Новости

Несанкционированная реклама в метрополитене плодит криминал

На этой неделе депутаты Мосгордумы приняли новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях. В нем для недобросовестных бизнесменов, по заказу которых в вагонах и на эскалаторах метро расклеивается реклама, предусмотрено наказание в виде штрафа от 2 до 10 тысяч рублей.
Учитывая масштабы расклейки, это слишком мягкое, а потому неэффективное наказание. Несмотря на все увещевания, от, как правило, недостоверной информации, содержащейся в объявлениях, страдают тысячи доверчивых граждан. И не только страдают, но и сами втягиваются в криминальную орбиту. Корреспондент РБК daily лично в этом убедился.

Рекламные объявления в метро, которые расклеиваются в вагонах и на эскалаторах без разрешения руководства подземки, зачастую являются «лохотроном». В них обычно рекламируются незаконно оказываемые услуги и некачественные товары. Борьба с расклейкой рекламы в метро сводится к ежедневным рейдам работников метрополитена, срывающих объявления и изредка привлекающих пойманных с поличным расклейщиков к административной ответственности. Привлечь же заказчиков расклейки к какой-либо ответственности удается в исключительных случаях.

За прошлый год в московском метрополитене за незаконную расклейку объявлений, по официальным данным, было задержано всего около ста человек. Это капля в море. Метро буквально пестрит стикерами. В расклеиваемых объявлениях обычно содержатся предложения по трудоустройству и подработке, или оказании помощи в оформлении, или получении тех или иных документов. Часто встречаются призывы явиться на политический митинг, а также информация о клубных концертах не слишком раскрученных групп.

Позвонив по телефону, указанному в объявлении о помощи в получении регистрации и разрешении на работу в Москве, корреспондент РБК daily получил приглашение посетить офис, расположенный в районе станции «Комсомольская». Приятный женский голос сообщил, что все проблемы с временной регистрацией могут быть решены на полгода за сумму от 1000 рублей при условии наличия российского гражданства. В случаях с гражданами СНГ цена вопроса возрастает. Подъехать в офис, расположенный в доме, адрес которого не совпадает ни с одним адресом столичного паспортно-визового отделения, надо было, чтобы отдать ксерокопию паспорта, заполнить анкету и заплатить. А через пару дней готовую регистрацию уже можно было забрать. На прямой вопрос, не будет ли регистрация фальшивой, девушка ответила, что все законно и что регистрационные бланки у фирмы настоящие.

Заинтересовало корреспондента РБК daily и другое объявление лаконичного содержания: «Дипломы». Набрав номер телефона, корреспондент поинтересовался, может ли он приобрести диплом о высшем образовании в сфере торговли. Мужской голос ответил, что это в принципе возможно. Оговорить конкретный вуз и цену было предложено при личной встрече. Встречу назначили прямо в метро на станции кольцевой линии «Парк Культуры». На другие вопросы по телефону отвечать торговец «высшим образованием» не стал.

«Вероятность того, что приобретенный с рук диплом будет хоть сколько-нибудь похож на подлинный - чрезвычайно мала, - заявил корреспонденту РБК daily оперативный сотрудник одного из московских ОВД. - Скорее всего, это будет подделка низкого качества. Кроме того, в вузах номера дипломов регистрируются. А купленный по объявлению в метро диплом либо вообще будет не зарегистрирован, либо будет изначально зарегистрирован не на покупателя. Служба безопасности любой компании без проблем при желании сможет установить, что диплом фальшивый».

По мнению сотрудника милиции, «липовые» дипломы, к которым трудно придраться, приобрести можно лишь непосредственно в том или ином учебном заведении. Конторы-однодневки, предлагающие через объявления в метро за несколько дней зарегистрировать или ликвидировать фирму, тоже почти всегда обманывают доверчивых клиентов. Обман вскрывается очень быстро - после первого же опыта общения с контролирующими органами. А вот «левую» регистрацию идентифицировать сложнее, так как бланк и печать у нее обычно подлинные. Более того, продавцы регистраций зачастую инструктируют покупателей на предмет того, в каком именно паспортно-визовом отделе он ее получил. «К регистрации прилагается памятка, - заметил собеседник РБК daily. - В ней подробно описывается не только, где находится якобы выдавший регистрацию паспортно-визовый отдел, но и как добраться до указанного в ней места жительства».

Попытки корреспондента РБК daily найти работу посредством расклеенных в метро объявлений плодов не принесли. Позвонив по объявлению, сулившему работу в офисе за 1200 условных единиц в месяц, корреспондент РБК daily выяснил, что мужских вакансий у компании нет, и ей сейчас требуются исключительно девушки. В ответ на предложение корреспондента привести на собеседование свою якобы ищущую работу сестру, в трубке раздались короткие гудки. Видимо, в этом офисе девушкам приходится выполнять весьма специфические обязанности, исключающие возможность наличия у них способных устроить скандал или пожаловаться в милицию родственников.

Самое курьезное предложение по работе было сделано корреспонденту РБК daily в рекламном агентстве без названия. Сотрудник агентства рассказал, что в рамках рекламной кампании производителя бытовой техники надо будет 3 раза в неделю по 3 часа возить по определенному маршруту в метро вместе с напарником огромную коробку из-под холодильника известной марки. При этом в обязанности работников входит громкое обсуждение достоинства аппаратуры. Время от времени процесс анонимно будет контролироваться сотрудниками. За смену работник будет получать 1,5 тысячи рублей. Проезд также будет оплачиваться.

Другой компании требовались непосредственно расклейщики объявлений. Лучше - студенты. За 300-500 (в зависимости от объема) рублей в день в оговоренное время необходимо было расклеивать объявления на определенной ветке метро. На вопрос, что делать, если расклейщика задержат сотрудники милиции, ответ был дан исчерпывающий: «Не попадаться или дать 200 рулей, чтоб отстали». А поинтересовавшись, будет ли заключен между работником и работодателем какой-либо договор на бумаге, корреспондент напоролся на встречный вопрос: «А зачем? У нас все по-честному. Приезжай на собеседование и убедишься».

Именно в таком подходе кроется причина безнаказанности агентств, занимающихся расклейкой. Даже если задержанный расклейщик даст показания против работодателя, доказать, что он был нанят для расклейки, не удастся. Впрочем, по словам опытных расклейщиков, даже если какой-то договор подписывается - он все равно ничего не значит. Там указывается, что расклейка должна производиться на специальных досках объявлений. То есть там, где это можно делать легально. Но вот оплата производится по факту расклейки в метро. Агентства часто самоликвидируются и меняют адреса. Их принцип работы - набрать заказов у таких же, как они сами, фирм-однодневок, все быстро расклеить и уйти в тень. Порой даже не расплатившись с расклейщиками или расплатившись частично. Именно такой методикой работы объясняется отмеченный сотрудниками московского метрополитена волнообразный характер появления объявлений в метро. То густо, то пусто. Телефоны же (как правило, мобильные), которые указывают в объявления заказчики сомнительных рекламных компаний, регистрируются на подставных лиц. В результате концы найти очень трудно.

Эффективно бороться с расклейками можно, лишь законодательно приравняв такие действия к хулиганству и вандализму, а организацию процесса - к серьезному экономическому преступлению, считают эксперты. Соответственно, в тех регионах России, где есть метро, ответственность за такого рода деятельность должна быть ужесточена. Речь идет не об очередном увеличении штрафов. Пособников распространению мелкого криминала через объявления, необходимо отправлять за решетку. Хотя бы на короткие сроки.

Технически это можно было бы сделать, используя метод «контрольных закупок». В случае поимки за расклейкой активиста политической партии или движения, нести ответственность должен не только он лично, но и его альма-матер. Правда, только в том случае, если задержанный официально имеет к ней отношение. Возникновение прецедентов помогло бы сократить, если не ликвидировать рынок нелегальной расклейки рекламы. Слишком велики стали бы риски. Экономическая целесообразность проведения кампании по борьбе с объявлениями имеется. Ежегодно метрополитены РФ тратят на удаление объявлений миллионы рублей. Этими деньгами, учитывая в полный рост встающие перед мегаполисами транспортные проблемы, можно и должно распорядиться иначе.

Николай Ивашов
РБК daily

03.12.2007

на печать


Комментарии

ночной сыщик
27.11.2008 2:46 | сообщение #1
 

спасибо, хорошо написали. понятно

Букин
07.12.2008 19:00 | сообщение #2
 

Интересно, почему столько нелегальной рекламы именно в метрополитене? Это самый эффективный способ донести информацию до наибольшего числа людей? На остановках-то такого шквала объяв не наблюдается...

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.11.2024 - 10:34
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация