"В России достаточный потенциал для развития дискаунтеров" - Виктор Беляков
– Как вы оцениваете перспективы активного вхождения крупных игроков на рынки продовольственной торговли Москвы и Петербурга?
– В Москве и Петербурге вполне могут появиться еще несколько крупных игроков. Многие иностранные розничные компании активно присматриваются к России. Впрочем, хотя рынок не закрыт для новых компаний, на нем существуют барьеры, которые делают вход не очень простым.
– О каких барьерах вы говорите?
И наконец третьим сдерживающим фактором для западных сетей является то, что российский рынок уже достаточно развит: на нем работают компании с миллиардными оборотами, поэтому немногие новые игроки могут составить серьезную конкуренцию нынешним лидерам рынка. Повторюсь, однако, что в течение ближайших пяти лет в России могут появиться несколько новых розничных компаний.
– Каких крупных игроков, на ваш взгляд, стоит ожидать?
– Думаю, в среднесрочной перспективе в числе вероятных претендентов
– Попытки развивать в России формат жесткого дискаунтера уже предпринимались, но не были особо успешными. Какие условия должны сложиться, чтобы этот формат прижился на российском рынке?
– Главное условие – жесткая конкуренция. Показательно, что Aldi начал входить в Польшу только сейчас, когда конкуренция там достигла пика. В такой ситуации ценовое преимущество жесткого дискаунтера становится более заметным. Другие условия для успеха этого формата – наличие земельных участков для строительства стандартных магазинов, низкая стоимость капитала и относительно дорогая рабочая сила. В жестком дискаунтере вместо, условно говоря, 15 человек будут работать пятеро. Соответственно, разница в издержках этого формата и его конкурентов будет весьма заметной.
– Распространение дискаунтеров – это общеевропейская тенденция? Могут ли они в перспективе серьезно потеснить другие форматы?
– Дискаунтеры активно развиваются и наращивают свои доли лишь на определенных рынках. Все зависит от особенностей потребительского поведения в конкретной стране. Например, в Германии, где цена является одним из главных критериев выбора места покупки, дискаунтеры контролируют около 27% рынка, а в Италии, где потребители больше ценят качество продукции и ассортимент, их доля – всего 4%.
В России достаточный потенциал для развития дискаунтеров, но есть потенциал и для других форматов. В частности, в Москве пока плохо представлен формат магазина "у дома". Ассортимент в подобном магазине должен быть шире, чем в дискаунтере. Магазинов "у дома" для такого мегаполиса, как Москва, нужно очень много, но этот формат достаточно сложно развивать с операционной точки зрения.
Впрочем, пока ни один из существующих форматов в России окончательно не оформился в силу недостаточно высокой конкуренции на рынке. С ростом конкуренции начнется процесс оптимизации форматов, поскольку игрокам придется работать с гораздо более низкой, чем сейчас, рентабельностью.
20.11.2006
Комментарии
Написать комментарий