Жаль, что не бывает вечного лета
Карта мороженого
Рынок мороженого опрошенные "Экспертом Казахстан" производители единогласно охарактеризовали как неосвоенный, на котором себя свободно чувствуют все – как импортеры, так и местные игроки.
Емкость рынка мороженого составляет 40–50 млн долларов. При этом ежегодное потребление на душу населения составляет 2,5 кг. В России эти показатели аналогичные, тогда как в Европе они достигают 8–15 кг, а в США – 22 кг. Между тем мировое потребление мороженого росло в последние годы со слабой динамикой. За период с 1998 по 2005 годы рост рынка составил 2,9%. В то же время аналитики прогнозируют дальнейший рост потребления, который составит 3% за период с 2005 по 2009 годы.
Казахстанский же рынок мороженого растет с динамикой 12,5% в год. По мнению
Главной особенностью рынка мороженого является его ярко выраженная территориальная фрагментация. На нем действует около 25–30 местных производителей и 10 устойчивых импортеров, которые поделили рынок географически. "Наши позиции сильны в Алматы и Астане. В Южном и Северном Казахстане мы слабо представлены. Для нас стратегически важно расширять географию присутствия. На начальном этапе экспансии в регионы наша стратегия проникновения – демпинг. Большие затраты приходятся на транспортировку на первых порах небольших объемов поставок. Однако затем продажи там растут, себестоимость снижается, а маржа увеличивается. Бренд компании популяризируется", – говорит директор ТОО
Через супермаркеты производители мороженого реализуют 40% своей продукции. Они полагают, что в связи с динамичной супермаркетизацией эта цифра будет расти соответственно. "Супермаркеты выдвигают свои жесткие требования к логистике товаров и его качеству. В результате мы становимся более оперативными и совершенствуем свойства своей продукции", – отмечает
Развод
Если раньше производство прохладительного лакомства было придатком молочных заводов, то в настоящее время оно отделилось, и производители мороженого "играют свою свадьбу". Компания "Агропродукт" в настоящее время отпускает в свободное плавание производство мороженого. А молочный завод "Адал" вовсе закрыл выпуск этого продукта. Первым рассталось с молочным заводом ТОО
Разделение связано с тем, что потребители мороженого и молочных продуктов из разных целевых аудиторий. Основными покупателями мороженого являются дети и молодежь, тогда как молочные продукты покупают в основном хозяйки. Кроме того, логистика продуктов очень сильно разнится. Мороженое хранится и перевозится в температурном режиме –18°С, а молочные продукты сохраняют свою свежесть при более высокой температуре. Кроме того, эти товары в супермаркетах и располагаются в разных торговых зонах.
Между тем казахстанский рынок мороженого ожидает этап консолидации активов, после которого появятся крупные производители. Они будут контролировать основную часть рынка, иметь соответствующие бюджеты на рекламу. По оценкам Мурата Сайднасимова, это произойдет через 5–6 лет, когда рынок насытится, но будет рост отдельных игроков – за счет вытеснения мелких производителей. "В своем развитии мы пока находимся на уровне отлаживания системы сбыта. Увеличение продаж идет сейчас в первую очередь за счет улучшения дистрибуции", – говорит
В России процесс укрупнения рынка уже идет. В прошлом году там объединились производители мороженого "Рамзай"
Кормушка для импортеров
Основными импортерами в Казахстане являются российские производители. Их доля в структуре импорта составляет порядка 80%, или 10 тыс. тонн мороженого. Для российских импортеров стратегически важна экспансия на местный рынок, поскольку собственный рынок развивается вяло. В России в 2005 году выпуск мороженого вырос по сравнению к предыдущему году на 2–2,5%, а в 2004 году наблюдалось снижение объемов на 3%. Цена российского мороженого возрастает на 50% по прибытии с завода производителя. Если смотреть на разницу в цене для конечных потребителей в России и у нас, то она составит
Поставки из Киргизии занимают в структуре импорта около 20% – 2,2 тыс. тонн мороженого. Из стран дальнего зарубежья поставляются мизерные объемы продукции – 145 тонн. В прошлом году обороты Nestle в Казахстане выросли на 80%, в этом году рост ожидается на уровне 50%. "Мы находимся на третьем месте по объемам продаж после России и Украины. По динамике роста доли казахстанское представительство Nestle на первом месте среди представительств в других странах СНГ. Отчасти это связано с тем, что в сегменте, в котором мы позиционируемся – класс премиум, меньше конкуренции, чем в более низкой ценовой нише", – говорит Александр Ли.
Продукт продает упаковка
Слабая динамика роста рынка объясняется в том числе и тем, что появились десертные продукты, замещающие мороженое, сабституты – чипсы, снэки, кола, кэндис и т.д. "Раньше для детей основным лакомством было мороженое, а теперь альтернатив много. Подростки предпочитают тратить свои карманные деньги
Пока продвижение продукции осуществляется локально, непосредственно в точках продаж. Это связано с тем, что мороженое входит в группу импульсных товаров. То есть покупки этого продукта совершаются незапланированно. Игроки рынка обратили внимание, что основным стимулом при покупке мороженого является упаковка. И направили свои силы на брендирование продукции и создание притягательной обертки.
В компании
Входной билетик в бизнес
Для развития бизнеса по производству мороженого необходимо вложить порядка 3 млн долларов. Одна производственная линия стоит около 750 тыс. долларов. Но для полноценного бизнеса одной линии мало, необходимо 2–3. При производстве потребуются помещения и склады, а также морозильные аппараты и запасные части. Здесь препятствием может послужить перегрев на рынке недвижимости. Компания "Шинлайн" год искала территорию для организации производства, поскольку подъездные пути имеют колоссальное значение при отгрузке продукции и ее дальнейшей реализации. Компания
Необходимый оборотный капитал в бизнесе – 100 тыс. долларов. Срок окупаемости вложенных инвестиций составляет 5–6 лет. А валовая маржа – 20%. В дальнейшем следует ожидать снижения рентабельности при производстве мороженого. В России она упала в два раза. "Если раньше она была одной из самых высоких в мире, достигая 30–50%, то теперь даже у крупных производителей она составляет не более 15%. У средних компаний рентабельность держится на уровне 5–10%, а у мелких производителей – на уровне нуля", – рассказывает исполнительный директор Союза мороженщиков России Валерий Елхов.
Эгоистичное потребление
Традиционно 40–50% потребления занимает мороженое в привычных с детства стаканчиках. Это объясняется тем, что для казахстанцев характерно индивидуальное, порционное потребление мороженого. Вследствие чего рынку свойственна сезонность. Весной и летом продается 80% от общего объема, а на остальное время приходится 20%. В то время как в развитых странах потребление зимой составляет 30–40%.
На холодный период производители мороженого уходят в плановую убыточность. Чтобы преодолеть сезонные перекосы, участники рынка считают, что необходимо прививать казахстанцам культуру потребления этого продукта в помещениях. В этой связи производители делают ставку на мороженое для всей семьи – в большой упаковке, увеличивая его долю в ассортименте. "В результате потребление "зимнего" мороженого возросло с прошлого года на 15%. И в дальнейшем динамика будет положительной", – говорит Александр Ли.
Компания "Шинлайн" в период затишья занимается разработкой новых брендов. А чтобы не разрывать связи с поставщиками, в зимние месяцы продает переработанное молоко. "Это побочное производство, мы не делаем на него ставку, но оно позволяет держать свои кадры круглый год", – говорит Владимир Пак.
Эксперт
21.08.2006
Комментарии
Написать комментарий