Starbucks все ближе
Первая точка Starbucks откроется в августе текущего года в ТЦ "Мега-Химки". До сентября планируется открыть еще шесть заведений: это обойдется компании в 1,4 млн долл. По мнению экспертов, Starbucks в России сделает ставку на необычную для себя стратегию развития - неагрессивный органический рост.
Американская сеть кофеен Starbucks основана в 1971 году в Сиэтле, США. На конец 2006 года управляла около 12 тыс. кофеен в 37 странах мира. По разным оценкам, оборот компании в 2006 году составил около 7 млрд долл. Управляющая компания в России - ООО "Монэкс трейдинг". В конце 2006 года компания в рамках глобальной экспансии заявила о намерении до конца 2007 года открыть первые кофейни в России, а также выйти на рынки Индии, Египта и Бразилии.
О том, что Starbucks заключила первые договоры аренды помещений в Москве под открытие своих заведений в Москве, РБК daily рассказали сразу несколько участников ресторанного рынка. По информации топ-менеджера одной из столичных сетей ресторанов быстрого обслуживания, Starbucks заключил семь договоров аренды на помещения в Центральном округе столицы и столичных торговых центрах, в частности в ТЦ "Мега-Химки". Во всех помещениях уже ведутся подготовительные работы к открытию заведений. По информации собеседника РБК daily, объем инвестиций в открытие одной точки Starbucks составит до 1 тыс. долл. на 1 кв. м (200 тыс. долл. за одну кофейню).
Факт открытия Starbucks в химкинской "Меге" РБК daily на условиях анонимности подтвердил представитель ООО "Монэкс трейдинг" (управляющая компания). "Открытие первой кофейни Starbucks намечено на август в ТЦ "Мега-Химки", - уточнил источник. В самом торговом центре факт сотрудничества со Starbucks подтвердили, но отказались назвать условия, на которых сеть разместилась на площадях "Меги".
Призраком Starbucks российских рестораторов пугают с 1997 года. Именно тогда, после регистрации торговой марки Starbucks в России, появились первые слухи о выходе на российский рынок кофеен крупнейшего американского игрока. Хотя номинально Starbucks в России уже присутствует - в посольстве США в Москве и в гостинице "Ренессанс Москва", но на массовом рынке американский игрок до сих пор не представлен.
По словам участников рынка, знакомых с планами Starbucks в России, компания сделает ставку на необычную для себя стратегию развития. "Starbucks, скорее всего, откроется в Москве в более привычном для российского потребителя формате - кофеен-закусочных, - говорит Денис Яхно, генеральный директор консалтинговой компании "Настроение+". - Опыт работы с таким форматом у компании уже есть в Европе".
Кроме того, по мнению г-на Яхно, Starbucks, скорей всего, выберет в России органический путь развития. "Компания довольно осторожно подбирает партнеров в России. У нее очень высокие требования к качеству обслуживания и помещениям, - комментирует г-н Яхно. - Многие точки сетей "Кофе Хауз" и "Шоколадница", которые могли бы быть привлекательными для поглощения, размещены на площадях, которые просто не подойдут американской компании".
По мнению аналитика A.T.Kearney Ивана Котова, Starbucks может позволить себе достаточно длительный путь органического развития. "Самостоятельное развитие в России -
это проект более имиджевый, чем коммерческий. Однако финансовые ресурсы компании позволят ей пережить длительный период адаптации в России и подождать, пока потребитель привыкнет к концепции и бренду Starbucks", - считает г-н Котов.
По словам президента компании "Монтана Кофе" Александра Малчика, менее рентабельным бизнес кофеен становится из-за постоянно растущих арендных ставок. Исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков подсчитал, что в среднем успешная кофейня в многолюдном месте привлекает около 200 человек в день. Учитывая средний чек Starbucks в 4-5 долл., высокопроходимая точка компании сможет за год заработать около 400 тыс. долл. При этом за аренду ей надлежит заплатить около 600 тыс. долл.: ставки аренды на помещения в центре столицы, по словам директора департамента торговой недвижимости компании Penny Lane Realty Алексея Могилы, колеблются от 2,5 тыс. до 3,5 тыс. долл. за 1 кв. м. "Размещение на площадках в центре столицы - это исключительно имиджевые проекты, которые могут себе позволить только крупные игроки", - говорит топ-менеджер одной из кофеен.
Эксперты говорят, что у Starbucks есть значительное конкурентное преимущество перед другими кофейнями - сильный и престижный бренд. "Благодаря ему компания при размещении в торговых центрах может рассчитывать на существенные скидки на аренду, - считает г-н Могила. - К примеру, у IKEA, развивающей ТЦ "Мега", достаточно гибкий подход к арендаторам. Возможно, что Starbucks вошла в "Мегу" на весьма льготных условиях или даже бесплатно". Впрочем, участники рынка не очень-то опасаются прихода сильного конкурента в лице Starbucks. В "Кофе Хауз" считают, что рынок кофеен в России стихийный и на нем хватит места разным концепциям. Тем более что американский игрок работает в принципиально иной нише: в заведениях сети нет алкоголя, в них нельзя курить, да и кофе в Starbucks используют сильного обжара, в то время как российские кофейни предлагают посетителям более мягкий вариант.
РБК daily
01.06.2007
Комментарии
Написать комментарий