Как мы покупали пылесос. Маркетологическое эссе
К делу мы подошли сугубо по научному. Зря что ли я 10 лет читаю лекции по маркетингу и потребительскому выбору, да еще…, но это уже избыточная самореклама. Жена купила журнал "Потребитель" и не стала отказываться от пары буклетов, которые ей настойчиво предлагали в магазинах "Мир" и "М-Видео".
Во-первых, определили для себя - чего мы хотим от нового пылесоса. А хотели мы следующего (в порядке убывания важности):
- мощности двигателя не менее 1500 W (у старого было 1300),
- мощности всасывания не менее 350 W,
- наличие турбощетки (этот критерий добавила жена после знакомства с двумя буклетами и одним специализированным журналом),
- компактных размеров (Moulinex все-таки был великоват для нашей малогабаритной трешки),
- симпатичного дизайна,
- надежного брэнда.
Насадки, фильтры и срок гарантии не имели для нас принципиального значения. Так же как и место приобретения. То есть с местом приобретения техники мы определись уже давно и навсегда. Это должен быть ближайший к дому магазин, принадлежащий к известной торговой сети. К нашему дому ближе всего расположены "Мир" и "М-Видео". "М-Видео" - поближе, а "Мир" - подальше, зато у нас есть мировская 5% дисконтная карта. Пустячок, а приятно.
Во-вторых, мы определились с диапазоном цен. Сначала, из рассмотрения были исключены моющие пылесосы. Для этого пришлось провести экспертный опрос среди друзей и знакомых на предмет достоинств и недостатков этого чуда техники. Со счетом 9:2 победила точка зрения, что моющие пылесосы - это конечно круто, но не очень понятно, что потом делать с болотом, в которое превращаются ковры. Затем мы отказались от техники в ценовом диапазоне от 11 до 15 тысяч рублей. Она, конечно, отвечала практически всем заданным критериям, но за эти деньги можно купить холодильник. А с холодильником у нас практически та же история. Он служит нашей семье шесть лет, и уже один раз ломался. Так что решено было остановиться на моделях в ценовых границах от 4 до 8 тысяч рублей.
В первом туре семейного первенства приняли участие:
- Одна модель марки Samsung - очень мощная, с очень приятным дизайном, достаточно компактная, с гарантийным сроком 3 года, по цене 4500 рублей; хорошо знакомый нам брэнд (дома есть телевизор и видеомагнитофон этой марки, а мы в общем стараемся придерживаться однажды выбранных марок)
- Одна модель марки Rowenta - наименее мощная, самая компактная, с самым лучшим дизайном, по цене 5500 рублей; брэнд также нам хорошо знаком по мелкой технике типа фена и вентилятора.
- Две модели Bosch по цене около 5000 рублей
- Две модели Siemens по цене около 4500 рублей
- Две модели Panasonic по цене около 4000 рублей
- Три модели Miele по цене около 7000 рублей
- Три модели Electrolux по цене от 7000 до 9000 рублей
Первыми соревнование покинули модели Panasonic. Вообще-то это наша любимая марка видеотехники. Моноблок, видеокамера и музыкальный центр Panasonic исправно служат у нас более 7 лет. Но, вот о пылесосах этой марки мы раньше ничего не слышали. И у нас имелись большие сомнения насчет того, что Panasonic удастся создать бытовую технику такого же уровня как видео. К тому же и дизайн и габариты оставляли желать лучшего.
Вслед за Panasonic турнир покинула техника Miele. Она пала жертвой своего собственного позиционирования. Весь прошлый год я только и слышал о том, какая это крутая техника. О том, что на некоторые модели дается пожизненная гарантия, о том как барабаны для стиральных машин проверяют на идеальность с помощью женских колготок, о том, что стиральная машина Miele стоит минимум 2500 долларов, а то и все $5000 т.е. в пять-семь раз дороже, чем другие немецкие марки и в 10 раз дороже итальянских. И вот я вижу хваленую Miele за 200 долларов, причем пылесос, в производстве которых ранее эта семейная фирма замечена не была. Что тут думать? К тому же габариты - чемодан и чемодан, да и дизайн начала 90-х годов прошлого века.
Bosch с Siemensом были удалены женой по причине отсутствия в этих моделях пресловутой турбощетки. К этому моменту жена была уже твердо уверена, что это главный элемент в пылесосе. К тому же в продаже имелись модели, ну очень сомнительных расцветок.
Итак, в плей офф вышли Samsung, Rowenta и две из трех модели Electrolux (в третьей не было турбощетки). Пока мы наслаждались безграничным потребительским выбором приглянувшийся нам Samsung закончился. Пришлось делать выбор между Rowentой и Electroluxом. Победил Electrolux. Несмотря на довольно таки безискусный дизайн, большие габариты и более высокую цену.
Брэнд, реклама и прибамбасы превозмогли все остальное. К тому же за команду Electrolukx активно играла продавщица…, пардон - консультант торгового зала. Может просто потому, что это была самая дорогая модель из тех, что мы рассматривали, возможно, - от чистого сердца, а может…..
А теперь несколько соображений уже в качестве профессионального участника рынка маркетинговых исследований и консалтинга.
- Знакомство с картинами и ситуациями подобными тем, что описана выше, было бы весьма полезно всем кто производит или продает товары народного потребления, предоставляет сервисные услуги.
- Собрать подобные описания можно в ходе проведения качественных исследований рынка: фокусирования в группе, глубинного индивидуального интервью, парного интервью.
- Наиболее интересные, сочные, подробные картины и описания можно получить от тех респондентов, которые в силу тех или иных причин приучены рефлексировать свой жизненный опыт, пусть даже такой как приобретение бытовой техники. Это прежде всего - журналисты, психологи, социологи, маркетологи, специалисты по рекламе, работники торговли.
- В силу традиции, сложившейся на Западе почти 50 лет назад, именно представителей этих социально-профессиональных групп принято исключать из числа возможных участников маркетинговых исследований, как качественных, так и количественных. Возможно, тогда, когда в обозначенных сферах работало не более 5-7% трудоспособного населения, а познания "рядового потребителя" относительного товарного мира существенно уступали уровню информированности "экспертов" эти ограничения и были оправданы с методологической точки зрения.
- Сегодня, когда в рекламе, консалтинге, исследованиях, журналистике и торговле занято от 20 до 30% трудоспособного населения и наиболее активных потребителей, например - в Москве; исключение представителей этих профессиональных групп из числа подходящих участников маркетинговых исследований является серьезной методической ошибкой, которая ведет к существенному обеднению и уплощению информации, получаемой в ходе проведения качественных исследований, а также к смещению, искажению выборки, нарушению ее репрезентативности по социально-профессиональному составу (в количественных исследованиях).
Аналитическая Группа "Эксперт МА"
10.08.2006
Комментарии
Написать комментарий