Интервью

"Этакая маленькая модель СССР" - Тигран Нерсисян

Свой бизнес совладелец и президент группы компаний "Бородино" Тигран Нерсисян сравнивает с конструктором. В 1993 г. он приехал в подмосковный Можайск из Армении, чтобы возглавить подсобное хозяйство переживавшего трудные времена колхоза "Бородино". Здесь ему пришла в голову мысль начать выпуск газированных напитков.

Вскоре "Бородино" обзавелось собственным производством пластиковых бутылок, типографией, которая печатает этикетки, рекламным агентством, заводом по производству оборудования для пищевой промышленности. "Моя мечта - предприятие замкнутого цикла", - говорит Нерсисян. Эту мечту он обрел, когда учился на экономиста во Львове и изучал практику работы крупных иностранных корпораций.

Замкнутый цикл, по расчетам Нерсисяна, позволяет снизить долю расходов на сторонних субподрядчиков в себестоимости продукции до 5% и тем самым сделать ее более конкурентоспособной. Стратегия оправдала себя - стабильный рост оборотов позволяет "Бородино" вторгаться в новые сегменты рынка. В 2005 г. наибольшая часть выручки холдинга, оцениваемой Нерсисяном в $650-700 млн, пришлась на строительный бизнес.

Президент "Бородино" не скрывает, что его компания немного похожа на Советский Союз. Особенностью его управленческого стиля являются частые переносы производства и офисов с места на место или их перепрофилирование. В поисках наибольшей эффективности он готов преобразовать завод безалкогольных напитков в кондитерскую фабрику, чтобы затем создать на ее месте бизнес-центр с гостиницей. Оценку своеобразной стратегии Нерсисяна вскоре смогут дать портфельные инвесторы. Еще в середине прошлого года "Бородино" объявила о планах проведения IPO, которое, впрочем, до сих пор откладывалось. В интервью "Ведомостям" президент "Бородино" рассказал о строительстве пивных заводов в Мали и Конго, открытии новой сети продуктовых магазинов в Москве и совместном проекте с Минобороны.

- Почему вы начали с газированной воды?

- Потому что смогли собрать только оборудование для розлива воды. Средств на закупку чего-либо еще не было. Так что другого выбора у нас и быть не могло. У меня была мечта - создать предприятие замкнутого цикла. Я изучал опыт мировых предприятий-гигантов, и, хочу отметить, так работают многие корпорации. Изначально планировалось, что мы создадим многопрофильную группу предприятий. А с чего начинать - с машиностроения или розлива газированной воды, уже не важно. Это как конструктор.

- Начальную сумму вложений помните?

- Это были карманные деньги. Взять кредит в то время под 180-200% было невозможно. Поэтому мы буквально ждали, когда выйдет первая бутылка воды, чтобы ее продать, а деньги вложить. Первый кредит для покупки нового модернизированного оборудования мы взяли только через год - у банка "Возрождение" получили $500 000 под 70%.

- Как вы начинали работать на рынке слабого алкоголя?

- Мы начинали одними из первых, если не самые первые - еще в 1995 г. Никакой конкуренции тогда еще не было, но и спроса особенного тоже не было. Большие усилия требовались для того, чтобы прививать населению культуру питья подобных напитков. Ведь все это создавалось как альтернатива крепкому алкоголю и пиву.

- А не проще было начать с водки?

- Водку никогда не хотели выпускать. И сегодня наша позиция не изменилась. Мы выбирали напитки, которые были нам интересны. Производство коктейлей сложное, и не каждая компания сможет их производить.

- Говорят, что рынок слабого алкоголя стагнирует. Вы с этим согласны?

- Категорически нет. За три месяца 2006 г. мы обошли семимесячные прошлогодние продажи. На рынке сейчас региональные компании за счет агрессивной рекламы отбирают доли рынка у федеральных, и наоборот. Вот и все. А стагнации как таковой нет.

- Влияет ли ограничение рекламы слабоалкогольных напитков на продажи?

- Конечно, влияет. Вообще, ситуация с этим странная. Пивным производителям разрешается рекламировать свои продукты после 22.00, а нам нет, хотя по крепости эти напитки идентичны. Это результат лоббирования интересов пивных производителей.

- Не собираетесь приобретать новые производства по слабому алкоголю?

- А зачем? Лично я не верю, что покупка конкурента пропорционально увеличит нашу долю на рынке. Сегодня сделать это можно только за счет грамотного развития менеджмента на местах продаж, агрессивного маркетинга и рекламной политики.

- Много на рекламу тратите?

- На 2006 г. запланировано $10 млн, из них 70% идет на пищевой дивизион.

- В другие сегменты пищевой промышленности не стремитесь?

- У нас серьезно развивается кондитерское направление. Планируем выпускать майонез и кетчуп. Но пока не торопимся с этим. Создавать такой же майонез, который у всех уже есть, - нам это неинтересно. Мы участвуем в тендерах Минобороны на поставки продуктов питания для военнослужащих и третий год снабжаем войска своей продукцией. Уже выполнено поставок на сумму более 200 млн руб. В этом году поставляем хлебцы, масло, сухое молоко, мясные и рыбные консервы.

- Как вы вышли на рынок недвижимости?

- Мы начали со строительства базы в Мытищах. Это был первый проект, когда компания сделала все своими силами. За 1,5 года мы построили большой складской и гаражный комплекс, два офисных здания, вложили в это около $15 млн. Здесь своя электроподстанция, газовая котельная, очистные сооружения, АТС. Все здания соединены подземными ходами. Если бы этот проект оказался неудачным, мы бы в дальнейшем, наверное, не пошли в этот бизнес.

- Ваша компания не прибегает к помощи "извне"? Даже услугами консультантов не пользуетесь?

- Пока потребности в них нет. Свои специалисты по аудиту, оценке, юридическим услугам у нас ничем не хуже, а наша компания "Экспертпроф-Аудит" имеет аккредитацию в государственных и частных организациях. Если же говорить о строительных работах, сегодня мы все же на 25% используем субподрядные организации.

- Назовите крупные проекты в сфере недвижимости.

- В 2004 г. мы начали строить бизнес-центр с гостиницей на Русаковской улице площадью 80 000 кв. м. Он уже готовится к сдаче. В Можайске идет строительство жилого комплекса. Первый дом почти сдан. Его общая площадь - 60 000 кв. м. В этом году начали возводить еще один бизнес-центр с апартаментами на Николоямской улице. Сумма инвестиций в этот проект - $25 млн. А в апреле приступаем к возведению делового комплекса и гостиницы на Большой Пионерской. Инвестиции по этому объекту - порядка $150 млн. Будем также возводить бизнес-центр площадью 84 000 кв. м на Таганской площади. На эту площадку планируем выйти в июне.

- Региональные проекты у вас есть?

- Мы выиграли тендер в Нижнем Новгороде, организованный Минобороны. Теперь строим на территории бывшего ракетного училища 200 000 кв. м жилья. Сейчас там идет закладка фундамента.

- Какова доля Минобороны в проекте?

- 15%. Причем уже через месяц мы купили квартиры для военнослужащих в других районах города. Просто боялись не успеть уложиться в сроки. Мы также готовимся к строительству в Нижнем Новгороде многофункционального комплекса на 165 000 кв. м, где расположатся офисный центр, выставочный павильон, концертный зал, торговые и развлекательные площади и гостиница на 200 номеров категории "4 звезды". Проектированием комплекса занимается итальянская компания "Феррари Студио". Планируем приступить к строительству через 1,5 месяца. Сейчас идет выбор участка. Общий объем инвестиций - около $200 млн.

- А что в других регионах?

- Подписан договор о сотрудничестве с правительством Астраханской области. Там мы к 2008 г. планируем построить более 1,5 млн кв. м жилья. Есть предложения из Калининградской области, но нам пока хватает и астраханских объемов. Строить в регионах сложнее. Там не хватает сетей. Многие жалуются на энергодефицит в Москве, однако тут есть хоть какая-то система, а в регионах она только начинает зарождаться.

- "Бородино" работает в разных сегментах экономики. Зачем вам это надо?

- Многие говорят, что это непрофильные активы. Я не согласен. У нас нет непрофильных активов. Мы владеем технологиями, и мы умеем управлять нашими активами. У нас, к примеру, нет ни одного убыточного завода. Когда два года назад мы купили Савеловский машиностроительный завод, он находился в состоянии банкротства. Мы выдержали атаки рейдеров всех мастей, в том числе и тех, кто занимает высшие строчки в рейтингах журнала Forbes. Уже через год он стал рентабельным, мы работаем с ведущими НИИ авиационной промышленности, предприятиями ОАК, "Тактического ракетного вооружения". Начали экспорт не только в Африку и Китай, но и в Италию и Англию.

- Вы сосредоточились на авиастроении?

- Мы активно начали работать с автозаводами, металлургическими комбинатами, нефтяными компаниями. Делаем для них оборудование, для пищевой промышленности. В регионах успешно работают наши торговые дома. В Москве развивается сеть собственных магазинов "Продуктория" так называемой шаговой доступности, которые расположены внутри жилых микрорайонов. Инвестиции в открытие одного магазина составляют $250 000-500 000. До конца 2007 г. планируется открыть до 70 магазинов. У нас интерес к открытию сети своих магазинов связан с желанием продолжать развитие холдинга замкнутого цикла с собственным производством и сбытом. Этакая маленькая модель СССР.

- У вас же еще есть производство мини-нефтеперерабатывающих заводов.

- Спрос на них очень большой. Мы заключили договор с несколькими странами Африки на строительство 25 крупных комплексов.

- Вы собирались строить в Африке еще и пивные заводы?

- Да. Восемь заводов в Мали и Конго. Там мы выступаем в качестве руководителя проекта. Строительство будет вестись на деньги ЮНЕСКО, хотя часть инвестиций будет наша. Оборудование и проекты тоже будут наши. Мы будем участвовать и в самом строительстве.

- Вам, наверное, поступают предложения о продаже компаний?

- К нам обращались. Но у нас нет никакого желания продавать компанию. Для чего? Чтобы продать, получить деньги и опять что-то приобрести? По-моему, это нелогично.

- А IPO не собираетесь провести?

- Мы планировали провести IPO в начале этого года. Но подготовка занимает много времени. Нужно привести юридическую базу в порядок. Управленческую отчетность мы ведем своими силами, а публичное размещение акций на бирже для нас дело новое, поэтому все движется не очень быстро, но четко и основательно.

- Можете назвать новые сроки?

- Они сдвинулись на октябрь-ноябрь этого года. Планируем размещение на российской бирже, хотя условия здесь гораздо более жесткие, чем в том же Лондоне. Я не понимаю этого странного стремления многих заполучить западные инвестиции. Сейчас и в России много состоятельных инвесторов.

- Кто владеет "Бородино"?

- Группа физических лиц. Среди них я и Виктор Лапкин, гендиректор ЗАО "Бородино". Скажу только, что иностранных граждан среди акционеров нет, как нет и офшорных собственников.

- А вы компанию не оценивали?

- По моим субъективным оценкам, она сегодня стоит более $1,5 млрд.

БИОГРАФИЯ

Тигран Нерсисян родился 26 марта 1966 г. в г. Ереване. В 1989 г. окончил Львовский торгово-экономический институт. С 1989 г. - экономист, старший ревизор Шаумянского райпотребсоюза (Ереван). С 1993 г. - начальник цеха по производству безалкогольных напитков колхоза "Бородино", с 1995 г. - директор завода "Спасо-Бородинские воды", с 1997 г. - заместитель гендиректора ЗАО "Бородино". В 2000 г. назначен президентом группы компаний "Бородино".

О КОМПАНИИ

Группа компаний "Бородино" начала создаваться в 1993 г. на базе бывшего подмосковного колхоза "Бородино". В состав группы входят около 65 предприятий в 10 регионах России, в том числе пищевые, машиностроительные, строительные и полиграфические. По данным компании, выручка в 2005 г. составила около $350 млн (в 2004 г. - около $275 млн), а с учетом строительного дивизиона - около $650-700 млн. Основные акционеры - Тигран Нерсисян и Виктор Лапкин. Доли не раскрываются.

Антон Филатов
Ведомости

07.04.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.01.2025 - 13:40
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация