Российские потребители устроят ИТ-брендам тотальную проверку
Эта общественная организация, созданная в 2005 г., успела снискать некоторую известность участием в потребительских судебных процессах против «Вымпелкома», Coca-Cola, HP и Samsung.
Поводом к судам с производителями техники были нарушения против установленных в России гарантийных правил, которые HP допустила в отношении ремонтов КПК, Samsung - в отношении принтеров, а «Вымпелком» при сервисном обслуживании мобильных телефонов.
В «Федерации» рассказывают, что Samsung предпочел урегулировать иск в досудебном порядке, а по искам «Вымпелкома» и HP суды вынесли решения, в отношении «неопределенного круга потребителей». Это решение - редкий пример прецедента в российском праве, когда решение единственного суда становится обязательным для схожих случаев на всей территории страны.
Новой акцией «Федерации» по защите отечественного потребителя станет кампания «Гарантийный талон», которая, по словам ее исполнительного директора Натальи Левиной начнется на будущей неделе. Лояльность производителей к российскому потребителю будет выявлена в два этапа. На первом из них эксперты будут проверять правил оказания гарантии на соответствие российскому законодательству, на втором - «Федерация» проведут мониторинг качества обслуживания сервисных центров с привлечением «таинственных покупателей» и анкетирования покупателей реальных.
Программой «Гарантийный талон» будет охвачено от 60 до 70 присутствующих на российском рынке марок электроники и бытовой техники. Как объяснила CNews Наталья Левина, в это число войдут бренды всех производителей, представленных на российском рынке, причем «Федерация» обещает каждому из них обеспечить равные и пристальные условия мониторинга.
Старший юрисконсульт «Федерации» Алексей Монахов считает, что в области защиты прав потребителей сложилась классическая ситуация, сложившейся, когда суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Хотя отечественное законодательство в этой сфере до сих пор считается одним из самых дружественных к потребителю и одним из самых жестких к производителю в мире, компании не боятся его нарушать.
Этот парадокс юрист объясняет крайне низкими санкциями, применяемыми к нарушителям закона. Например, при выявлении несоответствия условий гарантии производителя российскому законодательству, Кодекс административных правонарушений предполагает наложение на штрафа до 40 тыс. рублей. «Разумеется, при таком размере санкций, в России производителям пока выгоднее судиться с каждым недовольным в отдельности, в отличие от США, где 85% конфликтов с потребителями разрешаются компаниями в досудебном порядке».
Оснований надеяться на то, что положение дел изменится, очень мало, полагает Алексей Монахов. По поправкам к Закону о защите прав потребителей можно судить о силе производительского лобби в наших законодательных органах. «С большой вероятностью можно сказать, что при утверждении поправок лучше всего защищались интересы производителей автомобилей, продуктов питания, бытовой техники и электроники. Но и в остальных сферах производства лоббирование ощущается сильно», - заявил старший юрисконсульт «Федерации правовой помощи потребителям» корреспонденту CNews.
14.03.2008
Комментарии
Написать комментарий