясь на определенную потребительскую аудиторию. Не исключено, что аптеки традиционного формата останутся популярными у старшего поколения людей.
21.03.2008
Комментарии
Написать комментарий