"Дизайн упаковки играет очень важную роль для потребителя" - А. Красильников
Этикетка в наше время нелегкой конкуренции выходит на лидирующие позиции в борьбе за покупателя. Яркая, привлекательная картинка или, наоборот, строгая и изысканная, наверняка, привлечет внимание и расскажет о товаре. Можно положить пельмени отличного качества в целлофановый пакет - и покупатель пройдет мимо. Знающие люди утверждают, что упаковка и этикетка в продвижении товара - половина успеха. С вопросами о "тонкостях" этикетки мы обратились к дизайнеру типографии "Нижегородская радиолаборатория" Александру Красильникову.
- Каковы цены на пищевые упаковки?
- Не думаю, что цены на пищевую упаковку сильно отличаются от цен на другие виды упаковок - для косметики, например, или для канцтоваров. Разве что при изготовлении упаковки используются какие-то специфические материалы. Ну и, конечно же, цена зависит от технологии нанесения изображения.
Разброс цен на дизайн упаковки и этикеток в Нижнем Новгороде существенный - от десятков до тысяч долларов. Но это цены профессионалов. Есть, конечно, "умельцы"-дизайнеры, которые делают макеты и за пару сотен рублей. Только потом заказчики сильно удивляются, когда типографии не принимают в работу их файлы или требуют оплаты за доработку и приведение в божеский вид того, что "наваяли" эти умельцы.
Куда обращаться и какие деньги платить, решать, в конечном счете, заказчику. За $50-200 ему сделают приличный макет, не хуже, чем у других, но, наверное, и не лучше. Просто это будет "грамотный дизайн" или, если хотите, "грамотная халтура" на твердую четверку. Если же клиент хочет не только получить на руки красивый макет упаковки или этикетки, но и быть уверенным в том, что упаковка будет конкурентоспособной, что она нацелена именно на того потребителя, которому предназначен данный товар, лучше обращаться в специализированные студии. Специалисты проведут соответствующие исследования, проанализируют, что, где и как делают конкуренты, и в результате не только создадут упаковку, но и помогут продвинуть товар на рынке. Правда, за такое удовольствие надо платить много больше. Выбор - за заказчиком. Но следует помнить, что дешево - хорошо не бывает, а скупой платит дважды.
- Каковы сроки, в которые будет готова упаковка?
- Вообще-то этот вопрос связан с первым. Сроки - от пары часов до нескольких месяцев. "Умельцы" могут "выдать на гора" несколько вариантов за пару часов. Многие типографии называют срок от 5 до 10 дней. Хотя это не значит, что дизайнер будет заниматься данным заказом все это время. В течение этого срока он найдет время, чтобы обдумать заказ и сделать два-три вполне хороших варианта, которые потом доведет до ума, обсуждая их с клиентом. Соответственно и заплатит клиент от $50 до $300. В дизайн-студиях с заказчика возьмут больше, но и заниматься им будут, скорее всего, дольше. В фирмах, которые берут на себя не только разработку упаковки, но и продвижение товара на рынке, сроки могут доходить до нескольких месяцев. Если же это группа товаров, если это торговый бренд, то сотрудничество может длиться годами: этикетку, упаковку будут дорабатывать, изменять в зависимости от требований времени, будут разрабатывать рекламные кампании, оказывать разноплановую поддержку производителю и торговой марке товара.
- А что Вы скажете насчет авторских прав?
- Это очень большой и сложный вопрос и адресован должен быть, скорее, не к дизайнеру. Дизайнер делает работу исходя из того задания, которое получил от заказчика или от того, кто разрабатывает идею упаковки, идею создания и продвижения товара. Если я "перерисую" этикетку у кого-то, изменив только название и выходные данные товара, то, видимо, "буду бит". Хотя и такое бывает. Недобросовестные конкуренты часто имитируют удачные бренды, удачные дизайнерские находки и идеи, в расчете на невнимательность покупателя. Конечно же, все права на данный дизайн упаковки принадлежат тому, кто платит деньги, то есть заказчику. Я имею ввиду добросовестного заказчика, не пытающегося выдать свой товар за чужой.
- Какие фирмы действуют на этом
рынке в Нижнем Новгороде?
- Проще простого открыть телефонный справочник. Фирм, занимающихся дизайном много. Почти все они оказывают услуги в области дизайна упаковки и этикетки. Наверное, самая известная - "Промграфика", одна из первых занявшаяся графическим дизайном в Нижнем Новгороде. Созданные в ней упаковки и этикетки видел любой житель нашего города. Успешно работает в данном направлении бренд-бюро "Арбайт" (Artbait). Упаковки продуктов, созданные ими, можно увидеть на прилавках магазинов города. Полный цикл услуг по созданию брендов и их продвижению оказывает центр "Практик". Упаковкой занимается фирма "Арт-Пресс". Этикетки и упаковки создают и в дизайн-студиях, существующих при типографиях. Например, типография "Нижегородская радиолаборатория" - кроме разработки дизайна, упаковку здесь вам и напечатают.
- Вы можете порекомендовать кого-то из дизайнеров?
- Трудно сказать, кто у нас лучший. Есть много хороших дизайнеров. Как бы кого не обидеть. Например, руководитель "Промграфики" Игорь Васильевич Хлутчин и группа дизайнеров, которые в этой фирме в разное время работали. Руководитель "Арт-Пресс" - Олег Прохожее.
- А примеры удачных работ?
- Дизайн упаковки играет очень важную роль для конечного потребителя - именно за счет внешней обертки товара в большинстве случаев покупатель отдает предпочтение товару среди прочих равных.
Насчет удачности того или иного дизайнерского решения лучше все-таки спрашивать у заказчиков. Продается их товар или нет, насколько изменились продажи, после того как изменилась упаковка, и т.д. Наверное, я не буду обсуждать работы моих нижегородских коллег. Удалось им создать хорошую упаковку или нет, решать покупателям. Они голосуют за тот или иной товар своим кошельком. Если товар постоянно присутствует на прилавках, если изменения дизайна упаковки происходят редко и не резко, то можно сказать, что упаковка получилась.
О других работах. С моей точки зрения, удачный дизайн упаковки (этикетки, оформления товара) имеет водка "Главспирттрест". При таком названии создать удачное графическое решение сложно. В данном случае это удалось. Чувствуется, что проделана большая работа как маркетологами, так и дизайнерами.
- Были ли в Вашей практике курьезы?
- Могу рассказать, как создавался бренд водки "Для души". Умный человек обратился в фирму для разработки бренда. А вдохновение, известно, нужно искать везде, держать уши и глаза открытыми. И вот стоит один из руководителей фирмы в очереди. Он видит, как мужичок покупает продукты: хлеб, соль, творог. И тут мужичок произносит: "А сейчас мне что-нибудь для души". И дает продавщица ему водку. Руководителя осенило! Так и появился это название.
- Можно ли говорить о каких-либо тенденциях на рынке упаковки и этикетки?
- Дизайнер может сделать красивую упаковку, но будет ли она способствовать увеличению продаж - вопрос. Без изучения упаковок конкурирующих товаров, без знания старых работ, без знания тенденций современного дизайна, моды и технологий создать хорошую упаковку невозможно. Работа дизайнера требует постоянного образования, развития. Нужно знать и видеть, что делают другие. Учиться на лучших образцах. Перенимать лучшее. Не грех и "украсть" что-нибудь интересное.
Большое значение имеет в дизайне и мода. С появлением доступной полноцветной офсетной печати вошли в моду многокрасочные яркие этикетки с использованием фотографий. Потом "были в моде" специальные металлизированные бумаги. Одно время почти все этикетки печатались на ней. В моде была и "старина". Впрочем, она и сейчас не потеряла актуальности. Тем самым подчеркивается наличие традиций, проверенных временем. Многим товарам придумываются легенды, якобы старинные рецепты, находят старинные названия, существовавшие 100- 200 лет назад, и используют их, если, конечно, не осталось правообладателей на эти бренды. Тогда этикетка или упаковка стилизуется под старину. Оформление товара невозможно в отрыве от общих тенденций культуры, моды и даже общественных событий. Часто можно видеть использование известных имен на упаковках (портреты политиков, деятелей культуры, известных тусовщиков).
Оформление товара должно соответствовать каким-то представлениям, сложившимся стереотипам. Трудно представить какой-либо энергетический напиток, оформленный в хохломских мотивах.
Итак, дорогой заказчик, если вы знаете, как "раскрутить" товар и какую именно этикетку вы хотите, тогда лучше всего идти в типографию: денег потратите меньше. Но если вы не уверены в своих силах, то лучше обратиться в специализированную компанию, которая и обзор рынка проведет, и новые тенденции установит, и кошелек выдоит, зато большая вероятность того, что бизнес пойдет.
abm.r52.ru
20.07.2006
Комментарии
Написать комментарий