Государство озаботилось рекламой пенсионной реформы
Экономически активные граждане почти не думают о будущей пенсии - и негосударственная накопительная система практически не работает, т.е. экономика недополучает инвестиции. Кабмин обязал Минтруда, Госфинуслуг, Пенсионный фонд и облгосадминистрации принять меры по ознакомлению граждан с принципами проводимой пенсионной реформы. Те жалуются, что денег нет. НПФ пока в стороне.
Согласно распоряжению Кабмина №264, госорганы должны добиться широкой информированности граждан о накопительном пенсионном обеспечении - как государственном, так и негосударственном. Для этого они должны будут заказывать сюжеты на радиостанциях и телеканалах, составлять и распространять информационные материалы, проводить разъяснительные семинары и т.д.
Сейчас отдельные меры по просвещению граждан предпринимаются. Однако охватить широкую аудиторию они не могут. Публикации выходят в узкоспециализированных изданиях, телесюжеты и передачи - на каналах с низкими рейтингами. "Определенная работа, конечно, проводится. В 2004 году, после принятия соответствующего закона, мы проводили несколько семинаров и "круглых столов" совместно с НПФ. Регулярно даем разъяснения в прессе - отвечаем на вопросы, которые присылают читатели. Минтруда дает нам видеоролики и дискеты с материалами",- поделилась с "Эi" замначальника Главуправления труда и соцзащиты населения Днепропетровской облгосадминистрации Валентина Сливная.
Как ни странно, частные пенсионные фонды занимаются маркетингом еще более вяло, чем государство. По данным Госфинуслуг, в течение 2005-2006 гг. около сотни НПФ и компаний, которые их администрируют и управляют активами, распространили всего 64 рекламных материала. Масштабные рекламные кампании учредители НПФ проводить не намерены. Во-первых, они не хотят тратить деньги вкладчиков (такие расходы изымаются из активов НПФ) и тем более собственные. Во-вторых, все "пенсионщики" убеждены, что информировать об НПО должно государство.
В результате более 80% населения практически ничего не знают о том, как вообще работают НПФ. По данным центра "Социс", большинство граждан лучшим способом обеспечения старости считают работу на должностях, которые дают право на повышенную пенсию, и высокую официальную зарплату (хотя постоянное повышение минимальной пенсии нивелирует привязку пенсии к размеру зарплаты.- Авт.). Ответ "отчисления в негосударственный пенсионный фонд" получил самый низкий рейтинг из восьми вариантов. Когда же социологи углубились в познания граждан о системе негосударственного пенсионного обеспечения, выяснилось, что они минимальны. Граждане не хотят идти в НПФ просто потому, что не знают, что это такое.
Поручение правительства могло бы немного исправить ситуацию. "Если бы Кабмин дал денег",- добавляют чиновники. "Ни в госбюджете, ни в бюджете нашей области средства не предусмотрены,- говорит Валентина Сливная.- Как исполнять это распоряжение, мы решим, когда получим его на руки". Госфинуслуг постоянно жалуется на нехватку средств для выплаты достойных зарплат сотрудникам, и поэтому даже инициирует свое финансирование участниками рынка. Поэтому она позаботится об информированности граждан разве что с помощью иностранных доноров. "Проект USAID/PADСO подготовил для нас два видеоролика о негосударственном пенсионном обеспечении. Эти два ролика мы и будем показывать. Согласно законодательству, государственные телеканалы обязаны размещать социальную рекламу бесплатно,- пояснила "Эi" заместитель председателя Госфинуслуг Валентина Левченко.- Что же касается всевозможных буклетов и брошюр, то мы готовы передать всю необходимую информацию органам, которые определены Кабмином как первые исполнители,- Минтруда, Пенсионному фонду. А они уже должны напечатать их и распространить".
Впрочем, государство должно быть не столько поставщиком информации, сколько пропагандистом. Нужно преломить в сознании граждан представление о пенсии. В прошлом году компания GfK-USM провела социологический опрос, дабы узнать, как население относится к пенсионной реформе. Оказалось, что лишь 36% населения трудоспособного возраста обеспокоены вопросом собственной материальной обеспеченности в старости. Еще меньше - только 25% - планируют предпринять меры для решения этого вопроса. Поэтому если государство в будущем не хочет иметь нищих граждан, дыр в бюджете ПФ и отсутствия длинных денег для инвестиций, его задача - не только проинформировать людей о способах накопления на старость, но и убедить их воспользоваться этими способами.
Сейчас отдельные меры по просвещению граждан предпринимаются. Однако охватить широкую аудиторию они не могут. Публикации выходят в узкоспециализированных изданиях, телесюжеты и передачи - на каналах с низкими рейтингами. "Определенная работа, конечно, проводится. В 2004 году, после принятия соответствующего закона, мы проводили несколько семинаров и "круглых столов" совместно с НПФ. Регулярно даем разъяснения в прессе - отвечаем на вопросы, которые присылают читатели. Минтруда дает нам видеоролики и дискеты с материалами",- поделилась с "Эi" замначальника Главуправления труда и соцзащиты населения Днепропетровской облгосадминистрации Валентина Сливная.
Как ни странно, частные пенсионные фонды занимаются маркетингом еще более вяло, чем государство. По данным Госфинуслуг, в течение 2005-2006 гг. около сотни НПФ и компаний, которые их администрируют и управляют активами, распространили всего 64 рекламных материала. Масштабные рекламные кампании учредители НПФ проводить не намерены. Во-первых, они не хотят тратить деньги вкладчиков (такие расходы изымаются из активов НПФ) и тем более собственные. Во-вторых, все "пенсионщики" убеждены, что информировать об НПО должно государство.
В результате более 80% населения практически ничего не знают о том, как вообще работают НПФ. По данным центра "Социс", большинство граждан лучшим способом обеспечения старости считают работу на должностях, которые дают право на повышенную пенсию, и высокую официальную зарплату (хотя постоянное повышение минимальной пенсии нивелирует привязку пенсии к размеру зарплаты.- Авт.). Ответ "отчисления в негосударственный пенсионный фонд" получил самый низкий рейтинг из восьми вариантов. Когда же социологи углубились в познания граждан о системе негосударственного пенсионного обеспечения, выяснилось, что они минимальны. Граждане не хотят идти в НПФ просто потому, что не знают, что это такое.
Поручение правительства могло бы немного исправить ситуацию. "Если бы Кабмин дал денег",- добавляют чиновники. "Ни в госбюджете, ни в бюджете нашей области средства не предусмотрены,- говорит Валентина Сливная.- Как исполнять это распоряжение, мы решим, когда получим его на руки". Госфинуслуг постоянно жалуется на нехватку средств для выплаты достойных зарплат сотрудникам, и поэтому даже инициирует свое финансирование участниками рынка. Поэтому она позаботится об информированности граждан разве что с помощью иностранных доноров. "Проект USAID/PADСO подготовил для нас два видеоролика о негосударственном пенсионном обеспечении. Эти два ролика мы и будем показывать. Согласно законодательству, государственные телеканалы обязаны размещать социальную рекламу бесплатно,- пояснила "Эi" заместитель председателя Госфинуслуг Валентина Левченко.- Что же касается всевозможных буклетов и брошюр, то мы готовы передать всю необходимую информацию органам, которые определены Кабмином как первые исполнители,- Минтруда, Пенсионному фонду. А они уже должны напечатать их и распространить".
Впрочем, государство должно быть не столько поставщиком информации, сколько пропагандистом. Нужно преломить в сознании граждан представление о пенсии. В прошлом году компания GfK-USM провела социологический опрос, дабы узнать, как население относится к пенсионной реформе. Оказалось, что лишь 36% населения трудоспособного возраста обеспокоены вопросом собственной материальной обеспеченности в старости. Еще меньше - только 25% - планируют предпринять меры для решения этого вопроса. Поэтому если государство в будущем не хочет иметь нищих граждан, дыр в бюджете ПФ и отсутствия длинных денег для инвестиций, его задача - не только проинформировать людей о способах накопления на старость, но и убедить их воспользоваться этими способами.
22.05.2006
Комментарии
Написать комментарий