Статьи

Федеральный номер

Розничная продажа мобильных телефонов вступает в новую фазу развития: федеральные игроки вытесняют региональных и переходят от бурного освоения территорий к оптимизации сетей. Главный фактор, влияющий на рынок, - замедление темпов продаж.
За 2005 год на российском рынке розничных продаж сотовых телефонов, по данным аналитиков "Евросети", всеми сетями было продано 33,5 млн сотовых телефонов на сумму 5,5 млрд долларов. По сравнению с 2004 годом продажи выросли на 10 % по количеству проданных аппаратов и на 28 % в денежном выражении. Несмотря на увеличение показателей, как отмечает руководитель пресс-службы группы компаний DIVIZION Очир Маджиков, темпы роста данного рынка заметно замедлились, что во многом является определяющим фактором развития сферы. "Если в 2004 году рынок вырос на 70 %, в 2005 - на 20 %, то в этом году прогнозируется всего лишь пятипроцентный рост. По данным аналитического отдела группы компаний DIVIZION, в 2004 году в Пермском крае было продано 480 тысяч мобильных телефонов, в 2005 - 640 тысяч телефонов. Учитывая, что объем российского рынка телефонов в 2005 году составил 31,5  миллионов штук, то доля Пермского края составила 2,03 %. Количество салонов сотовой связи в Пермском крае - примерно 380", - отметил представитель сети. По мнению экспертов, высокий уровень проникновения сотовой связи в данный момент является определяющим фактором развития пермского мобильного ритейла, который в 2006 году вступил в новую стадию развития. По прогнозам экспертов, изменения затронут в первую очередь структуру сетей, алгоритм освоения компаниями региона, а также ассортимент продаваемой продукции.
 
Список контактов. В пермской розничной продаже мобильных телефонов участвуют практически все ведущие национальные сети, такие, как "Связной", "Евросеть", "Беталинк", Dixis, DIVIZION, "Цифро-град", а также несколько региональных игроков разного масштаба. Наиболее крупной из местных фирм является Mobilis Mobile (22 салона), также эксперты отметили в числе региональных компаний "Дельфин-Телеком" и "Урал-Сот". Долю присутствующих в данной сфере продавцов "большой" электроники (вроде "Эльдорадо") аналитики назвали незначительной.
По мнению руководителя отдела развития рекламы пермского филиала "Телефон.ру" (12 салонов) Олега Долженкова, основных операторов на пермском рынке пять:  "Евросеть", "Цифроград", "Телефон.ру", "Связной" и Mobilis Mobile (единственная региональная компания). "На долю лидера, "Евросети", приходится порядка 30 % рынка", - отметил менеджер. По мнению Очира Маджикова, круг главных участников несколько уже. "Консолидационные процессы на рынке в самом разгаре. По аналогии с "большой тройкой" сотовых операторов сформировалась "большая пятерка" федеральных сетей. Это "Евросеть", "Связной", "Цифроград", DIVIZION и Dixis. По нашим прогнозам, к концу 2006 года на долю этих компаний будет приходиться около 80 % рынка. Региональным компаниям практически ежечасно становится сложнее конкурировать с "федералами", - полагает Очир Маджиков.
 
По данным руководителя отдела по связям с общественностью группы компаний "Связной" Елены Ноготковой, "в регионе работает более 200 салонов сотовой связи, безусловными лидерами рынка являются "Евросеть" и "Связной". "Связной" на данный момент представлен 23 центрами мобильной связи. Также заметное влияние на рынок оказывает "Цифроград", а из местных сетей особо следует выделить сеть Mobilis Mobile. Все остальные сети имеют значительно меньшее число салонов", - заявила Елена Ноготкова, также отметив, что в марте 2006 года доля ее компании на рынке составила 5,5 %. По данным специалиста PR Уральского филиала "Евросети" Натальи Шаховой,  структура является лидером региона по количеству салонов: "Сегодня "Евросеть" представлена 38 салонами в Перми и 60 - по всему Пермскому краю".
 
Большинство опрошенных корреспондентом "bc" экспертов считают неизбежным дальнейшее поглощение и вытеснение федеральными сетями региональных.
 
Очир Маджиков:
- Федеральные компании имеют большую переговорную силу, налаженные отношения с производителями телефонов, операторами сотовой связи, финансовыми институтами, а также большие рекламные бюджеты, стандарты обслуживания, широкий ассортимент продукции и услуг. Многие региональные компании уйдут с рынка, другие - продадут свой бизнес, причем сегодня стоимость таких активов катастрофически снижается. Значительная часть из еще оставшихся местных ритейлеров вступит во франчайзинговые программы федеральных компаний.
 
Елена Ноготкова рассуждала в этом же ключе: "Преимуществами федеральных сетей в конкурентной борьбе с местными игроками являются в первую очередь активная маркетинговая политика крупных игроков, высокая узнаваемость бренда, хорошо обученный и технически грамотный персонал, широкий ассортимент продукции и низкие цены".
 
Олег Долженков:
- Успех федеральных сетей заключается в прямых контрактах с заводами-изготовителями телефонов. Никаких других, столь же значимых преимуществ у федеральных сетей нет. Даже если та же Mobilis Mobile получает сквозные, заводские цены на закупаемые телефоны, региональная сеть все равно лишена бонусов в том объеме, в каком их получают дистрибьюторы.
 
По мнению совладельца пермской сети "Дельфин-Телеком" (включает 5 салонов связи) Ольги Селезневой, в данный момент действительно происходит процесс поглощения и вытеснения региональных компаний корпорациями. "Мы о продаже нашей сети или покупке франшизы не размышляли, но, вероятнее всего, не пойдем на этот шаг. Проще закрыться совсем и начать бизнес в другой сфере", - заявила Ольга Селезнева.
Значительная часть федеральных компаний работает по схемам франчайзинга, это такие структуры, как Dixis, DIVIZION и, частично, "Цифроград". По данным одного из наблюдателей рынка, первая из названных сетей уже в этом году может начать развивать в Перми собственную сеть.
 
Поиск сети. Часть экспертов издания полагает, что 2006 год станет концом бурного роста сетей, на смену активному захвату торговых точек придет оптимизация ритейлерских структур. Кроме того, ряд специалистов считает оправданным появление в Перми монобрендовых салонов, а также бутиков связи. Не менее значительная часть опрошенных изданием экспертов с коллегами не согласна. 
 
По словам Натальи Шаховой, в "Евросети" оптимизация сети недавно началась: "Безусловно, будут за-крываться нерентабельные салоны. В планах компании - также открытие в городах-миллионниках бутиков сотовой связи. Наши аналитики считают, что пермский рынок готов к такому проекту".
 
Директор по продажам компании "Цифроград-Пермь" Роман Сергеев объясняет процессы оптимизации, которые затрагивают практически все крупные сети, желанием ритейлеров выйти на рынок заимствований IPO, "а следовательно, необходимостью сделать бизнес более прозрачным и эффективным". "Кроме того, существенным фактором является понижение спроса на аппараты мобильной связи", - заявил Роман Сергеев. "В связи с переходом рынка в стадию насыщения объемы реализации снижаются, в этой ситуации не все салоны становятся рентабельными. Это беспокоит те компании, которые стремятся максимизировать прибыль, а не только декларировать большое число салонов", - поддержал коллегу Олег Долженков. Впрочем, по другому вопросу позиции менеджеров разошлись. Роман Сергеев уверен, что, несмотря на риски, в Перми может быть интересно создание монобрендовых салонов ведущих производителей, бутиков связи, а также специализированных, "дамских" или "экстремальных" магазинов мобильных телефонов. Однако представитель "Телефон.ру" заявил: "Бутик сотовой связи - это утопия, как и монобренды операторов и вендоров. Они экономически невыгодны и  могут жить только при дотациях со стороны оператора или производителя оборудования". Елена Ноготкова полагает, что уменьшения количества салонов не предвидится совсем. "Пока в этом нет необходимости. Рынок еще не насыщен. Проникновение сотовой связи в Пермской области, по нашим оценкам, составляет около 60 % (если считать активных абонентов)", - заявила она, подчеркнув, что регион уже созрел для появления бутиков связи. "Связной" уже открыл две галереи цифровых технологий под маркой "Связной-3" в Перми. Эти точки достаточно успешны", - констатировала Елена Ноготкова.
 
Зона действия. Большинство из названных тенденций относится лишь к рынку Перми, в то время как в территориях края мобильная розница находится на ранней стадии развития. По словам Романа Сергеева, "компаниям интересны все большие города края, такие, как Березники, Соликамск, Добрянка, Чусовой, Чайковский, Лысьва, Кудымкар и так далее, но сейчас там идет первичное насыщение, то, что в Перми происходило 1,5-2 года назад". "Соответственно, средняя покупка проходит в диапазоне от 1,5 до 3 тысяч рублей, в то время как в Перми этот показатель приблизительно равен 4,8-4,9 тысяч рублей", - отметил господин Сергеев. Большинство респондентов называли сумму в 4-5 тыс. рублей  средней ценой продажи телефона в пермских салонах связи.
 
Одновременно с коррекцией стратегии развития сетей на территории Пермского края, связанной со снижением спроса на аппараты мобильной связи, происходят изменения и в структурах бизнеса компаний. По словам Очира Маджикова, в данный момент наблюдается рост доходов от "непрофильных" товаров и услуг (таких, как цифровая техника, аксессуары для сотовых телефонов, пополнение счета абонента и проч.), реализуемых через магазины сети. "В среднем у компаний доля "непрофиля" составляет порядка 15-20 %. И этот показатель будет постепенно расти, особенно это касается продаж цифровой техники. Данная тенденция обусловлена замедлением темпов роста рынка мобильных телефонов", - отметил господин Маджиков. В той или иной форме это мнение поддержали все эксперты издания. Так же, как и другие данные, названные представителем DIVIZION: порядка 60 % приобретаемых в Перми телефонов - рынок реплейсмента (замена прежнего мобильного телефона на новый). По данным компании "Евросеть", объем реплейсмента телефонов за 2005 года составил в целом по России 65 % от общего объема розничных продаж и был равен 21,8 млн телефонов. "Исходя из этого, можно сказать, что на сегодня средний срок замены телефона составляет в России 19 месяцев", - отмечают аналитики компании. (Это также отражает ситуацию в Перми, полагают аналитики.) При этом цены на телефоны сегодня эксперты называют умеренными. На протяжении, как минимум, года наценка на аппараты связи в пермских магазинах составляет примерно 10 % (на новинки - 20-30 %). В то же время стоимость изначально намного более дешевых аксессуаров колеблется от 200 до 300 %. По данным Елены Ноготковой, в структуре доходов ритейлеров доля аксессуаров составляет 13-15 %, телефонов стандарта DECT, цифровой фото- и аудиотехники - 8-10 %. Так или иначе, большинство салонов связи придерживается сходной ценовой политики.
 
"Ценовая конкуренция ушла в прошлое", - резюмирует Очир Маджиков. "Сейчас во всех сетях цены на мобильные телефоны практически одинаковые, разница может колебаться в 10-рублевом коридоре, это уже непринципиально. Происходит конкуренция в сфере маркетинга и рекламы. Федеральные компании стараются вы-строить бренды, понятные целевой аудитории, проводят разные маркетинговые инициативы и многое другое", - полагает эксперт. С его мнением согласилась львиная доля респондентов: в данный момент мобильный ритейл переходит от экстенсивного развития к интенсивному. Кроме того, региональный рынок движется в русле развития страны и Урала. По мнению главы регионального офиса корпорации Nokia на Урале Павла Чудинова, пермский рынок сотового ритейла в целом соответствует общеуральским тенденциям развития рынка. "Пермский регион отлично продает. Впрочем, внутри Урала вообще нет большого дисбаланса экономического развития регионов, а потому и уровень продаж примерно одинаковый", - заявил топ-менеджер.
Владислав Горин
business-class.su

17.05.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

05.02.2025 - 14:48
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация