Дым отечества
2007 год АМГ табачной отрасли выдался спокойным как никогда: повышение ставок акциза на продажи не повлияло; так и не был введен запрет на наружную рекламу сигарет и в печатных СМИ; массового сбора штрафов за курение в общественных местах не наблюдалось.
Соответственно основные показатели рынка в натуральном выражении сохранились на уровне 2005-2006 гг. Последние три года украинские табачники ежегодно производят около 110-120 млрд сигарет. За год в Украину официально импортируется 2,5 млрд сигарет, экспортируется - 6,5 млрд. Украинцы выкуривают 85-90 млрд сигарет в год: в среднем курильщик ежегодно тратит на дым более $100, покупая за год около 200 пачек.
Около 30 млрд «невостребованных» сигарет предприимчивые спекулянты в обход таможни вывозят в Европу.
Денежный оборот рынка за год увеличился более чем на 10%. С начала 2007-го в рознице табачная продукция подорожала на 5-7%. Основанная причина - инфляция и увеличение акцизов. Рынок в деньгах растет и по причине перехода украинцев на более дорогие ТМ. «Увеличивается доля дорогих международных марок. Быстро растет сегмент «тонких» сигарет, на него уже приходится 12,4% всех продаж», - объясняет заместитель генерального директора компании «Бритиш Американ Тобакко Украина» Олег Ясон. За пять лет доля недорогих сигарет средней стоимостью около 1,5 грн за пачку уменьшилась почти в полтора раза-до 54-55% рынка. В 2001- 2002 гг. на дешевые сигареты приходилось 75-80% продаж.
Как и прогнозировали Контракты летом 2007 года (№ 29 от 16.07.2007), покупка в начале 2007-го японской Japan Tobacco Inc. британской Gallaher почти за $15 млрд на перераспределении долей основных игроков в Украине не сказалась, при том что в стране появилась компания, доля рынка в СНГ которой сравнима с Филип Моррис. Gallaher принадлежали российские табачные фабрики «Лиггетт-Дукат» и «Донской табак» - в РФ и Украине продукция британцев лучше всего была представлена в нижнем (ТМ L&D) и суперпремиальном (ТМ Sobranie) сегментах. По словам Дмитрия Редько, директора по корпоративным связям компании «Джей Ти Интернешнл Украина» (дочка Japan Tobacco Inc.), операционная интеграция компаний уже завершена. Это означает, что в 2008 году объединенная компания будет бороться за первое место на украинским рынке с сегодняшним лидером - компанией «Филип Моррис Украина». «Менеджмент Джей Ти Интернешнл Украина занимался интеграцией и оптимизацией бизнес-процессов. В следующем году, скорее всего, будет оптимизирована линейка ТМ. Поэтому доля объединенной компании обязательно вырастет», - прогнозирует начальник аналитического департамента Pro-Consulting Group Александр Соколов.
Впрочем, руководство Филип Моррис Украина уверено, что лидерство компании - всерьез и надолго. «По данным AC Nielsen Украина, рыночная доля нашей компании за первые три квартала 2007-го приблизилась к 34%. Формула успеха Филип Моррис - сбалансированный портфель марок, развитая система доставки и продажи готовой продукции», - говорит Георгий Гивишвили, директор по маркетингу ЗАО «Филип Моррис Украина».
Борьба Филип Моррис Украина и JTI за лидерство на украинском рынке неизменно приведет к увеличению объемов потребления сигарет, считают эксперты. По их прогнозам, если не будет введен полный запрет на рекламу табака, в 2008-м внутреннее потребление в Украине составит 90-95 млрд сигарет. Кроме того, сохранится тенденция перехода курильщиков на более дорогие ТМ. По оценкам экспертов, в 2008 году денежный оборот табачного рынка увеличится на 14-15%.
26.12.2007
Комментарии
Написать комментарий