Интервью

"В России есть гениальные умы. Но им нужна помощь" - Томас Гэд

"В России есть гениальные умы. Но им нужна помощь" - Томас Гэд

Томас Гэд - мировой бренд-гуру, автор ряда бестселлеров, в том числе популярной в России книги "Создай свой бренд", президент компании "Brandflight".

"Русский журнал": Томас, вы наверняка обратили внимание, что с недавних пор изрядная часть креативного класса вовсю обсуждает тему брендинга стран, регионов, крупных и малых городов. Всплески этой дискуссии не миновали и нашу страну. И интенсивность обсуждения нарастает. Почему?

Томас Гэд: Да, в последнее время интерес к этой теме усиливается. Думаю, одна из главных причин в том, что упомянутое вами сообщество - креативный класс - плюс политики осваивают язык бизнеса и предпринимательское мышление.

Ведь многие города и регионы - это не что иное, как рыночные площадки для инвесторов, размышляющих, куда вложить деньги. И когда консультант дает им обоснованные советы, они слушают внимательно.

Хорошо, что городские, региональные и государственные власти и специалисты в области гуманитарных технологий тоже стали прислушиваться к предложениям обратить внимание на брендинг. Поскольку интерес инвесторов делает задачу создания и развития брендов территорий одной из ключевых в деле привлечения капиталовложений.

Как сделать так, чтобы деньги инвестировались в предприятия именно вашего города, в его инфраструктуру, в его среду? И как с этой целью построить привлекательный образ именно вот этого самого места - где мы живем и действуем? Без толкового совета здесь не обойтись.

Порой кажется, что очень долго эти вопросы были последними среди тех, что задавали себе политики и администраторы. Они видели город и страну прежде всего местом, которым надо управлять, пространством, где выигрывают или проигрывают выборы... Но - не предприятием.

Тем временем зрели новые экономические проблемы, чреватые социальной напряженностью. Исчезали отрасли и целые индустрии. Давайте вспомним когда-то знаменитый торговый порт Глазго, приведенный в плачевное состояние - превращенный в образцовый третьесортный город. Меня очень впечатлило это место. Судоходство в упадке, грязь, криминал и отчаяние.

Пришлось предпринять колоссальные усилия, чтобы восстановить не одну какую-то отрасль, не один какой-то сектор, а весь город. Надо сказать - это обошлось не дешево. Но те, кто отвечает за город, слишком поздно задумались о цене своей слепоты. Так или иначе, а проблемы пришлось решать. Это побудило политиков и чиновников менять взгляды... Выяснилось, что это их дело - искать, на чем строить новый бизнес, из чего извлекать прибыль, без которой и город, и регион просто умрут.

Так осложнение ситуации на рынках, изменения в структуре хозяйств усилили интерес к брендингу территорий. Это сблизило политиков и креативный класс. Это добрый знак.

РЖ: И как же западные региональные руководители решают эти проблемы?

Т.Г.: Знаете, в своих лекциях я привожу примеры создания удачных брендов, которые называю organic branding(1). Они создаются как бы сами по себе - то есть люди, которые над ними трудятся, порой даже не знают, что занимаются брендингом. Они, например, строят оперный театр - думают о музыке, о культуре, а не о символике и бренд-стратегии, но у них получается лицо города...

Такое бывает. Но очень редко. Почему? Из-за отсутствия стратегии. Откуда ей взяться, когда вы думаете об отдельной частности? В таких ситуациях удача - случайность. Политики не могут рассчитывать на случайности. Поэтому они приглашают консультантов.

РЖ: Ну да. Они ведь не стали бы пускать на самотек свою избирательную кампанию. Кстати, создание успешного бренда, например, какой-нибудь провинции, привлечение солидных капиталовложений и умело поданная информация об этом успехе могут стать важным фактором в предвыборной операции.

Впрочем, в России сейчас губернаторов не выбирают... Однако приход новых инвесторов мог бы значительно укрепить позиции региональных лидеров, повысить их рейтинг. И (что немаловажно) далеко не только среди простого местного населения...

Т.Г.: Да, это очень важно, что думают о регионе или стране за ее границами. Это касается и тех, кто принимает важные политические или хозяйственные решения, но и самого широкого круга потенциальных гостей. Обратите внимание, какую роль сегодня играет туризм. Скажем, в Швеции до последнего времени никто не занимался целенаправленным привлечением туристов в страну. Теперь все изменилось: мы позиционируем Швецию как чудное место для отдыха. Поток гостей значительно вырос, а туризм удалось превратить в одну из стратегических отраслей! Мы делаем туризм отраслью, сравнимой по значению с гидроэнергетикой и лесной промышленностью.

РЖ: Сложно представить себе, что в нашей стране туризм из-за рубежа когда-нибудь можно будет сопоставить по прибыльности с экспортом углеводородов. Однако по значимости для развития бренда страны - почему бы и нет?

Т.Г.: Я только что прилетел из Южной Африки и привез оттуда любопытную историю. Знаете город Йоханнесбург? Меня очень впечатлило это место. Его образ позитивным не назовешь - в Европе и Америке о нем говорят как о диком, жестоком, депрессивном городе, где страшно выйти на улицу и днем, и ночью. Кто поедет в такое место?

Однако при внимательном рассмотрении выясняется, что все не безнадежно - в городе неплохая инфраструктура. А власти всерьез настроены на решение проблем. Но им проще, чем вам. У них есть эта самая инфраструктура.

Если бы она имелась в Москве, было бы восхитительно. Между тем приезжая я каждый раз изумляюсь: вот один из богатейших городов мира, высокие цены на недвижимость, роскошные автомобили и т.д., но инфраструктура - просто беда...

Что сегодня делают в Китае, Южной Африке, Индии? Перестраивают инфраструктуру, меняют облик городов. Прокладывают новые дороги. Строят новые системы коммуникаций. Обновляют аэропорты. Максимально сокращают время, необходимое на проезд из одного пункта в другой. Максимально облегчают жизнь приезжим. А ведь там бизнес менее доходен, чем в Москве! Вот где огромное поле деятельности для правительства!

Думаю, что мощная глобальная рекламная кампания под девизом "Наша фантастическая Россия" - это не так плохо, но прежде, чем потратить на нее огромные деньги, стоит начать солидно инвестировать в инфраструктуру. А параллельно - проектировать глобальную PR-операцию продвижения образа страны. Однако миру надо ясно показать: вы твердо намерены изменить подлинный облик России и начинаете с того, что делаете Москву действительно современным городом.

РЖ: Вы нередкий гость в России. Что вы скажете об особенностях здешнего подхода к брендингу России? Кто мог бы стать главными действующими лицами такого проекта? Часто говорят, что это - дело государства. Как считаете вы?

Т.Г.: Все не так просто. Нельзя взять и сказать: отныне вот этот чиновник будет отвечать за брендинг страны. Нужны специалисты, способные спланировать и вести такую кампанию, включить в процесс СМИ, элиты, людей, предпринимателей...

Если все остается на усмотрение чиновников, то, как правило, они относятся к созданию нового образа страны или города как к очередной политической операции и много тратят на рекламу...

Да, реклама - это важно. Но есть более важные участники проекта: это лица, принимающие решения, местные предприниматели и специалисты.

РЖ: То есть призыв к участию в таком национальном бренд-проекте (если он будет сформулирован) должен быть адресован именно им?

Т.Г.: Прекрасно, что у вас есть ресурсы: нефть, газ, металлы и прочее, но, думаю, производство потребительских товаров может оказаться не менее важным для экономики России. Ряд ваших производителей осуществляют очень интересные проекты, на мой взгляд - вполне конкурентоспособные на мировом рынке. Среди них есть и наши клиенты. Их истории вполне тянут на российские версии полновесных success stories. Речь идет о производстве абсолютно новых и уникальных продуктов.

Ваши математики, работающие в космической отрасли, придумали потрясающую технологию, получившую название Ecowave. Штука в том, что русские ракеты летают на жидком топливе, и при этом в резервуаре возникают опасные неконтролируемые волны.

И вот ваши ученые рассчитали уникальную модель гидравлического пресса, гасящего эти волны. При этом такой прибор может широко использоваться в нефтяных, водных и любых других трубопроводах. Понимаете? Это значит, что создан продукт, конкурентоспособный на мировом рынке! Да, в США ракеты летают на твердом топливе. Но и там, как здесь, нефть течет по трубам.

Мы представляем этот продукт под маркой Ecowave. Я вхожу в команду, которая занималась его брендингом. Он уже внедрен на 40 российских предприятиях, и мы выводим его на зарубежный рынок.

Поверьте, это изобретение прогремит. В России полно гениальных умов, работающих над удивительными проектами. Все, что им нужно, - это помощь в создании и продвижении брендов, которые узнает мир.

У вас есть мастера, способные решать такие вопросы. Я еще и еще раз убеждаюсь в этом, когда работаю с сотрудниками нашего московского представительства - все они граждане России.

РЖ: Итак, одно из решений задачи изменения бренда России в том, чтобы при помощи государства обновлять инфраструктуру, продвигать произведенные здесь продукты и решения, привлекая к этому компетентных специалистов?

Т.Г.: Нельзя забывать и о тех, кого принято называть простыми гражданами. Если они не примут перемен, без которых перспективный брендинг-проект невозможен, он рискует не состояться.

Я знаю примеры, когда власти, вкладывающие огромные деньги в перестройку городов и в их рекламу, забывали объяснить согражданам, зачем они это делают. В результате они теряли их понимание и поддержку. Политически это очень опасно.

Но я знаю и другие примеры (в том числе и в Швеции), когда тем, кто реализовал чрезвычайно непростые проекты, реакция на которые со стороны общественности могла быть весьма жесткой, удавалось вовремя найти общий язык с горожанами. И что же? Этот общий язык превращал потенциальных возмутителей спокойствия и даже возможных противников в союзников. Это очень важно, чтобы у всех участников процесса: политиков, граждан, предпринимателей и специалистов - было доверие друг другу и искренняя, большая любовь к тому месту, бренд которого они строят.

Дмитрий Петров
russ.ru

25.05.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.
ИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизньИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизнь
Владимир Нерюев, заместитель Генерального директора коммуникационного агентства АУРА (в составе Газпром-Медиа Холдинга) поделился мнением, как искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни, включая рекламу.
Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.09.2024 - 20:05
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация