Статьи

Буллшит. Часть II

Любое рекламное агентство – по сути, проститутка. Если клиент перестал платить, его перестают  "любить" и находят другого. Все торгуют собой. Кто-то сдает в аренду свое тело, а мы, рекламщики, торгуем креативным мозгом. Все по-честному, нормальный бизнес. Мы – эксперты! Мы – генераторы "умного" буллшита! Большинство из нас, специалистов рекламы, считает, что умеет отличать буллшит от правды, но, строго говоря, подобное утверждение – такой же буллшит!

РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО – РОДИНА БУЛЛШИТА

Я набрал в поисковой системе адреса некоторых моих конкурентов (примерно дюжина сайтов различных рекламных агентств). "МЫ ЛЮБИМ СВОИХ КЛИЕНТОВ!" – вот одно из самых распространенных заявлений на главных страницах сайтов. В подобной романтической страсти признается каждый второй.

Но ведь это не так, коллеги! Ведь мы с ними на разных сторонах баррикад! Мы хотим на них заработать, они на нас – сэкономить. Да, конечно, мы обязаны их уважать, мы должны быть профессионалами в своем ремесле, мы не имеем права их обманывать...

Но давайте называть вещи своими именами! Любое рекламное агентство – по сути, проститутка. Если клиент перестал мне платить, я перестану его "любить" и найду другого.

На "жирных" рекламодателей постоянно охотятся сотни голодных, дешевых проституток-любителей и десятки проституток-профессионалов с многолетним опытом и стажем. А за всей этой мышиной возней с высоты положения наблюдают знаменитые, сетевые, международные куртизанки, имеющие постоянных богатых клиентов.

Кстати, лично я не вижу в этом ничего позорного – все торгуют собой. Кто-то сдает в аренду свое тело, а мы, рекламщики, торгуем креативным мозгом. Все по-честному, нормальный бизнес. Но с какой это стати мы должны любить наших клиентов?!

Вот он, типичный буллшит, – уверяя клиентов в любви и дружбе, мы ведь не врем, как врет муж-изменник, мы всего лишь брешем. Нас просто совершенно не интересует, что мы испытываем на самом деле.

Когда мы, прямо или – что еще хуже – косвенно, убеждаем домохозяйку в том, что без этих потрясающих новейших супер-тонких прокладок ее личная жизнь находится под угрозой, врем ли мы, поскольку знаем, что новая в этих прокладках лишь упаковка?

Нет, не врем – мы брешем. Нам безразлично, улучшится или ухудшится жизнь домохозяйки, мы этого не знаем и знать не хотим.

Однако, ни политик, ни бизнесмен, ни рекламщик, извергающий буллшит, не бескорыстен. Бескорыстен лишь ребенок, вдохновенно сочиняющий историю, не имеющую никакого отношения к правде. Но мы, рекламщики, не врем и не фантазируем. Мы пренебрегаем истиной и получаем за это хорошие деньги. Это, можно сказать, наша профессиональная обязанность.

УМНЫЙ И ГЛУПЫЙ БУЛЛШИТ

Десять лет назад, когда я начинал заниматься BTL-бизнесом, тогда и слова-то такого не знали – BTL-бизнес. Никто тогда не говорил: "Промоутер осуществляет контакты с целевой аудиторией посредством сэмплинга в сегменте ХоРеКа"… Говорили: "Девушка раздает листовки посетителям в кафе".

Ведь бизнес-то на самом деле – проще некуда! Но, если все так просто, за что брать деньги с клиента? И тогда, вместо привычных простых слов, возникли устрашающие мистэри-шопперы, промоушн-букинги, шэлф-токеры, топ-фэйсинги и прочие хай-визибилити… А это уже круто!

Если мой отчет о проделанной работе нашпигован "правильными" терминами, разукрашен разноцветными графиками и таблицами, присыпан умной аналитикой и к тому же сброшюрован аккуратно – за такую работу уже можно требовать серьезный гонорар.

Есть два главных вида буллшита – ГЛУПЫЙ и УМНЫЙ, и два типажа, которые их презентуют – простак и эксперт.

Мы – эксперты! Мы – генераторы "умного" буллшита!

Мы создаем целые словари англо-русского корпоративного буллшита, мы изобретаем и оттачиваем этот новояз на бесконечных семинарах, конференциях, тренингах, митингах и брифингах. Мы рассуждаем о синергетике, парадигмах, инсентивизации, переструктуризации – желающие могут продолжить список…

Никто из нас ничего не понимает в этих словах, да и понимать не хочет, ибо они не для того предназначены.

Кстати, академический сленг - что это, как не чистейшей воды (чистейшего говна)  "умный" буллшит? Лет десять назад в той же Америке произошел скандальный случай: некий профессор физики по фамилии Сокал, уставший от многозначительной ахинеи, которую несут университетские гуманитарии, написал двадцатистраничную статью с очень умным названием и предложил ее высоколобому научному журналу "Текст". Редакция журнала статью прочитала, одобрила и напечатала. Потом на статью появились отклики – серьезные, доброжелательные, аналитические…

И только после этого господин Сокал объявил "городу и миру", что в его "статье" никогда не было НИКАКОГО смысла и содержания, а один только "умный" буллшит – имитация академического жаргона.

А что же такое "глупый" буллшит?

Когда я звоню в свой банк, сначала обязательно попадаю на автоответчик, который сексуально-пионерским голосом внушает: "Спасибо вам за звонок! Он очень важен для нас!.." Да вы тоже наверняка много раз слышали этот голосок!

Но не верьте ласковому автоответчику, ему плевать на вас и на ваш звонок, это всего лишь бесперебойный источник "глупого" буллшита.

Великий "глупый" буллшит! Он не требует расшифровки, у него веселенькие яркие цвета, примитивные формы и легкий тон. Он оптимистичен: мы заботимся о вас, мы вас очень ценим и любим, у вас все будет отлично, у вас никогда не будет запора и перхоти, вы никогда не постареете, ведь вы этого достойны, решение всех ваших проблем находится на расстоянии одного – именно вот этого – продукта! Соберите пять крышек, купите его, выпейте, введите внутрь, намажьте им подмышки, и ваша жизнь наладится!

Подобно неверному мужу, "глупый" буллшит дарит жене слишком много букетов.

Он не просто глуп, он оглупляет тех, на кого направлен. Предполагая глупость потребителей, мы производим глупость им на потребу. Получается замкнутый круг, где все – и буллшитеры и буллшитуемые – равно удалены от правды.

Большинство из нас, специалистов рекламы, считает, что умеет отличать буллшит от правды, но, строго говоря, подобное утверждение – такой же буллшит!

Откуда я знаю, что я устойчив к буллшиту? Только оттого, что я профессионально занимаюсь его производством? Я что, ставил на себе эксперименты? Делал тесты? Проверял свою буллшитоустойчивость? Да брехня это все, пустая праздная болтовня, не обеспеченная реальностью. Буллшит, буллшит, буллшит.

БУЛЛШИТ И ТВОРЧЕСТВО

Вы, наверно, уже поняли, какое отношение книжка принстонского философа имеет к нам. Безусловно, реклама и пиар – самые "буллшитные" сферы человеческой деятельности. Мы не только активно потребляем буллшит, мы производим его в беспрецедентных количествах.

Сегодня я, человек рекламы, обладаю всеми ресурсами, чтобы поставить на поток производство буллшита. В моем распоряжении сложные передовые технологии рыночных исследований, фокус-группы, опросы общественного мнения, психологические тестирования и Бог знает что еще. Я имею возможность отшлифовать каждое слово и каждый образ, мной порождаемый.

Короче говоря, буллшит – это не просто состояние сознания, это еще и сфера профессиональной компетентности. Более того, буллшит опасно граничит с творчеством: он есть ничем не сдерживаемое порождение новых реальностей.

Уважающий истину ею в каком-то смысле ограничен, он не может ее переступить, истина создает пределы работе его интеллекта и воображения.

Тот, кто к истине равнодушен, обладает высокой степенью свободы и может, подобно ницшеанскому сверхчеловеку, безответственно воспарять в творческом восторге.

Не потому ли сфера рекламы привлекает так много талантливых, творческих людей, что производство буллшита дает им возможность разворачивать свои таланты до бесконечности?

Трезвая истина не сдерживает наших порывов – мы как будто все время в состоянии опьянения: несемся, несемся  по бескрайним просторам буллшита.

БУЛЛШИТ И КОММУНИКАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Предвижу возражения читателей: "Да ерунда это все! Буллшит всегда, во все времена производился в таких же количествах, как сегодня. Автор просто сгущает краски, иначе говоря – гонит буллшит"

Нет, уважаемый читатель, утверждаю, что это не так! Буквально за 5-7 лет количество буллшита в нашей жизни увеличилось на столько, что он перестал выглядеть облачком на небе, он превратился в тучу, полностью заполнившую небосвод!

Революция коммуникаций, интернет и кабель создали бесконечный спрос на информацию. Правды попросту не хватает на всех. Вместо правды мы получаем буллшит. Сегодня огромное количество людей силой вещей вынуждено говорить о вещах, о которых они имеют слабое или неверное представление.

Журналист – прекрасный тому пример. Может ли он всерьез понять причины, по которым отложен запуск космического корабля? Нет, конечно, ведь он не инженер и не физик. Однако, он собирает слухи и выдает их в эфир как нечто, близкое к правде. Волнует ли его истина? Нет, поскольку она для него недостижима. Чтобы разобраться в информации, которую журналист выпускает в эфир, ему пришлось бы потратить годы: выучиться на инженера, поработать в космической индустрии и только потом выносить компетентное суждение.

Но нынешний потребитель – новостей ли, рекламы ли – уже не ждет от журналиста правды, он тоже предпочитает буллшит. Буллшит легче, занятнее, ярче.

Включите телевизор прямо сейчас и найдите любое ток-шоу на любом канале (вот уж совсем не сложная задача!) А теперь обратите внимание на состав аудитории. Много ли вы видите серьезных аналитиков?

Выбирая гостей для телевизионного ток-шоу, продюсер всегда предпочтет болтливого неуча серьезному эксперту, не желающему говорить "облегченно". Избиратели предпочтут политика, дающего буллшитные ответы на актуальные вопросы, тому, кто честно скажет, что у него нет ответа. Что же до рекламы и пиара – давайте разбираться.

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3

Юний Давыдов, генеральный директор РА R&I GROUP
Advertology.Ru

28.07.2006

на печать


Комментарии

Павел
28.07.2006 6:44 | сообщение #1
 

Что такое буллшит?

yo
28.07.2006 9:09 | сообщение #2
 

Bullshit - ерунда, херня, чушь :)

Юнкор
28.07.2006 11:53 | сообщение #3
 

Юний, побольше конкретики!
буллшитом поливать-дело не хитрое!
Вся статья очень обтекаемая, напоминает тот самый булшит. За слова относительно журналистов спасибо!
Начинаю карьеру писаки, аккуратно наступив обеими ногами на ваши труды! На счастье!

Маргарита
28.07.2006 13:28 | сообщение #4
 

Уважаемый Юнкор, читайте:
"Предвижу возражения читателей: "Да ерунда это все! Буллшит всегда, во все времена производился в таких же количествах, как сегодня. Автор просто сгущает краски, иначе говоря – гонит буллшит"

Нет, уважаемый читатель, утверждаю, что это не так! Буквально за 5-7 лет количество буллшита в нашей жизни увеличилось на столько, что он перестал выглядеть облачком на небе, он превратился в тучу, полностью заполнившую небосвод!"

Маня
28.07.2006 13:30 | сообщение #5
 

а меня за душу взяло. Ведь все правда же!!
Интересно, какой будет конец!

Wolf
28.07.2006 13:56 | сообщение #6
 

А вы представляете, что было бы, если бы всю статью опубликовали сразу? Она бы получилась огромная!

v. volkova
31.07.2006 8:31 | сообщение #7
 

Глубокоуважаемый Юний, мне очень понравилась ваша статья о Буллшите! Вторая часть больше всего!

Leova
31.07.2006 8:43 | сообщение #8
 

Дорогой начинающий Юнкор!
Начиная карьеру писаки, поучитесь для начала не допускать в Ваших комментах нелепых грамматических ошибок. Иначе Ваша критика выглядит очень наивно.

Дорогой Юний!
"По сути предъявленных обвинений" я, конечно, не согласна с Анкором и пр., но считаю, что Вы, наоборот, перебощили с конкретикой!!!
"ВСЕ РЕКЛАМНЫЕ АГЕНТСТВА ПО СУТИ ПРОСТИТУТКИ"
Вам не кажется, что это слишком смелое заявление?

Loveadvert
31.07.2006 9:26 | сообщение #9
 

А он прав между прочим! Все так и есть! Конечно, его за это другие рекламные агентства по головке не погладят, но это же правда!

GESSER
02.08.2006 15:12 | сообщение #10
 

мне кажется, подобные вещи лучше сразу публиковать, иначе путаница получается.

Ксения
03.08.2006 9:54 | сообщение #11
 

"ВСЕ РЕКЛАМНЫЕ АГЕНТСТВА ПО СУТИ ПРОСТИТУТКИ" Жаль РА, "умыли" - показалось истинное лицо...
И, новости по ТВ смотреть, с каждым днем все сложнее, без улыбки... Особенно, когда молодые что - то освещают... Перлы, достойные истории!

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Город Серебряного века

Город Серебряного века
Город Серебряного века. Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе Серебряного века. Книга является первым в современной отечественной науке междисциплинарным исследованием темы пространства города первых десятилетий XX века в русском изобразительном искусстве и литературе этого времени. Комплексный подход к теме, в основу которого положен структурный анализ городского пространства, позволил автору выстроить новую иконографию городских пространственных образов в произведениях русской литературы и искусства, воссоздать мыслимую модель города, каким его видели писатели и художники начала прошлого столетия. Книга богато иллюстрирована, написана ясным, доходчивым языком с привлечением большого числа высказываний художников, писателей и поэтов, помогающих понять рассуждения и выводы автора. Книга будет интересна не только специалистам — искусствоведам, филологам и культурологам, но и широкому кругу читателей, ценителей искусства и литературы Серебряного века. Во все времена Город, являющийся средоточием творческого потенциала эпохи, стремится осмыслить самое себя. Ситуация конца XIX — первых десятилетий XX века эту истину подтверждает. Город как аккумулятор основных идей и явлений промышленной цивилизации не мог не стать одним из центральных, если не главным, мотивом творчества художников и писателей первой трети XX столетия.В настоящей работе предпринимается попытка приблизиться к пониманию темы города в русском искусстве и литературе этого времени, выявить круг идей, мотивов и приёмов внутри данной темы, иными словами, показать некий срез новой городской иконографии. Для России этот круг проблем соотносится с двумя городами-миллионниками — Петербургом и Москвой. Внимание автора исследования концентрируется на проблемах организации пространства огромного города первой четверти XX века с точки зрения восприятия этого пространства современниками — писателями и художниками.На анализе конкретных произведений рассматриваются видоизменения и особенности основных модулей городского и архитектурного пространства, таких как улица, дом, окно, двери, ворота, арки. Существенным для понимания сути пространства нового города является его рекламная составляющая — городские вывески, призванные по своему назначению быть путеводителями по городу, но в действительности часто искажающие до неузнаваемости его улицы. К этим компонентам городского пространства необходимо добавить такой немаловажный его элемент, как толпа, ибо мегаполис начала XX столетия не существует и не может быть понят вне связи с феноменом «человека-массы».Всем этим структурообразующим составляющим (частям) городского пространства посвящены отдельные главы настоящей работы. На основе анализа большого числа произведений литературы и искусства автор стремится построить некие смысловые ряды, которые в совокупности позволяют понять, каким видели городской космос создатели этих произведений. И если в первой вводной главе, посвященной пространству города в целом, автор говорит о некоем общем для творческого сознания эпохи ощущении города как тюрьмы, то в последующих главах с их более прицельным подходом, в рамках более узких тем речь идёт о вариативных трактовках внутри этих конкретных тем. Последняя, заключительная глава работы отдана рассмотрению целостных индивидуальных образов города, принадлежащих крупнейшим мастерам пера и кисти первой четверти XX столетия, чье творчество тесно связано с темой города. Анализ многих произведений позволяет говорить об определенном концептуальном единстве в решении вопроса о судьбах современного города художниками и писателями тех лет.Предпочтения автора при выборе персоналий отданы в данной работе таким признанным урбанистам, как Андрей Белый и Мстислав Добужинский, а также тем писателям и художникам, кому удалось создать убедительные образы города начала XX века. Однако список привлекаемых автором имён писателей и художников и названий произведений весьма обширен.За скобки настоящей работы сознательно вынесены вопросы влияний европейской литературы и искусства конца XIX — начала XX столетия на творчество русских писателей и художников. Это объёмная задача для специального исследования. Но, разумеется, автор помнит о том, что европейский культурный контекст весьма значим для своего российского аналога.Русская литература и русское искусство почти синхронно с европейскими обратились к теме современного большого города, но шли собственными путями в её осмыслении, а отдельные их представители становились первооткрывателями на этих путях.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

02.04.2025 - 04:34
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация